Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ К ПЛАНИРОВКЕ РЕСУРСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

Анализ современного периода социально-экономической развития    Российской Федерации показывает важность  регионального аспекта развития страны, поскольку во многих регионах социально-экономическая и экологическая ситуации находятся в кризисной ситуации.[1]В условиях геополитической нестабильности и санкционных ограничений исследования территорий с целью поиска способов и механизмов повышения эффективности национальной экономики приобретает особую значимость. Разработка и использование новых подходов при планировании и проектировании территорий, особенно ресурсных, в условиях реализации политики импортозамещения может оказать существенное влияние на развитие промышленного потенциала субъектов РФ. Богатые природными ресурсами территории России тем не менее сталкиваются с серьезными проблемы, одной их которых является не развитость всех видов инфраструктуры, в связи с чем возникает вопрос проведения научных исследований как на основе уже имеющейся теоретической базы с целью учета современных факторов воздействия, так и совершенствование и разработка новых подходов в районной планировки ресурсных территорий. Именно исправление ситуации в планировании ресурсных территорий, развитие инфраструктуры, решение экологических проблем, снижение себестоимости выпускаемой продукции, разработка и внедрение новых технологических процессов на предприятиях региональных промышленных комплексов в условиях реализации политики импортозамещения становятся в настоящее время значимыми и важными.

Рассматривая современные подходы и методы планировки ресурсных территорий, стоит обратиться к зарождению исследования данной проблемы. Каждый из современных подходов, так или иначе, основывается на фундаментальных исторических теориях территориального планирования. Первые научные исследования в данной области проводились зарубежными и советскими учеными. Основоположники немецкой классической географической школы К. Риттер и А. Геттнер в XIX в. сформировали понятие «пространственной науки». В 1862 году становление теории размещения (локализации) немецкого экономиста ЙоганнаТюнена и система концентрических кругов, оптимизирующая схему размещения сельскохозяйственного производства, дали импульс к развитию территориального планирования с экономической точки зрения. Теория рационального штандорта промышленного предприятия В. Лаунхардта - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции, где решающим фактором размещения являются транспортные издержки, продолжила исследования в данном направлении. Работы Й. Тюнена и В. Лаунхардта продолжил немецкий социолог и экономист Альфреда Вебера всвоем труду «О размещении промышленности: чистая теория штандорта». Первую теорию о функциях размещения системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул немецкий ученый Вальтер Кристаллер. В своем учении «Теория максимизации прибыли при размещении производства» Август Лёш был первым, кто предложил отводить главную роль не снижению издержек, а максимизации прибыли. Отечественный ученый экономистН.Н. Колосовский ввел  понятие «энергопроизводственные  циклы», под которыми понималась вся совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом районе на основе сочетания данного вида энергии и сырья. Н.Н. Некрасоврассматривал схемы развития и размещения производительных сил как важнейший инструмент территориального прогнозирования и планирования, с помощью которого обеспечивалась реализация целенаправленного и комплексного развития и размещения производительных сил. В это же время в научные разработки внедрялись экономико-математические методы А.Г. Гранбергом и другими учеными. [6] Стоит выделить некоторые современные теории районной планировки. В 60-ые годы появляются работы Э. Гувера, который исследовал проблему концентрации экономического пространства вокруг крупных промышленных городов. В 70-ые годы развивается теория промышленных комплексов С. Цамански, где комплексы определяются как «группы отраслей промышленности, связанных потоками продуктообмена и имеющих схожие модели локализации».В конце 70-х – начале 80-х гг. территориальное планирование приобрело ресурсную направленность. Ресурсная направленность состоит в комплексном планировании, в соответствии с которым все виды ресурсов направляются на достижение совокупности конечных целей. Также используется ситуационное планирование, при котором определенные виды ресурсов направляются на достижение конкретной цели или целей. Стали выделять комплексный и ситуационный подход территориального планирования. Различия данных двух подходов заключаются в разработке планов территориального планирования. Комплексное территориальное планирование заключается в поэтапном исполнении, план составляется последовательно для каждого этапа работ – размещение транспортных узлов и магистралей, размещение основного каркаса промышленных объектов. Ситуационное планирование не является поэтапным, а концентрируется на создании модели планировании территории конкретного объекта или объектов. У каждого из данных подходов есть свои преимущества, если использовать их по назначению. В противном случае территориальное планирование не будет эффективным. Исходя из имеющейся научной базы теоретически обоснованных подходов, в современном территориальном планировании необходимо и возможно применение различных подходов, выбор которых зависит от множества особенностей той или иной ресурсной территории.

