Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     В настоящее время в мире наблюдается тенденция усиления процессов региональной экономической интеграции, это объясняется нарастающими процессами глобализации, в условиях которой некоторые страны, в числе которых и Россия, стремятся к объединению экономического потенциала.

     В целом глобализацию можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости международных экономик, взаимовлияние и взаимопереплетение различных сфер и процессов в мировом хозяйстве . В хо де глобализации формируются экономики открытого типа, причем само понятие «открытая экономика» меняется по мере развития и усиления мирохозяйственных связей.

   Позиция стран в мировой экономике определяется конкурентоспособностью ее продукции. Для России, отстающей от мировых лидеров, задача повышения конкурентоспособности ее продукции становится первоочередной.

     В целом, сегодня проблема конкурентоспособности российских товаров выходит на первый план. Так президент РФ В.В.Путин в своем выступлении отметил, что в достижении конкурентоспособности и состоит национальная идея, это поспособствовало бы скорейшему переходу к инновационной экономике России.

   Поэтому изучение процесса развития конкурентоспособности российских промышленных предприятий, а также создаваемых ими товаров, в условиях глобализации современной экономики, является актуальным. Изучение данного процесса обусловлено рядом причин, основной из которых является кризис промышленных предприятий, характеризующийся потерей конкурентных позиций на мировых рынках.

   Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, вследствие чего происходит мировая стандартизация экономических и технологических процессов. Процесс глобализации охватывает все сферы жизни общества и становится, зависим от всех субъектов. Вместе с тем происходит бурный рост международной торговли и чтобы не потерять свои позиции на мировых рынках товар должен быть конкурентоспособным.

     Конкурентоспособность – это способность производителей опережать соперника в завоевании и укреплении своих позиций на международных рынках.

     Использование данного определения позволяет: рассматривать конкурентоспособность продукции как важный элемент системы конкурентоспособности; интегрировать характеристики товара, важные с точки зрения потребителя    и    изготовителя;    расширить    круг       показателей     оценки     конкурентоспособности продукции промышленных предприятий; адаптировать понятие конкурентоспособность продукции промышленных предприятий к особенностям сбытовой деятельности; способствовать более достоверному определению позиции продукции предприятий относительно конкурентов; соединить потребности покупателей с возможностями производителей, что обеспечивает достижение синергетического эффекта.

     Сегодня Россия занимает весьма низкие места в международном рейтинге глобальной конкурентоспособности, так в рейтинге IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2014г. наша страна заняла 38 -е место, а в индексе глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума) всего лишь 53-е место. По размерам ввоза высокотехнологичной продукции Россия уступает Китаю в 10 раз, Южной Корее – в 14 раз, Таиланду - в 5 раз. Доля российского производства J(I)T – услуг в структуре мирового ВВП не превышает 0,2% (для сравнения, на США приходится 5,3%, на Китай – 5,1%, на Индию 3,3% ВМП). Эти цифры красноречиво свидетельствует о недостаточном использовании богатого экономического потенциала.

   Повышение конкурентоспособности товаров промышленной продукции – процесс длительный, требующий не только принятия эффективных управленческих решений на основе предшествующего опыта, но и создания моделей и механизмов с использованием комплекса мероприятий научно-технического, производственно-технологического потенциалов предприятия. Вследствие чего, появляется необходимость исследования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности российских промышленных предприятий и их продукции, а так же сущности «конкурентоспособности промышленной продукции», ее основных факторов и методов оценки.

     Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, ес ли не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

     Проблемы изучения сущности «конкурентоспособности» не новы, более того получили отражение в работах многих зарубежных и отечественных ученых-экономистов: М.Э. Портера, А.А.Томпсона, А.Е. Карлика, Х.А. Фасхиева, А.Н. Петрова, Ю.М. Неруша, В.И. Степанова, О.В Васю хина , Н.К. Моисеевой и Т.Р. Адриановой, Ф. Котлера, Е.Н. Голубкова, Д.Дж. Бауэрсокса, Г.Л. Багиева, Я. Деккера, П. Дойля, Б.Г. Мазмановой, И.Б. Гурковым и др.

     Вместе с тем, ряд методологических и практических вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности в условиях глобализации, продолжает оставаться недостаточно исследованным и разработанным:    конкурентоспособность   предприятия   рассматривается   с   позиций   высшего   руководства и владельцев предприятия и не учитывается его социально-экономическое значение. Остается недооцененной роль общественных и государственных институтов в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.

     Так, Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида   иназначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

     Каплина О., Зайченко Д. основными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, называют качество и цену.

     В работе Гарбацевича, конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.

     Качество - главная характеристика товара. Это способность товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические и по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

     Становится понятным, что для того чтобы стать конкурентоспособным, товар должен быть, в первую очередь, – качественным, так как качество напрямую определяет его положение на рынках сбыта.

