Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   В основе экономического развития территориального образования лежит расположение промышленных предприятий, которые являются звеном экономической системы не только регионов, но и страны в целом.

   Сложившаяся экономическая ситуация и санкции со стороны США и Европы, необходимо рассмотреть, как шанс для предприятий выпускать качественную продукцию, которую можно заполнить на внутреннем рынке.

   Цель исследования изучение различных классификаций критериев оценки конкурентоспособности промышленных предприятий и внесение предложений теоретического характера.

   Конкурентоспособность предприятия - это совокупность количественных и качественных показателей, характеризирующих способность коммерческой организации успешно соперничать со своими конкурентами для получения максимально возможной прибыли.

   Для оценки конкурентоспособности предприятия используются различные критерии. Говоря о классификации существующих критериев необходимо отметить, что экономистами разработано множество всевозможных классификаций оценки конкурентоспособности предприятий.

   Отсутствие единого критерия к оценке конкурентоспособности коммерческих организаций затрудняет работу не только топ-менеджеров в организации, но и имеет более глобальный характер на уровне государства. Для решения данной проблемы необходимо разработать такие критерии, которые позволят оценить конкурентоспособность по различным отраслям, стать системными и комплексными. На наш взгляд, для разработки целостного подхода по данному вопросу, необходимо сослаться на работы следующих авторов.

   Отечественный экономист М. Г. Миронов предложил комплексный подход оценки конкурентоспособности предприятия. В его основу входят такие показатели конкурентоспособности как: эффективность производственной деятельности предприятия; финансовое состояние предприятия; эффективная организация сбыта и продвижения товара на рынке; конкурентоспособность товаров; деловая активность предприятия. [2]

     Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд предлагают для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов :

- формирование имиджа,

-    разработка концепции готового продукта

-   качество продукции,

-   уровень диверсификации видов бизнеса,

-   суммарная % рыночная доля главных видов бизнеса,

-   НИОКР, НИД

-    производственная мощность и др.[1]

    Конкурентоспособность организации Фатхутдинов Р. А. предлагает оценивать по четырем основным группам показателей:

1)    внешняя среда (макросреда, инфраструктура региона, микросреда);

2)     внутренняя среда (технологии, организация процессов, ресурсы);

3)    качество и ресурсоемкость готовой продукции (товары, новшества, услуги);

4)    преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций) [3]

    Анализ  ряда источников  показал, что при большом количестве различных  классификаций критериев оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий отсутствует системность и комплексность.

    На наш взгляд конкурентоспособность предприятия необходимо рассмотреть с двух сторон: внутренняя и внешняя среда. При этом стоит разделить внутреннюю среду на три подгруппы (Рисунок 1) С одной стороны, конкурентоспособность производственной деятельности, которая предполагает рациональное и эффективное объединение и распределение финансовых и производственных ресурсов. С другой стороны, конкурентоспособность промышленной продукции, проявляющаяся в способности удовлетворять требования не только рынка, но и потребителей, превосходя при этом всех конкурентов. Также необходимо выделить третью сторону: конкурентоспособность персонала. Персонал - это неотъемлемая часть любой организации, которая формирует производственную структуру. Уровень образования, профессиональные знания и индивидуальные навыки сотрудников гарантируют организации разработку стратегии конкурентных преимуществ, что необходимо в сложившихся экономических условиях в России.


Рис.1. Внутренняя среда конкурентоспособности коммерческих организаций

 

    Каждый из представленных выше показателей имеет свои критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Так для оценки конкурентоспособности предприятия ключевыми характеристиками состояния предприятия являются следующие показатели:

1   Платежеспособность

2   Прибыльность

3   Стратегичность управления

4   Адаптация в любых условиях рынка 5 Финансовая «прозрачность»

6   Управляемость бизнеса

7   Инновационная деятельность

   Конкурентоспособным предприятие может быть лишь в том случае, если все эти показатели взаимосвязаны между собой и функционируют. Чем лучше развиты эти ключевые характеристики, тем более инвестиционно привлекаемо коммерческое предприятие.

   Конкурентоспособность товара – это способность продукции отвечать необходимым требованиям потребителя, при этом обладать привлекательными характеристиками по с равнению  с другими изделиями аналогичного вида, представленных на рынке.

Параметрами конкурентоспособности товара выступают следующие показатели:

15.   Назначение товара

16.   Технические характеристики

17.   Цена

18.   Качество

19.   Надежность

20.   Безопасность

21.   Экологичность

22.   Эргономичность

23.   Эстетические свойства

24.   Затраты на транспортировку

25.   Страховые выплаты

26.   Послепродажное обслуживание

   Конкурентоспособность  персонала  –  это  способность  конкретного  работника  к  индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижении организационных целей.

   Для рассмотрения конкурентоспособности персонала используются следующие показатели:

1   Уровень образования

2   Вовлеченность персонала в производственный процесс 3 Креативность

4   Способность обучаться

5   Научная деятельность

    Для рассмотрения внешней среды конкурентоспособности коммерческой организации автор предлагает использовать следующие подгруппы критериев (Рисунок 2)


Рис.2. Внешняя среда конкурентоспособности промышленного предприятия

 

   Каждый из вышеперечисленных критериев имеет свою классификацию, что говорит о сложности и комплексности данных. Несомненно, для грамотного специалиста необходимо учитывать все эти нюансы, для разработки грамотной конкурентной стратегии предприятия.

   Подробную классификацию внешней среды предприятия можно рассмотреть в Табл.1, в которой подробно описываются все критерии оценки конкурентоспособности пищевой промышленности.

Таблица 1 Классификация внешних критериев оценки конкурентоспособности промышленных предприятий

Показатель

Критерии

Потребители

- Цена

- Удовлетворенность товаром

- Доступность

- Качество

Инвесторы

- Прибыльность, окупаемость

- Ликвидность

-Увеличение стоимости имущества

Кредиторы

- Своевременность выполнение обязательств

Поставщики

- Платежеспособность

- Исполнение обязательств

 

Продолжение таблицы 1

Спонсоры

- Участие в благотворительности

- Спонсорство на развитие науки, образования, культуры и спорта

Государственные и муниципальные органы

власти

- Соблюдение законодательства

- Оплата налогов и сборов

-Осуществление выплат во внебюджетные фонды

- Социальная ответственность бизнеса

- Влияние на экономику



   Из таблицы видно, что в выпуске качественной продукции заинтересованы не только потребители, но и инвесторы, спонсоры и органы государственной и муниципальной власти, так как качество - залог успеха любого производства.

   Таким образом, проанализировав все критерии оценки конкурентоспособности можно сделать вывод, что для каждой коммерческой организации должны быть разработаны собственные классификации данных критериев в зависимости от масштаба производства, выпускаемой продукции. За основу этих критериев оценки конкурентоспособности можно взять предложенную автором классификацию. Проведя анализ оценки конкурентоспособности, предприятие сможет разработать стратегический план для развития своей деятельности.

 

Список литературы

1.      Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.

2.      Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 160 с.

3.      Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М. : Эксмо, 2014. – 544 с.