Экономическая политика государства является одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования, где особую роль ученые отводят территориальному планированию его субъектов.[3]В качестве практического примера использования современных подходов планировки территорий рассмотрим Ямало-Ненецкий автономный округ и его территориальное планирование в условиях политики импортозамещения. Данный субъект является одной из богатейших ресурсами территорий, где добывается 80% российского газа и 10% российской нефти. На основании схемы и проекта территориального планирования развития Ямало-Ненецкого автономного округа выделяются основные цели и задачи районной планировки ресурсных территорий субъекта в условиях политики импортозамещения.[4]


Рисунок 1. Цели и задачи территориального планирования ЯНАО

 

На данный момент расселение на территории субъекта состоит из сети населённых пунктов, в которую входит 6 городских округов, 6 городских поселений и 36 сельских поселений, почти несвязанных между собой. Для большинства городов (кроме Салехарда и Лабытнанги) устойчивой и ведущей функцией является нефтегазовый комплекс. Такими городами являются Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, Муравленко и Губкинский. На территории ЯНАО 37 действующих газопроводов, 11 из которых нуждаются в реконструкции. Многие города и населенные пункты не имеют развитой инфраструктуры и нефтегазопроводов на своей территории. По состоянию 2015 год в автономном округе из 92 населенных пунктов 27 газифицировано природным газом, сжиженным углеводородным газом– 34 населенных пункта, уровень газификации населенных пунктов автономного округа природным газом составляет 29,4%. Негазифицированные населенные пункты Ямальский район: села Сеяха, Салемал, Панаевск, Яр-Сале, Новый Порт; Приуральский район: села Белоярск, Катравож; Шурышкарский район: села Шурышкары, Восяхово, Мужи, Овгорт, Горки.

На территории субъекта за последние 10 лет открыто около 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, запасы газа в которых составляют примерно 16 трлн. м3. Всего на территории автономного округа по итогам 2015 году добыча составила: газа – 516,2 млрд м3, нефти – 21,5 млн тонн, конденсата – 17 млн тонн. 80% российского газа добывается на территории острова Ямал. Фактическая добыча углеводородов в регионе производилась 36 предприятиями на 96 месторождениях. Также регион богат запасами марганцевых и хромовых руд, цветных металлов, таких как свинец, медь и цинк. Основой промышленного производства региона являются предприятия по добыче и обработке природных ресурсов. Объем промышленного производства на душу населения является 3 по величине по всей России. Геополитические потенциал ЯНАО заключается в состоятельности округа решать проблемы, касающиеся развития в планировании объектов и инфраструктуры на своей территории. Несмотря на суровые климатические условия, арктическая зона, в которую входит ЯНАО, в настоящее время приобретает все большую значимость в мире. Имея на сегодняшний момент статус лидера по освоению арктических земель, субъект получает возможностьза счет привлечения научно обоснованных методов и механизмов развивать свой социально-экономический потенциал, открывая новые рынки и продвигая свою продукциюкак на территории нашей страны, так и за рубеж, азапланированноестроительство морского порта на территории ЯНАО приведет к восстановлению короткого Северного морского пути, что снизит логистические затраты. Включение данный портав экономический процесс окажет существенное влияние на снижение себестоимости перевозки грузов и для соседних регионов, что имеет огромное значение в условиях политики импортозамещения.[2]

Анализируя динамику объема отгруженных товаров, работ и услуг по виду деятельности добыча полезных ископаемых за 2011-2015 года можно отметить, что по статье добыча полезных ископаемых наблюдается стабильный рост в течении 5 лет на 588689 млн. руб.(Таб.1).[7]

Таблица 1 Объем отгруженных товаров, работ и услуг ЯНАО за 2011-2015 гг.


