Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНТУРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РОСТА КОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

    Развитие рыночных отношений в России требует сегодня эффективного управления финансовыми ресурсами, капиталом. Опыт функционирования  хозяйствующих  субъектов  свидетельствует  об  острой необходимости совершенствования механизма управления финансами в различных его аспектах. Несмотря на известный опыт работы российских компаний, весьма актуальными остаются вопросы методологии и методики функционирования финансового механизма, структуры финансовых источников, капитала, а также финансовых инструментов и условий развития коммерческих организаций. Особую роль в финансовом менеджменте сегодня играет финансовая стратегия коммерческих организаций и управление ростом как обязательное условие конкурентоспособности компании. Уверенно можно сказать, что в условиях рыночной экономики финансовый механизм коммерческих организаций играет ведущую роль, ибо этот механизм выступает основой управления компанией.

     Для российской финансово-экономической науки понятие «финансовый механизм» является  не новым, и его содержание раскрывается преимущественно в учебной литературе, научных статьях, а также в отдельных монографиях. В категории «финансовый механизм» имеется сложное переплетение смыслового содержания и отражения реальных процессов. В большинстве работ «финансовый механизм» рассматривается в проблематике финансовой политики государства. Основные определения характеризуют его как целенаправленную деятельность государства в области управления финансами и составную часть финансовой политики [6, с. 161]. С его помощью мобилизуют и распределяют финансовые ресурсы, необходимые для производственного и научно - технического развития хозяйствующих субъектов и обеспечения взаимосвязи с бюджетной системой государства. Достаточно часто под финансовым механизмом понимается совокупность форм, видов и методов финансовых отношений в народном хозяйстве. При этом элементами финансового механизма являются:

•   порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

• система законодательных норм и нормативов.

     Для нашего исследования интерес представляет финансовый механизм компаний, при помощи которого осуществляется финансовая политика хозяйствующего субъекта и стратегия корпоративного роста. Основные трактовки понятия «финансовый механизм» применительно к компаниям сводятся к следующему.

    А. И. Самылин [5, с. 20] полагает, что система управления финансами на предприятии, которая обеспечивает взаимосвязь финансовых ресурсов и финансово-экономических отношений, направленная на достижение поставленных целей называется финансовым механизмом. Финансовый механизм формирует системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, росту прибыли и уровню рентабельности, усилению конкурентной позиции на ранке и др.

    А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова [7, с. 8] считают, что финансовый ме ханизм предприятия – система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы. Финансовые отношения – инвестирование, кредитование, налогообложение, стра хо вание и др. Финансовые рычаги – набор финансовых показателей через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Они включают: прибыль, до ход, финансовые санкции, цены, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги и т.п. Финансовые методы можно определить как способы воздействия определенными финансовыми рычагами на финансовые отношения и процесс хозяйственной деятельности. К ним можно отнести финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль.

    Ругачева А.В. [4, с. 92] финансовый механизм функционирования фирмы формируется, с одной стороны, на основе существующих институциональных рамок (гражданское, налоговое законодательство и т.п.), а с другой стороны – как следствие институционального устройства самой фирмы. Автор выделяет важнейшие характеристики финансового механизма. Среди которых: организационное построение, цель функционирования, метод управления трансакциями (рыночный, административный), возможности использования трансфертных цен, возможности выбора режима налогообложения, потенциал привлечения долгового финансирования, уровень эффекта финансового рычага, инвестиционные возможности, организация стратегического финансового планирования, самостоятельность в принятии финансовых решений.

    В.И. Грицык и В.В. Космин [2, с. 163] характеризую т финансовый механизм как «совокупность форм организации финансовых отношений, методов и способов (мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование), применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития…».

    По мнению Т.А. Владимировой [1, с. 13] «финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной системе необходимо включает в себя согласованную систему целей, критериев и условий (в том числе ресурсных) и базируется на информационной поддержке, конкретных правилах финансового, информационного и технологического взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, на методах формирования управляющих параметров(рычагов: планов, цен, нормативов), на методах финансового и оперативного управления, административных и финансовых ограничениях деятельности субъектов хозяйствования внутри системы и во внешней среде».

    Как видно из приведенных дефиниций в экономической литературе отсутствует единство мнений как относительно объекта воздействия финансового механизма, так и относительно структурных элементов и способов их взаимодействия. Так среди объекта воздействия финансового механизма выделяются:

- совокупность форм, видов и методов финансовых отношений;

- совокупность  финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов;

- система финансовых показателей, методы планирования;

- система организации и планирования;

- система управления финансами;

- система целей, критериев и условий.

    Эти примеры свидетельствуют о несовершенстве определения понятия и структуры финансового механизма, его сложности и многогранности, говорят о его органической взаимосвязи с общеэкономическим механизмом. Проведенный критический анализ понятия финансового механизма, его инструментов и методов показал, что существующие определения и трактовки   этого понятия не в полной мере учитывают динамику изменения окружающей экономической среды, а также не принимают во внимание всю совокупность ресурсов, которые используют современные предприятия.

