Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАНАДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

По данным Министерства финансов Канады, доходы федерального бюджета за период с апреля по декабрь 2015 года составили 212,1 млрд. кан. долл., превысив на 15,6 млрд. долл. (7 %) соответствующий показатель аналогичного периода прошлого года, что, прежде всего, говорит о значительном росте налоговой нагрузки на экономику Канады в условиях рецессии и обвала ценовых котировок на мировых сырьевых рынках.

Таблица 1 Изменение структуры доходов федерального бюджета Канады млрд. кан. долл.

 

 

 

 

 

Наименование показателя

Период

апрель-

декарь 2014 г.

доля

статьи в структуре доходов,

%

апрель-

декарь 2015 г.

доля

статьи в структур е доходов,

%

Темп

прироста (2015 г. к

2014 г.,

%)

Налоговые доходы

182,884

81,9

196,622

82,4

7,5

поступления по налогам на доходы, в

т.ч.

 

 

142,821

 

 

64,0

 

 

153,692

 

 

64,3

 

 

7,6

налог на доходы физических

110,659

49,6

116,843

48,9

5,6

лиц

налог на прибыль корпораций

26,949

12,1

31,330

13,1

16,3

налог на доходы нерезидентов

5,213

2,3

5,519

2,3

5,9

акцизные сборы и пошлины, в т.ч.

40,063

17,9

42,930

18,0

7,2

налог на товары и услуги

26,743

12,0

28,654

12,0

7,1

налоги на энергоносители

4,610

2,1

4,756

2,0

3,2

ввозные таможенные пошлины

3,775

1,7

4,447

1,9

17,8

прочие акцизные сборы и

пошлины

 

 

4,935

 

 

2,2

 

 

5,073

 

 

2,1

 

 

2,8

Премии по договорам обязательного

страхования занятости

 

 

17,220

 

 

7,7

 

 

17,772

 

 

7,4

 

 

3,2

Прочие доходы

23,178

10,4

24,445

10,2

5,5

ИТОГО ДОХОДЫ

223,282

100,0

238,839

100,0

7,0

Источник: Министерство финансов Канады

 

Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета (82,4 % или 196,6 млрд. долл. в абсолютном выражении) принадлежит налоговым доходам. В свою очередь, на премии по договорам обязательного страхования занятости и прочие доходы приходится 17,8 млрд. долл. (7,4 %) и 24,5 млрд. долл. (10,2 %), соответственно.

Ключевыми отдельными статьями доходов федерального бюджета явились поступления по налогу на доходы физических лиц (48,9 % или 116,8 млрд. долл.), по налогу на прибыль корпораций (13,1 % или 31,3 млрд. долл.), и налогу на товары и услуги (12,0 % или 28,7 млрд. долл.).

Наиболее высокими темпами возросли поступления в федеральный бюджет платежей по ввозным таможенным пошлинам (на 17,8 % или 0,7 млрд. долл.) и поступления по налогу на прибыль корпораций (на 16,3 % или 4,4 млрд. долл.).

По итогам 2015 года средняя величина ставки по налогу на прибыль корпораций составила 26,5 %. По данному показателю Канада занимает шестое место среди стран G7. Наибольшая величина ставки установлена в США (38,5 %) и Франции (37,5 %), наименьшая – в Великобритании (20 %).

Расходы федерального бюджета Канады за рассматриваемый период составили 234,6 млрд. кан. долл. (прирост составил 5,7 % или 13 млрд. кан. долл.).

Наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по итогам апреля-декабря 2015 года занимают непосредственные программные расходы (38 % или 89,3 млрд. долл.), которые связаны с обеспечением деятельности федеральных министерств, ведомств, государственных корпораций и финансовой поддержкой курируемых ими отраслей экономики и социальной сферы. Причем финансирование государственного   аппарата   (и    государственных   корпораций)   в    отчетном   периоде составило 63,6 млрд. долл. (71,2 % от непосредственных программных расходов).

Таблица 2 Изменение структуры расходов федерального бюджета Канады млрд. долл.

 

 

 

 

Наименование показателя

Период

апрель-

доля

апрель-

доля

Темп

декарь

статьи в

декарь

статьи в

прироста

2014 г.

структуре

2015 г.

структуре

(2015 г.

расходов,

расходов,

к 2014 г.,

%

%

%)

Основные трансферты населению

61,618

27,8

68,600

29,2

11,3

выплаты по достижению пенсионного

возраста

 

36,232

 

16,3

 

37,706

 

16,1

 

4,1

выплаты по договорам обязательного

страхования занятости

 

14,565

 

6,6

 

15,980

 

6,8

 

9,7

выплаты на содержание детей

10,821

4,9

14,914

6,4

37,8

Основные трансферты в бюджеты других

уровней бюджетной системы

 

52,498

 

23,7

 

54,915

 

23,4

 

4,6

поддержка здравоохранения и

финансирование других отраслей социальной сферы

 

 

 

37,247

 

 

 

16,8

 

 

 

39,153

 

 

 

16,7

 

 

 

5,1

трансферты на развитие

здравоохранения Канады

 

26,762

 

12,1

 

28,354

 

12,1

 

5,9

трансферты на развитие социальной

сферы Канады

 

10,485

 

4,7

 

10,799

 

4,6

 

3,0

фискальные механизмы и другие

трансферты

 

17,077

 

7,7

 

17,562

 

7,5

 

2,8

поддержка крупных городов и местных

сообществ

 