 

2011

2012

2013

2014

2015

 Объем отгруженных товаров, работ и услуг по виду деятельности добыча полезных ископаемых, млн. руб.      558134     671459 890918    1054857 1146823


Существенный вклад ЯНАО в реализации политикиимпортозамещения проявляется в его экспортной и импортной структуре по статье продукция топливно- энергетического комплекса. В 2015 году экспорт ЯНАО по данной статье составил 483,8 млн. дол. США, когда импорт составил всего 0,1 млн. дол. США. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что данный субъект обходится без импортной продукции, может сам обеспечивать себя топливом и энергетикой, а также обеспечивать экспортную продукцию. В условиях политики импортозамещения вся экспортная продукция ЯНАО может распределяться по субъектам, у которых нет таких ресурсов.

Районная планировка ресурсных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа различается в каждом из его населенных пунктов и обусловлено это суровыми климатическими условиями, а так же национальными особенностями. Не смотря на то. что за последние 50 лет произошел существенный прирост населения ЯНАО (в 8 раз), вызванный бурным развитием промышленности региона, наибольшее число проживающих остаются в сельских поселениях и ведут кочевой образ жизни, в то время как в городах проявляется нехватка рабочей силы и приходиться прибегать к вахтовым методам обеспечения трудовыми ресурсами. Главными населенными пунктами в планировке ЯНАО выступают «Базовые города – вахты». Базовый город - центр управления и организации жизнедеятельности системы расселения с развитым социально- экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем управленческих, производственных, трудовых и культурно-бытовых связей, которые обеспечивают жизнедеятельность в зоне влияния 300 - 400 км. Базовые города размещены в узлах планировочного каркаса и представляют собой "точки роста" на территории. В случае появления характерного типологического признака - центра системы "базовый город - вахта" зона влияния трудовых связей может увеличиться до 700 км (города Салехард, Новый Уренгой, Ноябрьск). Вахтовый посёлок - производственно-селитебный комплекс, который является частью системы "базовый город-вахта". Вахтовый поселок предназначен для сменного бессемейного проживания занятых на производствах, которые расположены за пределами ежедневной транспортной доступности от базовых городов. [5]

Одним из примеров таких территорий является «Базовый город – вахта» Салехард. На данной территории располагается несколько газораспределительных станций. Вокруг города расположено 10 населенных пунктов, большая часть из которых сельские населенные пункты, в которых проживает население. Основное промышленное производство обеспечивается в городе Лабытнанги, где размещены предприятия производственной инфраструктуры. Город Салехард административно-управленческий центр автономного округа, а также центр Салехардско-Лабытнангской группы населенных мест. В городе Салехард сконцентрированы государственные, общественные, финансово-деловые учреждения федерального уровня, а также имеющие региональное значение – культурные, учебные и медицинские учреждения. В районной планировке города Салехарда основным недостатком является слабое обеспечение субъекта объектами здравоохранения, что является критичным, так как из соседних производственных населенных пунктов, где расположено опасное для жизни производство, рабочие обращаются именно в медицинские учреждения города Салехард. В настоящее время износ объектов здравоохранения города Салехард, в среднем составляет 90% износа диспансеров, стационаров, станций скорой медицинской помощи. Число действующих организаций по виду деятельности добыча полезных ископаемых с 2013 по 2015 гг. увеличилось с 5 до 10. Районная планировка ресурсных территорий дает возможность создавать новые организации по добыче природных ресурсов и обеспечивать их квалифицированной рабочей силой. Среднегодовая численность работников организаций в 2013 году составила – 22,5 тыс. чел., в 2014 году – 23,1 тыс. чел., в 2015 году – 23,8 тыс. чел. За три года среднегодовая численность работников организаций увеличилась на 1,3 тыс. чел. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности добыча полезных ископаемых составил на 2013 год – 30,4 млн. руб., на 2014 год – 71,5 млн. руб., на 2015 год – 141,8 млн. руб. За три года данный показатель увеличился в 4,6 раз, на 111,4 млн. руб.