    Основным содержательным пробелом в этих и подобных определениях является отсутствие объективного момента, объективного исходного начала, вокруг которого и формируется финансовый механизм компаний. Таким объективным началом, по нашему мнению, является его контурная конструкция. Термин «контурная конструкция», под которой мы понимаем разноуровневую систему финансовых отношений, субъектное очертание окружения компании, на наш взгляд, наиболее полно отражает многосторонность  финансового механизма.

    Модель финансового механизма роста компаний, как нам представляется, должна содержать четыре контура финансовых отношений. Первый контур отражает систему у правления финансовыми отношениями компании с косвенными стейкхолдерами, второй контур отражает финансовые отношения с прямыми стейкхолдерами, третий контур – между структурными подразделениями компании как группы фирм, и четвертый контур касается управления финансовыми отношениями внутри фирмы.

    Такая модель финансового механизма  корпоративного роста  органично вписывается в контрактную модель, или модель заинтересованных сторон, компания вступает в различные отношения с большим числом заинтересованных лиц – так называемых стейкхолдеров(stakeholders). М. Кларксон[8, c. 92]определил группы интересов как лица или группы лиц, которые имеют или предъявляют права на собственность организации, заинтересованы в ее деятельности в прошлом, настоящем или будущем периодах времени. Он разделил их на две категории. Первичные группы заинтересованных лиц связаны с организацией формальными контрактами. Их существование необходимо для деятельности организации. К ним относятся акционеры, работники, потребители и группы лиц, имеющие право контроля или другие формы власти над фирмой. Вторичные группы заинтересованных лиц, к которым относятся, например, средства массовой информации и группы специальных интересов, не  связаны с организацией формальными контрактами.

    В контрактной модели интересы (цели) сторон могут не совпадать с интересами (целями) компании. Компания должна  стремиться удовлетворять интересы всех сторон, как акционеров, так и потребителей, представлять для них определенную ценность. При этом решение главной задачи бизнеса, по мнению Питера Друкера [3], - «приобретение и удержание потребителей» - позволит   компании обеспечить устойчивый свободный денежный поток. Следует заметить, что на практике различные, часто противоречивые цели заинтересованных сторон трудно увязать и сбалансировать. Кроме того, уход ключевых сторон может снизить или разрушить ценность компании для остальных заинтересованных лиц.

    Контурная конструкция финансового механизма строится на различиях в управлении финансовыми отношениями относительно субъекта взаимодействия и компании (в лице управляющих)и силе воздействия (влияния) на них. Первый контур финансовых отношений отражает взаимодействие компании с субъектами, опосредованно влияющими на бизнес - с государством, конкурентами, прочими компаниями, СМИ, общественными и благотворительными организациями. Второй контур – финансовые отношения  с субъектами, прямо влияющими на бизнес – бизнес-партнерами, поставщиками, кредиторами, инвесторами, покупателями и другими контрагентами. Специфика этих отношений заключается в том, что управление будет зависеть не только от решений компании, но и поведения и принимаемых решений этой группы стейкхолдеров, т.е. нет прямого, директивного воздействия со стороны компании. Третий контур финансовых отношений охватывает взаимодействия между структурными подразделениями компании. Здесь можно применить подход, который основан на построении финансовой структуры, т.е. на выделении в качестве субъектов управления центров финансовой ответственности. Кроме того, это могут  быть финансовые отношения между материнской и дочерней компанией в рамках структуры холдингового типа. Четвертый контур финансовых отношений – внутрифирменный – отношения с акционерами, менеджерами, персоналом. Степень воздействия и управления со стороны руководства компании здесь наивысшая.

    Таким образом, рассмотрев понятие и экономическое содержание финансового механизма компании, научный и практический инструментарий, который используют исследователи в процессе его анализа, мы предлагаем следующую трактовку финансового механизма роста компании. Под финансовым механизмом роста компании следует понимать разноуровневую контурную систему управления финансовыми отношениями, представленную взаимосвязанными организационно-экономическими и финансовыми элементами и типовыми группами, а также способов их взаимодействия, в целях обеспечения качественного экономического роста компании, включая повышения уровня капитализации и стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе.

 

Список  литературы

1.           Владимирова  Т.А.   Финансово-экономический  механизм  интеграционного  взаимодействия  в  сложной экономической системе: рычаги и методы. Новосибирск: СИФБД, 2002. С. 13-14.

2.           Грицык  В.И.,  Космин  В.В.  Термины  и  понятия  (словарь):  Транспорт.  Строительство.  Экономика. Менеджмент. Маркетинг. Системоте хника. Информатика. М.:УМК МПС России, 2000. С. 163.

3.           Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

4.           Ругачева А.В. Финансовый механизм как часть институционального механизма функционирования фирмы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2010, № 3, С. 92.

5.           Самылин А.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. С. 20-21.

6.           Тесля П. И., Плотникова И.В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие. – М. ИНФРА-М, 2011. – С. 161.

7.           Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансовый менеджмент – 1. М.: ИПБР-БИНФА, 2006. С. 8.

8.           Clarkson M. A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance // The Academy of Management Journal. 1995, Vo l. 20. № 1. P. 92-117.