Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАНАЛОВ ДИСТРИБУЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ФАРМРЫНКЕ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

      Дистрибьюторский сегмент в силу своей специфики и большой территории России является наиболее важным сегментом в лекарственном обеспечении. Географическая особенность страны диктует определенные условия к дистрибьюторскому сегменту. В-первую очередь, обязательно наличие национальных дистрибьюторов с разветвленной сетью филиалов, представленных во всех регионах страны. Оптовый сегмент рынка представлен двумя звеньями: крупнооптовым и оптовым. Крупнооптовая компания, чья доля рынка составляет не менее 5%, и филиальная сеть представлена не менее чем в 30 регионах. Отличаются крупным ассортиментом (от 10 тыс. наименований), осуществляют деятельность на всех направлениях фармрынка: от специализированных поставок до рынка БАД и парафармацевтики. Несомненным достоинством, помимо широкого ассортимента является также низкий уровень цен и широкие возможности в скидочкой политике. Недостатком является отсутствие гибкости в принятии решений, медленная реакция на меняющиеся условия рынка[3]. В настоящее время можно выделить 5 дистрибьюторов соответствующих этому статусу: «ПРОТЕК», «СИА», «КАТРЕН», «РОСТА», «ALLIANCE HEALTHCARE». Например, «ПРОТЕК» имеет порядка 42 филиалов, «СИА» представлена в 39 регионах [1].

   

Таблица 1 Рейтинг фармдистрибьюторов, 2014 год


 

 

 

 

 

 

Компания

 

 

Головной офис

Наличие собственной аптечной сети

Географичес кое покрытие

Количество филиалов/дочер них компаний

Прирост

объема продаж компании, 2014/ 2013

 

Относительн ый объем валовых продаж***

 

Национальные

 

 

 

1

Катрен

Новосибирск

«Мелодия здоровья»1 8 28

17 1,000

 

 

Новосибир ск

 

 

«Мелодия здоровья»1

 

 

 

8

 

 

 

28

 

 

 

17

 

 

 

1,000

2

Протек

Москва

«Ригла»1

8

42

11

0,923

3

РОСТА

Москва

«Радуга»

7

28

11

0,65

 

4

СИА

Интернейшнл*

 

Москва

 

-

 

8

 

40

 

-3

 

0,611

 

5

 

Пульс

Московская

обл

«Аптека

Форте»3

 

8

 

12

 

44

 

0,444

6

Р-Фарм

Москва

-

6

14

11

0,4332

 

7

Alliance

Healthcare Rus

 

Москва

«Алфега

Аптека»1

 

7

 

21

 

11

 

0,425

 

8

 

Oriola

 

Москва

«Старый

лекарь»1

 

6

 

17

 

-2

 

0,285

Межрегиональн

ые

 

1

 

Фармкомплект

Н.

Новгород

 

-

 

6

 

7

 

25

 

1

 

2

 

БСС

С.-

Петербург

 

«Эдифарм»3

 

2

 

5

 

-2

 

0,486

3

ПрофитМед

Москва

-

2

5

16

0,48

4

Евросервис

Москва

«Евросервис»3

4

5

2

0,407

 

5

 

Империя-Фарма

С.-

Петербург

 

-

 

2

 

7

 

-13

 

0,318

6

Биотэк* и ****

Москва

«Биотек»3

3

9

-3

0,291

7

Медэкспорт

Омск

-

1

6

-16

0,225

 

8

 

Фармимэкс ▲

 

Москва

«Медилон-

Фармимэкс»2

 

6

 

4

 

-6

 

0,216

9

Здравсервис

Тула

-

2

1

10

0,196

 

10

 

Годовалов

 

Пермь

«Аптека-

Таймер»2

 

3

 

6

 

6

 

0,182

11

Интермедсервис

Москва

-

6

14

12

0,161

 

12

 

Агроресурсы

Новосибир

ск

 

«Моя аптека»

 

3

 

5

 

22

 

0,158

 

13

 

Лекрус

 

Москва

«Аптеки

Лекрус»

 

5

 

15

 

1

 

0,138

 

 

14

 

 

Северо-Запад

С.-

Петербург

Аптечная сеть

холдинга

«Северо- Запад»2

 

 

2

 

 

8

 

 

-27

 

 

0,076

Региональные

1

Витта компани

Москва

«Диалог»3

1

-

9

1

2

Ирвин-2*▲

Москва

-

1

-

-33

0,923

3

Волгофарм

Волгоград

«Волгофарм»2 +

1

-

6

0,65

 

4

Медсервис-

Регион

 

Челябинск

 

-

 

1

 

-

 

58

 

0,611

 

5

 

Фармацевт

Ростов-на-

Дону

«Фармацевт

Плюс»3

 

1

 

4

 

-21

 

0,392

 

6

 

Фарм-СКД

 

Самара

«Волжская

аптека»3

 

1

 

-

 

61

 

0,432

7

Балтимор

Москва

-

1

1

-9

0,425

 

8

Липецкфармаци

я

 

Липецк

«Липецкфармац

ия»2 +

 

1

 

-

 

9

 

0,285

 

9

 

Брянскфармация

 

Брянск

«Брянскфармаци

я»2+

 

1

 

-

 

14

 

0,239

10

Надежда-Фарм*

Москва

-

1

-

7

0,116

 

11

 

Курганфармация

 

Курган

«Курганфармац

ия»2+

 

1

 

-

 

5

 

0,115

12

Мединторг*

Москва

-

1

-

-22

0,097

13

Авикон-Мед

Москва

-

1

1

1

0,076

 

14

Медикал

Лизинг- Консалтинг*

 

Москва

 

-

 

1

 

-

 

9

 

0,07

Источник: IMS Health

 

    В Табл.1 представлен рейтинг фармдистрибьюторов за 2014 год. Рейтинг отражает многоуровневость системы дистрибьюции фармацевтических филиалов. Так, дистрибьютеры оделены на три ключевых уровня: национальные, межрегиональные, региональные. Анализируя геолокацию дистрибьюторов можно сказать, что крупнейшие дистрибьютеры являются московскими.

