01 декабря 2016г.
Повышение эффективности бюджетных расходов предусматривает широкое внедрение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ.
Волгоград одним из первых среди муниципальных образований стал активно внедрять на практике программно-целевой метод управления бюджетными расходами.
С этой целью в Волгограде сформирована и актуализируется нормативно-правовая база, позволяющая обеспечить скоординированную работу структурных подразделений администрации Волгограда по формированию расходов бюджета Волгограда на основе программно-целевого принципа, а также оценить эффективность расходования средств бюджета Волгограда.
На текущий момент следует отметить такие муниципальные нормативно-правовые акты как:
- Положение о муниципальных программах, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 20.08.2013 № 1418;
- Положение о ведомственных целевых программах, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 20.03.2012 № 688;
- Порядок оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 07.09.2011 № 2615.
Эффективность целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В 2014 году доля бюджетных расходов, приходящихся на ведомственные целевые и муниципальные программы (далее – ВЦП, МП соответственно), составила 11,1 млрд. руб. или 68,6% от общего объема расходов, предусмотренных в бюджете Волгограда, и нашло отражение в реализации 8 МП и 27 ВЦП, что ниже аналогичных значений предыдущих лет (см. таблицу).
Таблица
Финансирование программных мероприятий в 2014 году (млн. руб.)
Наименование программы
|
Утверждено
по программе на 2014 год
|
Средства
бюджета Волгограда
|
Средства
вышестоящих бюджетов
|
Внебюджетные
средства
|
Муниципальные
программы
|
1 566,8
|
127,3
|
1 052,7
|
386,8
|
Ведомственные целевые
программы
|
9 563,6
|
6 880,8
|
2 682,8
|
0
|
Всего по программам
|
11 130,4
|
7 008,1
|
3 735,5
|
386,8
|
Следует отметить, что доля бюджетных расходов в рамках реализации программно-целевого принципа управления при формировании бюджета Волгограда в 2012 году составляла 75%, что нашло отражение в 5 долгосрочных и 46 ведомственных программах.
В 2013 году эта же доля составила 64,2% от всех бюджетных расходов Волгограда (8 долгосрочных и 38 ведомственных программ).
По сравнению с 2010 годом данный показатель уже в 2012 году вырос более чем в 37 раз (в 2010 году он составлял только 2,0%).
Общий объем финансирования программных мероприятий в 2014 году составляет 11,1 млрд. руб., что на 12,6% и 13,3% ниже соответствующих значений 2013 и 2012 годов соответственно.
Сравнительная динамика количества целевых программ, представлена на рис.1.
Рис. 1. Количество целевых программ в 2010 – 2014 годах на территории Волгограда (в ед.) [2]
В 2011 году на территории Волгограда действовали уже 4 долгосрочные и 42 ведомственные целевые программы, охватывающие основные направления социально- экономического развития Волгограда.
В сравнении с 2010 годом количество действующих ведомственных целевых программ увеличилось в 4 раза. По итогам 2010 года таких программ было всего 10.
Вместе с тем, в 2013 году произошло уменьшение количества действующих ведомственных целевых программ на 17,4% по отношению к 2012 году и увеличение на 60% количества долгосрочных целевых программ соответственно.
Сравнительный анализ объемов финансирования ведомственных целевых программ Волгограда в 2011, 2012 и 2013 годах представлен на рис.2.
Рис.2.Объемы финансирования ведомственных целевых программ в 2011 – 2013годах (в млн. руб.)
Из данных на рис.2 следует, что в 2011 году объем расходов, предусмотренных в бюджете Волгограда в рамках реализации ведомственных целевых программ, на
1231 млн. руб. превосходит значения 2012 года и на
2
578
млн.
руб.
–
2013
года, а объем исполненных бюджетных средств на 612 млн. руб. превосходит значения 2012 года и на 1 621 млн. руб. – 2013 года соответственно.
Объем утвержденных расходов ВЦП в 2014 году на 1 468 млн. руб. или 13,3% ниже значений предыдущего 2013 года, что свидетельствует о низких темпах реализации
бюджетных расходов в рамках программно-целевого финансирования на территории
Волгограда.
Сравнительный анализ объемов финансирования долгосрочных целевых программ
Волгограда в 2011, 2012 и 2013
годах представлен на рис.3.
Рис.3. Сравнительный анализ объемов финансирования долгосрочных целевых
программ Волгограда в 2011 – 2013 годах (в млн.
руб.)
