Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВЛАДИКАВКАЗ)

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
28 декабря 2015г.

    В Российской Федерации введена система оценки эффективности органов местного самоуправления [3], в которой основное внимание уделено показателям, зависящих от деятельности местных властей, характеризующих качество жизни населения, а так же степень внедрения новых методов и принципов управления. Однако, внедренная система показателей не всегда объективно оценивает работу органов местного самоуправления.

    Для  повышения достоверности  оценки деятельности  органов местного самоуправления  предлагается ввести показатель социально-экономической комфортности муниципального  образования.

    Социально-экономическая   комфортность (СЭК) это интегральный показатель, который зависит как  от природных, так и социально-экономических условий, и особенно ярко их влияние проявляется на локальном - муниципальном уровне. Формирование СЭК муниципального образования во многом определяется следующими параметрами: качеством окружающей среды, уровнем благоустройства, состоянием улично -дорожной сети, удельными вложениями в основной капитал (на 1 жителя), объемами незавершенного строительства, рас хо дами бюджета на муниципальный транспорт, уровнем среднемесячной заработной платы, удовлетворенность населения образованием и общественно значимыми услугами. Таким образом, особенностью формирования СЭК является включение в его состав как объективной, так и субъективной составляющей.

    Проведем анализ объективной части интегрального показателя СЭК, к которой отнесем: благоустройство города, состояние улично-дорожной сети, удельные вложениями в основной капитал (на 1 жителя), объемы незавершенного строительства, рас ходы бюджета на муниципальный транспорт, уровень среднемесячной заработной платы.

    Благоустройство – одна из актуальных проблем современного муниципального образования. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно - гигиенических условий жилой  застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.

    Формирование внешнего облика Владикавказа происходило и происходит под влиянием природных условий, особенностей исторического развития. Река Терек остаётся главной осью планировки города. Набережные реки все более благоустраиваются. Спортивные площадки, теннисные корты, кафе и рестораны, смотровые площадки, велосипедные дорожки, места для пеших прогулок создают единый комплекс для отды ха горожан, полезного  проведения досуга.

    Ведущая целевая функция города – обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества.

    В 2014 году  Владикавказ признан самым зеленым городом в СКФО. По обеспеченности населения зелеными насаждениями, в том числе городским лесопарком, Владикавказ стоит на первой строчке в рейтинге городов СКФО. При норме 16м 2 на жителя зеленых насаждений, во Владикавказе на 1 жителя приходится 73м 2 зелени [1].

    Городские и республиканские власти уделяю т  значительное внимание вопросам благоустройства и озеленения республики и г.Владикавказа. Решением Собрания представителей г. Владикавказа от 20 декабря 2013 г. N 49/93 "Об утверждении Правил благоустройства  территории муниципального образования город Владикавказ [2].

    Общий объем расходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ на улично-дорожную сеть в период 2010-2012 г.г. непрерывно увеличивался и только в 2013-2014 г. произошло снижение показателя почти в 10 раз. При этом доля  дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в течение этого же периода уменьшалась, но незначительно. Так в 2011 г. объем расходов бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство вы росло в 5,25  раз по сравнению с 2010 г., но на состоянии дорог это никак не отразилось. Увеличение расходов в 2012 г. на 36% привело к снижению доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям, всего на 1%. Стабильное, на 2 % в год, снижение доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в 2013 -2014 г.г. свидетельствует о повышении эффективности вложений в состояние улично-дорожной. Однако, состояние дорог улучшается очень медленно, что свидетельствует не только о недостаточности вложений в их ремонт, но и о ненадлежащем качестве проводимых ремонтных работ.

     Значительный рост за  исследуемый период продемонстрировал общий объем расходов бюджета муниципального образования на транспорт, при этом за последние годы не осуществлялось рас ходов бюджета муниципального образования на транспорт в части бюджетных инвестиций  на увеличение стоимости  основных средств [4].

    На Рисунке 1 представлена динамика вложений в основной капитал в расчете на 1 жителя. Как видно из Рисунка 1, за исследуемый период показатель непрерывно рос, в среднем на 1% в год. При этом объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа непрерывно уменьшалась (Рисунок 1).



Рис.1. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя


Рис.2. Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет  средств бюджета городского округа (муниципального района)

На Рисунке 3 представлена динамика среднемесячной заработной платы некоторых категорий работников муниципальных учреждений. Как видно из рисунка, на протяжении исследуемого периода происходил непрерывный рост заработной платы, однако средний уровень заработных плат остается довольно низким, в сравнении с общероссийским уровнем [3].


Рис.3. Среднемесячная номинальная заработная плата некоторых категорий работников

 

    Наиболее значимым показателем субъективной части СЭК является удовлетворенность предоставляемыми общественно значимыми услугами. Представленные на Рисунке 4 и Рисунке 5 диаграммы показывают значительный рост удовлетворенности услугами образования, ЖКХ, медицины, деятельностью органов местного самоуправления.  Наиболее низкое удовлетворение жители высказали в адрес услуг ЖКХ, что свидетельствует о несоответствии деятельности данной отрасли потребностям и запросам жителей.



Рис. 4. Удовлетворенность населения качеством образования, % от числа опрошенных


Рис.5.   Удовлетворенность   населения   жилищно-коммунальными   услугами,   деятельностью   органов местного самоуправления и медицинской помощью

    Таким образом, краткий анализ объективных и субъективных параметром СЭК, позволяет сделать вывод о возможности использования этого интегрального показателя для оценки эффективности органов местного самоуправления муниципального образования и повышении ее достоверности. В частности для г.Владикавказа следует, что городские муниципальные власти уделяют значительное внимание вопросам благоустройства и озеленения г.Владикавказа, кроме этого, жители города демонстрируют значительный рост удовлетворенности услугами образования, ЖКХ, медицины, деятельностью органов местного самоуправления, что свидетельствует о достаточной эффективности деятельности органов местного самоуправления..

 

Список литературы

1.           Владикавказ признан самым зеленым городом в СКФО. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://skfo.ru/news/2014/04/02/ Vladikavkaz

2.           Градостроительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон РФ от 10.01.2005 №190–ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 22.03.2006

3.    Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]. Режим доступа ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70186210/#ixzz3Giks VDH3

4. Рубановская С.Г., Джагаева М.С., Тегетаева М.Р. Управление собственностью муниципальных предприятий жилищно -коммунальной сферы г. Владикавказа. Сб. статей III Международной научно- практической конференции «Экономика и управление народным  хозяйством», Пенза 2013. С. 201 -210.