Другой типичной территорией является «Базовый город – вахта» Новый Уренгой. Рядом с городом располагается около 4 газораспределительных станций, 5 установок комплексной подготовки газа, 9 компрессорных станций. Имеет зону влияния 500 км. В отличие от города Салехарда, вокруг данного города находится пара населенных пунктов. Город Новый Уренгой самостоятельно обслуживает все промышленное производство, находящееся вблизи города. Число действующих организаций по виду деятельности добыча полезных ископаемых с 2013 по 2015 гг. увеличилось с 29 до 30. В данном городе районная планировка ресурсных территорий не представляет возможным привлекать кадры для работы в города, предназначенные для жизни в них. Промышленный центр перегружен и в нем не создаются новые места для осуществления экономической деятельности в области добычи ресурсов. Среднегодовая численность работников организаций в 2013 году составила – 61,0 тыс. чел., в 2014 году – 60,5 тыс. чел., в 2015 году – 60,7 тыс. чел. За три года среднегодовая численность работников организаций снизилась на 0,3 тыс. чел. В связи с отсутствием роста организаций в области добычи полезных ископаемых, среднегодовая численность работников организаций в данном городе снижается. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности добыча полезных ископаемых составил на 2013 год – 17510,7 млн. руб., на 2014 год – 19320,0 млн. руб., на 2015 год – 25644,8 млн. руб. За три года данный показатель увеличился в 1,5 раза, на 8134,1 млн. руб. Можно отметить, что так же, как и в городе Салехард, присутствует положительная тенденция. Однако за исследуемый период при грамотной районной планировке в городе Салехард объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности добыча полезных ископаемых увеличился в 4,6 раз, а в городе Новый Уренгой, где районная планировка ресурсных территорий не является эффективной, всего в 1,5 раза.

Исходя из представленных данных по двум ресурсным территориям, можно выделить направления развития каждой из них. При развитии Уренгойской группы населенных мест более рационально использоваться комплексный подход планирования ресурсных территорий. Новый Уренгой является главным центром по добыче газа, имеет большую численность кадров, осуществляющих ежедневные поездки на месторождения, обладает постоянно увеличивающейся зоной вахтового обслуживания, производственная зона влияния простирается далеко за пределы города и организует почти всю центральную часть ЯНАО, а так же имеет районоорганизующее инфраструктурное значение. В тоже время его системообразующая роль, социальная направленность ограничивается рамками муниципального образования, которое включается в себя г. Новый Уренгой и несколько окружающих его районов. Для данной группы населенных мест необходима организация зоны особого градостроительного регулирования. Комплексное территориальное планирование Уренгойской группы населенных мест будет включать в себя поэтапное планирование территорий образования новых населенных пунктов, застройки населенных пунктов домами, прокладки транспортной инфраструктуры - на данный момент вокруг города Новый Уренгой расположено всего 2 населенных пункта. Необходима корректировка административных границ влияния производственной деятельности (снизить зону влияния производственной деятельности до 250 км и сконцентрировать ее на ближайших территория) - на данный момент город имеет зону влияния 500 км. В отличие от Уренгойской группы населенных мест районная планировка города Салехард и окружающих его территорий является наиболее рационализированной. Салехард – город с административной районоорганизующей инфраструктурной значимостью и зоной влияния 1000 км, в котором должны концентрироваться государственные, общественные, финансово-деловые учреждения федерального уровня, а также имеющие региональное значение – культурные, учебные и медицинские учреждения. В данном случае более рационально использовать ситуационное планирование, котороезаключается в планировке объектов здравоохранения

-   слабое обеспечение субъекта объектами здравоохранения является критичным, так как из соседних производственных населенных пунктов, где расположено опасное для жизни производство, рабочие обращаются именно в медицинские учреждения города Салехард. В настоящее время износ объектов здравоохранения города Салехард, в среднем составляет 90% износа диспансеров, стационаров, станций скорой медицинской помощи. Планируемые объекты здравоохранения: Противотуберкулезный диспансер на 200 коек до 2018 года; Окружной психоневрологический диспансер на 120 коек до 2018 года; Здание скорой медицинской помощи до 2017 года; Окружной онкологический центр на 100 коек до 2020 года.

