Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: БАРЬЕРЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Набережные Челны
ВУЗ:
Дата:
01 декабря 2016г.

Аннотация. Статья посвящена новому инструменту развития моногородов – созданию территорий опережающего развития на базе диверсификации, имортозамещения и привлечения малого и среднего бизнеса. Проведена сравнительная оценка перспективности реинжиниринга доминирующих предприятий на территории и ТОСЭР по факторам инвестиционного обеспечения и ряду других системоформирующих факторов. Предложены пути преодоления возможных барьеров на пути развития территорий.

Ключевые слова. Территории опережающего социально-экономического развития, доминирующие отрасли экономики, инвестиции, малый и средний бизнес.

 

Решением Правительства РФ для некоторых «моногородов» с депрессивными экономиками (всего таких в РФ 319) предложен новый инструмент территориального социально-экономического развития «территории опережающего социально- экономического развития» (ТОСЭР). Для избранных 10 моногородов (по состоянию на 1.10.2016 г.) определена генеральная цель (миссия) – привлечение инвестиций и заданы отраслевые коридоры-ограничители, которые могут быть использованы для деятельности предприятий малого и среднего бизнеса с задачами диверсификации отраслевой структуры. Территориям, попавшим в число ТОСЭР, обещаны налоговые облегчения и ряд преференций в хозяйственной деятельности. Из городов Республики Татарстан в число 10 ТОСЭР попал город с «проблемной экономикой» Набережные Челны (525 тысяч жителей, валовый региональный продукт от 160 до 200 млрд. рублей, бюджетное обеспечение одного жителя 14 тыс. рублей, доминирующая отраслевая специализация – автомобилестроение).

Ключевыми факторами успеха в программе создания российских ТОСЭР определены: привлечение инвестиций, включение предприятий малого и среднего бизнеса в процессы диверсификации и импортозамещения. Мотивирующий аппарат – налоговые облегчения.

Инвестиции. Самотеком инвестиции идут в успешно развивающиеся территории. В депрессивные экономики их нужно заводить системой мотивационных мер [1; 2]. Создан фонд развития моногородов. Возможности его ограничены, и ресурсы могут быть использованы только в инфраструктурные проекты. «Опережающее» развитие в современных условиях может быть достигнуто только на основе перехода на платформы 6-го технологического уклада [3]. Как правило, это высокотехнологичные и наукоемкие производства. Среднемировая стоимость 1 рабочего места на этих производствах 1,5-2 млн. долларов (свыше 100 млн. рублей). Вкладывать инвестиции в рутинные технологии бесперспективно. Нужен особый адресный механизм привлечения инвестиций, которого в правительственных постановлениях по программе создания ТОСЭР нет. Без такого механизма возможно обострение конкурентной рыночной борьбы за инвестиции и не факт, что победителями будут предприятия малого и среднего бизнеса, которым определены отраслевые коридоры в правительственных документах ТОСЭР.

Малый и средний бизнес. Триггерной точкой функционирования малого и среднего бизнеса (МСБ) являются кредиты. Более половины предприятий МСБ обеспечивают оборотные средства за счет кредитов. Цена заемных средств непомерно велика и снижает рентабельность субъектов МСБ. Кредитных преференций для предприятий МСБ, желающих участвовать в программе ТОСЭР, не предусмотрено. В таких условиях малый бизнес, скорее всего, будет оттеснен в программе ТОСЭР средним бизнесом, а тот в свою очередь выступит провайдером крупного бизнеса.

В стране 22 млн. «самозанятого» населения, т.е. тех, кто имеет ИНН, но не может указать конкретное предприятие, на котором он работает. Серый рынок в экономике РФ по оценкам, как правительства, так и экспертов, превышает 40% всей экономики России. Если этот ресурс вовлечь в программу ТОСЭР, то это обеспечит успешность программ ТОСЭР. Но нужен особый механизм перехода из «серого» состояния в ТОСЭР. Пока такого механизма нет.

Отраслевая диверсификация. Список депрессивных моногородов начинается с Тольятти (750 тысяч жителей) и Набережных Челнов (525 тысяч жителей) – крупнейших центров автомобилестроения и бывших 40 лет назад самыми быстрорастущими городами СССР. Российское автомобилестроение в глубоком кризисе. В России производится автомобильной техники около 5% к уровню Китая. Уничтожены крупные производители автомобильной техники – ЗИЛ и Москвич. АвтоВАЗ работает менее чем на 50% достигнутой ранее мощности, КАМАЗ загружен на 25% проектной мощности. Кредиторская задолженность АвтоВАЗа 75 млрд. рублей. Велика она и на КАМАЗе. Если Правительство России будет спасать отечественное автомобилестроение (что вероятнее всего), то оно примет участие в реинжиниринге производственных систем этих автомобильных комплексов и объективно снизится роль ТОСЭР в развитии этих территорий. АвтоВАЗ и КАМАЗ располагают некоторой инфраструктурой для инновационно-реинжинирингового развития. Являясь системоформирующими предприятиями на своих территориях, они будут иметь преимущества в выработке и реализации траекторий развития этих территорий в своих интересах.

Если системоформирующие организации не подлежат уничтожению, как ЗИЛ и АвтоМосквич, то с целью предотвращения социальных потрясений в многотысячных коллективах (в АвтоВАЗе свыше 60 тысяч работающих, на КАМАЗе около 40 тысяч работающих) им будет оказана финансовая поддержка федеральных, региональных властей, отечественных и зарубежных акционеров в больших масштабах, чем ТОСЭР. Конкуренция за инвестиции, кадры, материальные ресурсы и, особенно, интеллектуальный потенциал не обязательно даст преимущества ТОСЭР. Вероятнее, преимущество окажется на стороне доминирующих предприятий, и в итоге структура экономики территории сохранится.

Проекты ТОСЭР по ключевым факторам успеха должны быть увязаны с развитием доминирующих предприятий, а это значит, должны быть сориентированы на синергетическую эффективность, т.е. эффективность взаимодействия, а не конкуренции. Промсборка автомобилей составляет в цепочке создания добавленной стоимости объекта производства всего 10-15%. Остальные 85% дают комплектующие агрегаты, узлы, детали, приборы, инфраструктура, логистика и т.д. Вот где для предприятий ТОСЭР широкое поле деятельности с большими шансами на успех.

Снижению рисков в проектах ТОСЭР, конвертации    депрессивности    в «опережение» могут способствовать такие мероприятия как создание опытно- промышленных производств и лабораторно-испытательных центров на коллективных началах, центров стандартизации, сертификации и прототипирования, овладение технологиями форсайт-проектирования, управление проектами с ориентацией на синергетические эффекты.

Благодарность

 

 

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Стратегия формирования и функционирования территорий опережающего развития на основе реализации территориальной промышленной политики» № 16-02-00073.



Список литературы

 

 

1.    Анимица Е.Г. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект: монография / Е.Г. Анимица, В.А. Сухих; Перм. ун-т. – Пермь, 2007. – 140 с.

2.    Бочко В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий (теория и методология). – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. – 316 с.

3.    Романова О.А., Стариков Е.Н. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение модернизации промышленности региона: принципы, тенденции и направления развития. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 243 с.