Главной задачей в повышении качества промышленной продукции является снижение издержек производства, так как число снижение числа бракованных изделий снижает потери. К улучшению качества продукции относят такие элементы системы качества, как закупка более качественного сырья, внедрение усовершенствованной технологии производства, тщательный контроль производимой продукции и т.д. Но возникают и такие ситуации, когда товар с более высоким качеством менее конкурентоспособен на рынке, в том случае если его цена значительно повысилась за счет придания ему новых свойств, не предоставляющих существенного интереса для покупателей. Поэтому необходимо, во избежание разногласий между потребителем и продавцом, чтобы затраты росли пропорционально росту уровня качества.

Сегодня роль потребителя при формировании требований к качественным характеристикам товара является основополагающей. Для любой продукции должны быть определены конкретные показатели качества, позволяющие отнести изделие к наивысшему уровню. Всегда существует максимально достижимый уровень качества, который достигается за счет внедрения и использования в производстве всех передовых технологий, новейших разработок в области организации производства.

Также основными элементами системы качества промышленной продукции являются: нормативная документация, персонал, технология и оборудование, сырье, контроль, сертификация. Эти эле менты не обособлены, между ними возникают определенные связи и отношения. Поэтому с целью обеспечения конкурентоспособности в процессе производства промышленной продукции, необ ходимо осуществить:

- формирование и реализацию целей в области конкурентоспособности;

- разработку всех видов документации;

- обеспечение производственной среды;

- поддержание компетенции персонала;

- изучение требований потребителей и др.

     В современных условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению конкурентоспособности своих товаров, России необходимо не только правильно организованное производство, но и государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности в условиях жесткой глобальной конкурентной среды.

     Низкие места в международном рейтинге России являются следствием низкой конкурентоспособности товаров российской промышленности. В свою очередь, причинами низ кой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.

     Серьезными проблемами, снижающими конкурентоспособности промышленных предприятий, являются недостатки функционирования государственных и общественных институтов, формирующих внешнюю среду промышленных предприятий. В результате анализа деловых региональных периодических изданий, а также из бесед с представителями бизнеса выявлены и описаны общие проблемы функционирования предприятий промышленности: несовершенство налоговой системы и налогового механизма, непоследовательность действий органов власти, снижающая эффективность мер экономической политики, отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности, затрудняющая, с одной стороны, развитие предприятий.

     Каждая из перечисленных проблем повышения конкурентоспособности промышленных предприятий должна быть проанализирована и на основе проведенного исследования приведены рекомендации по формированию региональной промышленной политики, способствующей улучшению институциональной среды функционирования промышленных предприятий.

     Изменение конкурентоспособности продукции обусловлено нормальной конкурентной средой. О процессе формирования ее свидетельствует высокий удельный вес промышленных организаций, руководители которых ощущают воздействие конкуренции со стороны отечественных и зарубежных предприятий.

Поэтому, конкурентоспособность товаров промышленных предприятий должна быть ориентирована на:

- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

- прогнозирование поведения и оценка возможностей конкурентов;

- оценка состояния и тенденций развития рынка;

- знание окружающей среды и ее тенденций;

-   умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента;

-   внедрение зарубежного опыта в различные сферы производства, при учете и сохранении национальных особенностей и самобытности.

Итак, в условиях глобализации достижение высокой конкурентоспособности товаров промышленной продукции возможно лишь когда:

-   определены цели и задачи в области управления конкурентоспособностью промышленного предприятия;

-    проанализированы ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия и разработана их классификация;

- предложена концептуальная модель анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятия;

- исследованы факторы конкурентоспособности;

- разработаны методические основы анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятия;

-    предложен механизм управления сбытовыми затратами, направленный на оперативное обеспечение конкурентоспособности предприятий.

     Так же, оценивая экспортный потенциал российских предприятий, необходимо иметь в виду, что еще не преодолен ряд условий, ограничивающих успешное продвижение российских товаров на внешние рынки. Прежде всего это недостаток специальных знаний и опыта в сфере экспорта у части российских предприятий, отсутствие координации в их действиях; со хранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, и в частности применение против них методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения российских компаний на перспективные рынки и ряд других.

Помимо этого, в целях повышения конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей необходимо: создание эффективного механизма перераспределения инвестиционных ресурсов в промышленном секторе в пользу предприятий обрабатывающих отраслей для технологического переоснащения производства и выпуска конкурентоспособной продукции; осуществление мероприятий по защите российского рынка от неорганизованного импорта и недобросовестной конкуренции.

Реализация подобных мер усилит позиции российских промышленных предприятий, как на внутреннем, так и внешнем рынке, будет способствовать росту производства конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.

Список литературы

1.           Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков. - М.: ТЕИС, 2004, 239 с.

2.           Какимжанов З. Качество как фактор конкурентоспособности / З. Какимжанов, А. Аблекенова // Вестник. - 2008. - №12. - С.48-56.

3.           Тимофеев М.И. Маркетинг / М.И. Тимофеев. - М.: РИОР, 2006. - 223 с.