Помимо развития базовых городов региона, обращает внимание предложения по развитию:

Первое - поддержание достигнутой пропускной способности магистральных газопроводов, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых трубопроводов, которые укрепят позиции автономного округа как важнейшего поставщика углеводородов на российский рынок – на данный момент на территории ЯНАО 37 действующих газопроводов, 11 из которых нуждаются в реконструкции. Планируемыми объектами в области газоснабжения являются: Строительство газопроводов «Алтай» (ГП XII) до 2020 года; «Бованенково - Ухта. III нитка» (ГП I); «Бованенково - Ухта. IV нитка» (ГП II); «Бованенково - Ухта. V нитка» (ГП III); «Бованенково - Ухта. VI нитка» (ГП IV); Северо- Каменномысского газового месторождения (шельф) (ГП VI); Северо-Каменномысского газового месторождения (шельф) (ГП VI); Парусовой группы и Тазовской губы Карского моря (ГП VII); газотранспортной системы от месторождений Обской и Тазовской губ Карского моря (ГП VIII) до 2030 года.

Второе - газификация населенных пунктов, удаленных от магистральных газопроводов, с использованием альтернативных природному газу энергоносителей, с целью  обеспечения  политики  импортозамещения  -  по  состоянию  на  2015  год  в автономном округе из 92 населенных пунктов 27 газифицировано природным газом, сжиженным углеводородным газом– 34 населенных пункта, уровень газификации населенных пунктов автономного округа природным газом составляет 29,4%. Населенные пункты, нуждающиеся в газификации:Ямальский район: села Сеяха, Салемал, Панаевск, Яр-Сале, Новый Порт; Приуральский район: села Белоярск, Катравож; Шурышкарский район: села Шурышкары, Восяхово, Мужи, Овгорт, Горки.

Районная планировка ресурсных территорий играет важную роль в условиях политики импортозамещения. От того насколько рационально будут расположены промышленные города и населенные пункты, места добычи и обработки ресурсов, газопроводы, зависят объемы добычи ресурсов, их транспортировка по территории страны и многое другое. Планирование каждой отдельной территории индивидуально и к каждой из этих территорий нужен определенный научный подход. В настоящее время одинаково используются как комплексный, так и ситуационный подходы планировки территорий. На примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно увидеть, что районная планировка схожих ресурсных территорий субъекта отличается своей составляющей. Каждая из рассмотренных ресурсных территорий имеет свои конкретные направления развития и доработки. Используя научно обоснованный подход территориального планирования, можно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов. На территориях, имеющих нерациональную районную планировку в целом, при использовании комплексного подхода районной планировки, будут учитываться все направления развития территории, приняты меры и задачи комплексного улучшения. На территориях, на которых территориальное планирование рационализировано, могут возникать локальные проблемы, тормозящие рост производства всей территории. В таких случаях используется ситуационный подход, нацеленный на решение конкретной проблемы. В итоге перечисленные условия грамотной районной планировки ресурсных территорий смогут обеспечить эффективную политику импортозамещения в субъектах Российской Федерации.

Список литературы

 

 

1.      Безпалов В.В., Лочан С.А., Петросян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем / Монография М: -РУСАЙНС, 2016. - 236 с.Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. URL: http://de.gov.yanao.ru

2.      Официальный сайт органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. URL: http://pravitelstvo.yanao.ru/

3.      Петросян Д.С., Безпалов В.В., Лочан С.А. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях/ М:-ИНФРА-М 2016.- 214 с.

4.      Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2009 г. N 343-А "Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало- Ненецкогоавтономногоокруга"

5.      Проект «Внесение изменений в схему территориального планирования ЯНАО», договор № 0190200000315004815/125 от 22 июня 2015 г.

6.      Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребяк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

7.      Федеральная    служба    государственной   статистики   [Электронный   ресурс].    URL: http://www.gks.ru