1,932

 

0,9

 

1,910

 

0,8

 

-1,1

расходы, связанные со снижением

налоговой нагрузки на граждан провинции Квебек

 

 

 

-3,758

 

 

 

-3,710

 

 

 

-1,3

Непосредственные программные расходы

84,943

38,3

89,251

38,0

6,9

трансферты, в том числе по следующим

отраслям и сферам:

 

25,916

 

11,7

 

25,698

 

11,0

 

-0,8

коренное население и развитие

Севера

 

4,966

 

2,2

 

5,922

 

2,5

 

19,3

агропромышленный комплекс

0,764

0,3

0,962

0,4

25,9

занятость и социальное обеспечение

4,758

2,1

4,858

2,1

2,1

международное сотрудничество,

торговля и развитие

 

1,966

 

0,9

 

2,402

 

1,0

 

22,2

здравоохранение

2,530

1,1

2,553

1,1

0,9

промышленность

1,815

0,8

0,753

0,3

-58,5

прочие

9,114

4,1

8,248

3,5

-9,5

прочие непосредственные программные

расходы, в том числе

 

59,027

 

26,6

 

63,553

 

27,1

 

7,7

поддержка государственных

6,113

2,8

7,013

3,0

14,7

корпораций

обеспечение национальной обороны

16,626

7,5

18,711

8,0

12,5

содержание прочих ведомств

36,288

16,3

37,829

16,1

4,2

Выплаты по государственному долгу

22,914

10,3

21,805

9,3

-4,8

ИТОГО РАСХОДЫ

221,973

100,0

234,571

100,0

5,7

Источник: Министерство финансов Канады

 

Реализация же федеральных программ и проектов поддержки отраслей национальной   экономики   и   социальной   сферы   потребовала   финансирования 25,7 млрд. долл. (28,2 % от непосредственных программных расходов). Такое непропорциональное соотношение отражает достаточную громоздкость государственного аппарата, относящегося к федеральному уровню публичной власти.

Размер межбюджетных трансфертов федерального бюджета Канады в другие уровни бюджетной системы страны за рассматриваемый период составил 54,9 млрд. долл. или 23,4 % от общего объема расходов федерального бюджета. При этом рост показателя в сравнении с аналогичным периодом 2014 года составил 4,6 %. Наибольшие объемы финансирования (39,2 млрд. долл. или 71,0 % от общего размера межбюджетных трансфертов) были направлены на поддержку деятельности правительств провинций и северных территорий страны по обеспечению стабильного функционирования отраслей социальной сферы.

Доля основных трансфертов населению в расходах федерального бюджета превысила 29 % (или 68,6 млрд. долл.). Наибольшую долю (55 %) занимают выплаты по достижению пенсионного возраста (37,7 млрд. долл.). Доля этой статьи в структуре расходов бюджета также весьма значительна – 16,1 %. При этом за год произошло увеличение размера указанных выплат на 1,5 млрд. долл. (на 4,1 %).

В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что в 2015 году впервые в современной истории страны численность граждан старше 65 лет (около 6 млн. чел.) превысила численность лиц моложе 15 лет. Кроме того, эксперты прогнозируют увеличение этого разрыва. Так, к 2025 году ожидается, что число пенсионеров достигнет 8 млн. чел., превысив на 2 млн. численность молодежи в возрасте до 15 лет.

Серьезной проблемой в финансовой сфере Канады остается существенная величина госдолга. Бюджет на 2015-16 финансовый год был сверстан в условиях соотношения госдолга и ВВП страны, равном 31,2 %. Бюджет на очередной финансовый год предполагает рост данного показателя до 32,5 %. Вместе с тем, разработчики проекта бюджета отметили, что Канада имеет минимальное значение указанного соотношения среди стран G7. Кроме того, за последние двадцать лет произошло постепенное снижение соотношения госдолга к ВВП страны более чем в два раза (в 1994-95 финансовом году соотношение составило 66 %).

Новое либеральное Правительство Канады во главе с  Премьер-министром Дж. Трюдо, пришедшее к власти в октябре 2015 года в результате парламентских выборов, придало огласке планы по формированию федерального бюджета страны на предстоящий пятилетний период (табл. 3).

В соответствии с намерениями либералов бюджет страны будет формироваться со значительным дефицитом, пиковое значение которого запланировано на 2016-17 финансовый год. При этом к концу пятилетнего периода планируется постепенное снижение размера дефицита.

Таблица 3 Прогноз основных параметров федерального бюджета Канады млрд. долл.

Показатель

Финансовый год

2015-16

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

2020-21

Дефицит

5,4

29,4

29,0

22,8

17,7

14,3

Федеральный

государственный долг

 

 

 

619,3

 

 

 

648,7

 

 

 

677,7

 

 

 

700,5

 

 

 

678,2

 

 

 

732,5

Отношение

федерального госдолга к ВВП Канады, %

 

 

 

 

31,2

 

 

 

 

32,5

 

 

 

 

32,4

 

 

 

 

32,1

 

 

 

 

31,6

 

 

 

 

30,9

Источник: Министерство финансов Канады, 2016 г.

  

Нельзя не отметить, что до 2021 года заметного снижения величины федерального государственного долга не произойдет. Однако, как планирует Правительство Канады, соотношение госдолга к валовому внутреннему продукту страны будет постепенно сокращаться (с 32,5 % в 2016 г. до 30,9 % в 2020 г.).