Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Состояние и перспективы развитие территорий, в том числе и города, в большей степени зависят от того, насколько эффективно организована в нем система управления.

     Система городского управления является одной из наиболее сложных систем, что обуславливается наличием большого числа связей и приближенностью к конечному потребителю результатов управленческой деятельности, а именно к населению.

      В связи с этим, в настоящее время возникает потребность в формировании городской политики, определении приоритетных направлений развития и рычагов влияния на поведение людей и структур, вовлеченных в социально-экономические перемены, обеспеченных единой системой управления.

     Сущность управления социально-экономическим развитием города в современных условиях состоит в управлении функционированием городской системы, позволяющей обеспечить жизнедеятельность города, а также в управлении развитием, направленным на систематическое улучшение таких социально -экономических показателей города как экономический рост и повышение уровня жизни населения.

     В быстро меняющихся условиях экономических реформ проблемы управления социально -экономическим развитием городов постоянно усложняются. Чтобы эффективно их решать, а также реализовывать и расширять имеющийся научный, технологический потенциалы, нужна качественно более совершенная и гибкая система управления.

       Анализ форм и средств управления местных органов власти показывает, что сложившиеся в настоящее время организационные структуры, не соответствуют новым требованиям, связанным с проведением рыночных реформ, а также появлением нетрадиционных форм хозяйствования и более совершенных социальных технологий[1]. В первую очередь это связано с особенностями управления социально -экономическим развитием городов, которые целесообразно разделить на две группы:

- общие, характерные для всех муниципальных образований;

- специфические, обусловленные типом муниципального образования.

       К общим особенностям правомерно относить:

- неадекватность собственных финансовых ресурсов полномочиям местного самоуправления;

-     выравнивание бюджетной обеспеченности, которое приводит к снижению роли администрации в формировании бюджета муниципального образования и реализации социально -экономической политики;

-   нестабильная социально-экономическая ситуация во всех муниципальных образованиях, независимо от

размера бюджета.

Особенностями социально-экономического развития крупных городов являются:

- высокая концентрация производства и высококвалифицированных кадров;

- активная структурная перестройка экономики;

- многоплановая разветвлённая инфраструктура;

-    относительно низкие темпы снижения численности и интенсивная адаптация населения к новым условиям.

         Для малых городов характерны другие особенности социально-экономического развития:

- градообразующая база представлена одним или несколькими предприятиями аналогичного профиля;

-   материальная база социальной сферы и инженерные сети находятся в собственности градообразующего предприятия;

- кризисное состояние отраслей, которые составляют градообразующую основу малых городов[5].

Анализируя виды управления социально-экономическим развитием городом можно выделить несколько концепций (Табл.1).


Таблица 1 Сравнительный анализ концепций социально -экономического развития города[2]


Концепция

Концептуальная

рамка

Цель

Предмет

Базовые

инструменты

Комплексного социально- экономического развития

Город является фрагментом государственной машины и не может иметь своих отдельных целей и ресурсов

Выполнение поставленных государством задач, которые могут быть осмыслены только в рамках комплексного развития государства

Хозяйственный комплекс города, все системы                     его жизнеобеспечения

Планирование внутригородских работ, распределение ресурсов для их выполнения и контроль за выполнением

Пространственного развития

Город является частью большой пространственно- распределенной системы и должен выполнять свою функцию в рамках пространственного разделения труда и транспортно- логистической инфраструктуры страны и региона

Снижение транспортно- логистических издержек и повышение экономической эффективности города

Пространственная инфраструктура города, включая жилищные, промышленные, рекреационные

зоны и транспортно- инженерно- коммунальные магистрали

Генеральный план застройки города, нормативно- правовые документы, по вопросам застройки и иного использования городских земель, социально- экономическое зонирование города, кадастр городских земель, Программы социально- экономического развития города

Территориального стратегического планирования

Снижение неопределенности

«будущего города» в условиях высокой динамики

социально- экономических процессов, адекватные ответы на внешние вызовы

и                внутренние проблемы города

Разработка и реализация Стратегического плана города как инструмента устойчивого развития, позволяющего эффективно использовать внутренние ресурсы города и внешние    «окна возможностей».

Широкая публичная коммуникация с

включением власти, бизнеса и населения по поводу перспектив развития города, формулирование стратегических целей, концентрация ресурсов и создание эффективной стратегии развития.

Специально организованная коммуникация власти, бизнеса и жителей города; институты стратегического планирования инструменты реализации Стратегического плана

«Хорошего

управления» Международная программа HABITAT

Продвижение

демократии в демократических и в большей степени в недемократических

Создание системы

управления городом, основанной на принципах

Отношения и

взаимодействия населения    и     власти города для   решения городских проблем

Декларация норм

«хорошего городского управления»; технологизация


страна х;

демократизация системы управления и городской жизни в целом.

субсидиарности,

партнерства, прозрачности и партисипации, позволяющее повысить эффективность городского управления.

методов управления;

создание международной системы измерения качества городского управления; широкое использование информационно- коммуникативных технологий –

«Электронный город».

     Анализируя представленные концепции можно сделать вывод, что в связи с существующими социально - экономическими и культурными особенностями городов не может быть создана единая, универсальная модель управления. В связи с этим наиболее адаптивной в настоящее время является система управления, основанная на индикативном планировании.

     Индикативное планирование представляет собой процесс разработки экономических приоритетов с целью оптимизации развития страны и ее субъектов на основе системы показателей, с учетом сложившейся социально - экономической ситуации. При этом эффективность данного механизма во многом определяется способностью учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, проис ходящих как внутри, так и вне социально-экономической системы.

     Индикативное планирование представляет собой систему показателей социально -экономического, научно- технического, инвестиционного, экономического и внешнеэкономического характера, на которые должно выйти общество за определенный период времени.

     Индикативное планирование предоставляет возможности   для   обеспечения устойчивого социально - экономического развития, поскольку упорядочивает государственные и частные стратегические и тактические планы на основе долгосрочного баланса внутренних интересов социума, бизнеса, власти и внешних ограничений социально-экономического развития территории в силу ее определенной социально -экономической роли[4].

     Исходя из вышесказанного, можно определить, что индикативное планирование включает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой. Инструментами индикативного планирования являются косвенное экономическое регулирование, система госзакупок и система контрактов. Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макро- и микроэкономических уровнях.

Список литературы

1.           Елисеев Е.А. О концепции социально-экономического развития миллионного города. Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/1998/ 02/ 06/

2.           Ефимов В.С.Стратегическое управление городом. Курс лекций. – Красноярск: РИО СФУ,2007, 243 с.

3.           Зерчанинова   Т. Е. Социальная эффективность муниципального   управления городом. //   Вопросы управления. / №3, -2010

4.           Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. [Электронный ресурс] /- СПб: Знание, 2000. -С. 51-54.

5.           Коркина Т.А., Улановский В.М.   Особенности социально -экономического развития муниципальных образований на современном этапе. Доступ в Интернет: http://www.lib.csu.ru/vch/7/2005_01/008.pdf