Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ВОЛГОГРАДА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
01 декабря 2016г.

Повышение эффективности бюджетных расходов предусматривает широкое внедрение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Волгоград одним из первых среди муниципальных образований стал активно внедрять на практике программно-целевой метод управления бюджетными расходами.

С этой целью в Волгограде сформирована и актуализируется нормативно-правовая база, позволяющая обеспечить скоординированную работу структурных подразделений администрации Волгограда по формированию расходов бюджета Волгограда на основе программно-целевого принципа, а также оценить эффективность расходования средств бюджета Волгограда.

На текущий момент следует отметить такие муниципальные нормативно-правовые акты как:

-       Положение о муниципальных программах, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 20.08.2013 № 1418;

- Положение о ведомственных целевых программах, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 20.03.2012 № 688;

-     Порядок оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 07.09.2011 № 2615.

Эффективность целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В 2014 году доля бюджетных расходов, приходящихся на ведомственные целевые и муниципальные программы (далее – ВЦП, МП соответственно), составила 11,1 млрд. руб. или 68,6% от общего объема расходов, предусмотренных в бюджете Волгограда, и нашло отражение в реализации 8 МП и 27 ВЦП, что ниже аналогичных значений предыдущих лет (см. таблицу).

Таблица 

Финансирование программных мероприятий в 2014 году (млн. руб.)

 

Наименование программы

Утверждено

по программе на 2014 год

Средства

бюджета Волгограда

Средства

вышестоящих бюджетов

Внебюджетные

средства

Муниципальные

программы

1 566,8

127,3

1 052,7

386,8

Ведомственные целевые

программы

9 563,6

6 880,8

2 682,8

0

Всего по программам

11 130,4

7 008,1

3 735,5

386,8

 

Следует отметить, что доля бюджетных расходов в рамках реализации программно-целевого принципа управления при формировании бюджета Волгограда в 2012 году составляла 75%, что нашло отражение в 5 долгосрочных и 46 ведомственных программах.

В 2013 году эта же доля составила 64,2% от всех бюджетных расходов Волгограда (8 долгосрочных и 38 ведомственных программ).

По сравнению с 2010 годом данный показатель уже в 2012 году вырос более чем в 37 раз (в 2010 году он составлял только 2,0%).

Общий объем финансирования программных мероприятий в 2014 году составляет 11,1 млрд. руб., что на 12,6% и 13,3% ниже соответствующих значений 2013 и 2012 годов соответственно.

Сравнительная динамика количества целевых программ, представлена на рис.1.
Рис. 1. Количество целевых программ в 2010 – 2014 годах на территории Волгограда (в ед.) [2]

В 2011 году на территории Волгограда действовали уже 4 долгосрочные и 42 ведомственные целевые программы, охватывающие основные направления социально- экономического развития Волгограда.

В сравнении с 2010 годом количество действующих ведомственных целевых программ увеличилось в 4 раза. По итогам 2010 года таких программ было всего 10.

Вместе с тем, в 2013 году произошло уменьшение количества действующих ведомственных целевых программ на 17,4% по отношению к 2012 году и увеличение на 60% количества долгосрочных целевых программ соответственно.

Сравнительный анализ объемов финансирования ведомственных целевых программ Волгограда в 2011, 2012 и 2013 годах представлен на рис.2.


Рис.2.Объемы финансирования ведомственных целевых программ в 2011 – 2013годах (в млн. руб.)

 Из данных на рис.2 следует, что в 2011 году объем расходов, предусмотренных в бюджете Волгограда в рамках реализации ведомственных целевых программ, на 1231 млн. руб. превосходит значения 2012 года и на 2 578 млн. руб. – 2013 года, а объем исполненных бюджетных средств на 612 млн. руб. превосходит значения 2012 года и на 1 621 млн. руб. – 2013 года соответственно.

Объем утвержденных расходов ВЦП в 2014 году на 1 468 млн. руб. или 13,3% ниже значений предыдущего 2013 года, что свидетельствует о низких темпах реализации бюджетных расходов в рамках программно-целевого финансирования на территории Волгограда.

Сравнительный анализ объемов финансирования долгосрочных целевых программ Волгограда в 2011, 2012 и 2013 годах представлен на рис.3.


Рис.3. Сравнительный анализ объемов финансирования долгосрочных целевых программ Волгограда в 2011 – 2013 годах (в млн. руб.)