     При этом, несмотря на высокую концентрацию дистрибьюторского сегмента, наличие мелких дистрибьюторов для российского рынка необходимо. Такие оптовики являются «помощниками» в более широком распространении лекарств по аптекам страны, закрывают «нишевые» сегменты (например, дорогостоящие препараты), выполняя по большей части логистические функции. Крупные дистрибьюторы в настоящий момент являются не только логистическими операторами рынка, но и предлагают аптекам широкий круг дополнительных услуг: начиная с технического сопровождения и кончая совместными маркетинговыми акциями. Все это очень востребовано аптеками. Помимо этого крупные дистрибьюторы в настоящий момент выступают гарантами финансовой устойчивости фармацевтического рынка. По большей части товар, отгружаемый в аптеки, отпускается с отсрочкой платежа.

    Среди сегментов фармрынка наибольшим по объему продолжает оставаться аптечная розница, которая занимает порядка 70% его объема. По итогам 2014 г. максимально оценивает коммерческий сектор DSM Group — в 17,8 млрд долл. США [4].


Рис.1.
Источник: IMS Health, DSM Group

 

 

   Существует достаточно большой перечень проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается большинство фармпроизводителей на российском фармрынке. На наш взгляд, эти сложности можно свести к ограниченному списку основных проблем, ключевой из которой является: отсутствие системного подхода при управлении товаропроводящей цепочкой, построенной на основе системного анализа. В каналах распределения услуг используются три вида продаж: продажи по прямым каналам, использование торговых агентов и передача права оказания услуг по франчайзингу[2].

   Большое значение для предприятий, реализующих фармпрепараты на рынке является с одной стороны, эффективность каналов дистрибьюции товаров, а с другой услуги розничной торговли. В Табл.2 и 3 предложен авторский подход к оценке эффективности.


Таблица 2 Каналы дистрибьюции фармацевтической продукции и показатели их эффективности


Виды каналов дистрибьюции

Особенности

 

Показатели эффективности каналов дистрибьюции

 

 

Фармацевтические представители

 

 

работают напрямую от производителя

·                     объем реализации

·                     количество новых клиентов(каналов дистрибьюции)

·           Кэф = кол-во привлеченных клиентов/кол-во проведенных переговоров

Крупные дистрибьюторы

занимаются импортом и

распространением препаратов фарм.

 

·                     объем реализации

·                     географический охват

производителей в розницу

(работают на общенациональном уровне и покрывают собой около 60% всего рынка)

·                     частота закупок

 

 

 

Мелкие дистрибьюторы

работают на небольшом

сегменте рынка, сотрудничая либо с одной, либо с несколькими небольшими компаниями.

 

·                     объем реализации

·                     количество новых клиентов(каналов дистрибьюции)

 

 

 

Региональные фармацевтические сети

 

 

 

возможность реализовывать продукцию через розницу

·                     расширение каналов сбыта

·                     совершенствование технологий (информационных, складских и т.п.)

·                     продвижение препаратов

·                     объем реализации

 

 

 

Муниципальные аптеки

 

помимо выполнения функции дистрибьютора также выполняют социальную функцию

·                     наличие дешевых аналогов

лекарственных препаратов (поддержка отечественных производителей)

·                     работа по федеральным программам (в том числе обеспечение льготных категорий населения)

  

Таблица 3 Каналы дистрибьюции услуг розничной торговли на фармацевтическом рынке


 

Виды каналов дистрибьюции

 

Особенности

 

Показатели эффективности каналов

 

 

 

 

Собственные аптеки

 

работают напрямую с товаром, цепочка продвижения: производитель – розничная сеть (аптека)

·                     объем реализации

·                     прямые продажи

·                     количество розничных точек (каналов дистрибьюции)

·                     географический охват

 

 

Партнерские аптеки

закупают товар у партнера

дистрибьютера, цепочка продвижения: производитель – дистрибьютер-розничная сеть (партнёры)

 

·                     объем реализации

·     расширение географии продаж

·                     стимулирование сбыта лекарственных средств

 

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что каждый из рассмотренных каналов имеет свои особенности, и каждый по-своему эффективен. Также каналы дистрибьюции имеют ряд схожих особенностей, например, таких как объем реализации, географию охвата и т.д.

 

Список литературы

1.      «АНАЛТИКА», проект газеты «Фармацевтический вестник». РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК ИТОГИ 2014 ГОДА. С.42-43

2.      Войткевич Н.И. Концепция конкурентоспособности каналов распределения: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2007. - 164 с

3.      Литвишков А. Е. Логистическая сеть распределения на фармацевтическом рынке РФ// Вестник самарского государственного экономического университета. - 2008, №9 (47). С.58

4.      http://www.dsm.ru/

5.      http://www.imshealth.com