Динамика финансирования долгосрочных целевых программ Волгограда
иллюстрирует значительное несоответствие плановых и фактических показателей при
формировании расходов в 2011, 2012 и 2013 годах (отклонение необходимой суммы затрат от исполненной в бюджете составило 328,3 млн. руб. или 94,7% в 2011 году, 136,1
млн.
руб.
или
32,3% в 2012 году и
322 млн. руб.
или 35,5% в 2013 году).
Одной из основных причин данных несоответствий
является низкое исполнений
финансовых обязательств из вышестоящих бюджетов и несвоевременное использование
целевых средств, предусмотренных в бюджете Волгограда на основе софинансирования программных мероприятий.
В 2014 году в рамках реализации муниципальных программ (с 01.01.2014 долгосрочные программы заменены на муниципальные программы) утверждено 1 566,9 млн. руб., что выше на 86,9% аналогичных значений 2013 года. Данное увеличение
обосновано значительным ростом привлеченных
средств из вышестоящих
бюджетов по МП «Развитие дошкольного образования в Волгограде на сумму 1 052,7 млн. руб. По остальным 7 МП средства вышестоящих
бюджетов не предусмотрены, что очередной раз подтверждает низкую координацию действий администрации Волгограда и администрации Волгоградской области по привлечению бюджетных средств на осуществление программных мероприятий на территории
Волгограда.
В рамках участия Волгограда в государственных программах Волгоградской области (далее – ГП), федеральных целевых программах (далее – ФЦП РФ) и
государственных программах Российской Федерации (ГП РФ) необходимо отметить
следующее.
-
Фактическое участие Волгограда в государственных программах Волгоградской
области в 2014 году составило 12,9% от общего количества (или 4 ГП), потенциально возможное участие Волгограда в
ГП Волгоградской области
- 54,8% (или 17 ГП) [3].
-
Фактическое участие Волгограда в федеральных целевых программах РФ в 2014 году составило 1,8% от общего количества
(или 1 ФЦП РФ). Потенциально возможное
участие Волгограда в ФЦП РФ - 11,1% (или 6 ФЦП РФ), а в государственных программах
РФ – 2,4% (или 1 ГП РФ).
-
Условия для вхождения в федеральные и областные целевые программы не являются универсальными и
прописываются в каждой конкретной программе. В
основном механизм реализации федеральных целевых программ не предполагает прямого участия муниципалитетов.
Включение в федеральные программы осуществляется через
включение мероприятий и объектов
в соответствующие программы
регионов.
Оценка эффективности деятельности исполнителей-координаторов
программ и оценка степени эффективности реализуемых ими программ на территории Волгограда показала несовершенство
программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджета.
Для эффективности реализации программно-целевого метода планирования
бюджетных расходов на территории Волгограда органам местного самоуправления необходимо:
1.
Ежегодно проводить
мониторинг утвержденных и планируемых к реализации
муниципальных, федеральных
и областных целевых программ на предмет соответствия
их целей целям Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года [1].
2.
По результатам мониторинга определить наиболее
значимые приоритеты развития Волгограда, предусмотренные Стратегическим планом устойчивого развития
Волгограда, соответствующие целям
и задачам федеральных и областных программ.
3.
Ежегодно, учитывая выбранные приоритеты развития Волгограда, предусматривать в городском
бюджете денежные средства в полном объеме на
софинансирование федеральных и
областных программ.
4.
Усилить работу с главными распорядителями бюджетных средств
Волгоградской области на предмет своевременного поступления средств из вышестоящих
бюджетов на реализацию
программных мероприятий.
5.
Разработать и утвердить план мероприятий по участию Волгограда в
федеральных и областных программах, реализуемых на условиях софинансирования из
вышестоящих бюджетов.
6.
В целях обеспечения устойчивого развития Волгограда, улучшения качества
и общих условий жизни населения, активизировать работу по продвижению проекта долгосрочной областной целевой программы «Развитие Волгограда, как административного центра Волгоградской
области».
7.
Активизировать работу по обеспечению взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, общественными, научными и иными организациями и объединениями по вопросам, связанным с обеспечением участия
Волгограда в федеральных и областных целевых программах.
Список литературы
1.
Стратегический план устойчивого развития Волгограда до
2025 года, принятый решением Волгоградской
городской Думы
от 24.12.2007 № 55/1399.
2.
Официальный сайт администрации
Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru.
3. Официальный сайт
администрации Волгоградской области. URL:http://www.volganet.ru.