Динамика финансирования долгосрочных целевых программ Волгограда иллюстрирует значительное несоответствие плановых и фактических показателей при формировании расходов в 2011, 2012 и 2013 годах (отклонение необходимой суммы затрат от исполненной в бюджете составило 328,3 млн. руб. или 94,7% в 2011 году, 136,1 млн. руб. или 32,3% в 2012 году и 322 млн. руб. или 35,5% в 2013 году).

Одной из основных причин данных несоответствий является низкое исполнений финансовых обязательств из вышестоящих бюджетов и несвоевременное использование целевых средств, предусмотренных в бюджете Волгограда на основе софинансирования программных мероприятий.

В 2014 году в рамках реализации муниципальных программ (с 01.01.2014 долгосрочные программы заменены на муниципальные программы) утверждено 1 566,9 млн. руб., что выше на 86,9% аналогичных значений 2013 года. Данное увеличение обосновано значительным ростом привлеченных средств из вышестоящих бюджетов по МП «Развитие дошкольного образования в Волгограде на сумму 1 052,7 млн. руб.  По остальным 7 МП средства вышестоящих бюджетов не предусмотрены, что очередной раз подтверждает низкую координацию действий администрации Волгограда и администрации Волгоградской области по привлечению бюджетных средств на осуществление программных мероприятий на территории Волгограда.

В рамках участия Волгограда в государственных программах Волгоградской области (далее – ГП), федеральных целевых программах (далее – ФЦП РФ) и государственных программах Российской Федерации (ГП РФ) необходимо отметить следующее.

-   Фактическое участие Волгограда в государственных программах Волгоградской области в 2014 году составило 12,9% от общего количества (или 4 ГП), потенциально возможное участие Волгограда в ГП Волгоградской области - 54,8% (или 17 ГП) [3].

-   Фактическое участие Волгограда в федеральных целевых программах РФ в 2014 году составило 1,8% от общего количества (или 1 ФЦП РФ). Потенциально возможное участие Волгограда в ФЦП РФ - 11,1% (или 6 ФЦП РФ), а в государственных программах РФ – 2,4% (или 1 ГП РФ).

-     Условия для вхождения в федеральные и областные целевые программы не являются универсальными и прописываются в каждой конкретной программе. В основном механизм реализации федеральных целевых программ не предполагает прямого участия муниципалитетов. Включение в федеральные программы осуществляется через включение мероприятий и объектов в соответствующие программы регионов.

Оценка эффективности деятельности исполнителей-координаторов программ и оценка степени эффективности реализуемых ими программ на территории Волгограда показала несовершенство программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджета.

Для эффективности реализации программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на территории Волгограда органам местного самоуправления необходимо:

1.                  Ежегодно проводить мониторинг утвержденных и планируемых к реализации муниципальных, федеральных и областных целевых программ на предмет соответствия их целей целям Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года [1].

2.                  По результатам мониторинга определить наиболее значимые приоритеты развития Волгограда, предусмотренные Стратегическим планом устойчивого развития Волгограда, соответствующие целям и задачам федеральных и областных программ.

3.                  Ежегодно, учитывая выбранные приоритеты развития Волгограда, предусматривать в городском бюджете денежные средства в полном объеме на софинансирование федеральных и областных программ.

4.                  Усилить работу с главными распорядителями бюджетных средств Волгоградской области на предмет своевременного поступления средств из вышестоящих бюджетов на реализацию программных мероприятий.

5.                  Разработать и утвердить план мероприятий по участию Волгограда в федеральных и областных программах, реализуемых на условиях софинансирования из вышестоящих бюджетов.

6.                  В целях обеспечения устойчивого развития Волгограда, улучшения качества и общих условий жизни населения, активизировать работу по продвижению проекта долгосрочной областной целевой программы «Развитие Волгограда, как административного центра Волгоградской области».

7.                  Активизировать работу по обеспечению взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, общественными, научными и иными организациями и объединениями по вопросам, связанным с обеспечением участия Волгограда в федеральных и областных целевых программах.

 

 

Список литературы

 

1.             Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года, принятый решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 № 55/1399.

2.       Официальный сайт администрации Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru.

 3.       Официальный сайт администрации Волгоградской области. URL:http://www.volganet.ru.