01 декабря 2016г.
Центральной задачей российской экономической политики выступает достижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и их устойчивого функционирования. Это приобретает особую актуальность в период кризисных явлений в экономике, резких изменений в бизнес-среде в негативном ключе.
Хозяйствующие субъекты являются фундаментом обеспечения условий реального устойчивого развития, составляющих основу экономики [1].
Хозяйствующие субъекты должны быть вооружены достаточными аналитическими инструментами, что позволяет обосновать конкретные управленческие решения и стратегию устойчивого развития.
Бизнес-анализ в современных исследованиях определяется как совокупность задач, методов, квалификаций и возможностей, необходимых для четкого определения проблем, стоящих перед бизнесом, и обоснования путей их решения [2].
Объекты бизнес-анализа можно рассматривать как бизнес-процессы, бизнес- подразделения, бизнес-модели коммерческих компаний, показатели их деятельности, требования заинтересованных сторон и внешней среды.
Метод бизнес-анализа в качестве основного пути подхода к изучению экономических явлений и процессов упрощенно можно описать как сравнительное исследование требований ключевых заинтересованных сторон коммерческих компаний и соответствующих фактических параметров этих компаний, на этой основе, определение бизнес проблем и обоснование путей решения этих проблем [ 2 ].
Отличительными особенностями метода бизнес-анализа являются [ 2 ]:
- анализ количественных и качественных характеристик бизнеса и его внешней среды, состав его участников и их требований;
- применение в анализе системы показателей, характеризующих сложные требования ключевых заинтересованных сторон, деятельность компаний и условия внешней деловой среды;
- исследование причин изменения отдельных показателей, проведение факторного анализа для определения влияния внутренних и внешних факторов;
- системный подход, выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости требований различных заинтересованных сторон;
- сочетание методов анализа и синтеза в изучении бизнеса, обоснование мер по его совершенствованию и прогнозирование перспектив его развития.
Немаловажной особенностью методологии бизнес-анализа выступает сочетание традиционных методов и приемов классического анализа хозяйственной деятельности, экономико-математических методов, количественных и качественных методов анализа, маркетингового анализа, социологических и экологических исследований, методов анализа, характерных для стратегического управления и современные информационные технологии.
Задача оценки и поддержания стратегической устойчивости требует создания специального метода ее оценки, в том числе определение разумного набора показателей, характеризующих устойчивость предприятия.
Оценка стратегической стабильности предприятия служит основой для принятия управленческих решений, направленных на формирование стратегии устойчивого развития предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Под стратегической устойчивостью предприятия понимается эффективное использования производственных ресурсов, поддержание финансовой и экономической стабильности в течение длительного периода времени в изменяющейся внутренней и внешней среды, а также увеличение стоимости капитала предприятия.
При построении стратегических целей предприятия следует учитывать, что управление предприятием осуществляется в двух направлениях: управление капиталом и управление производством [3].
Первое реализуется через отношения между собственниками и менеджерами предприятия и поднимает вопросы стратегии компании, управление активами, маркетинг, технологии и инновационной политики и т.д.
Второе направление охватывает отношения руководства и персонала предприятия, с особым вниманием сосредоточены на управлении техническими, технологическими, организационными и социальными аспектами деятельности предприятия.
Стоимость предприятия (его рост) - экономический критерий, отражающий интегральный эффект принимаемых решений по всем параметрам для оценки деятельности предприятия (доли рынка и силу своей конкурентной позиции, доходы, инвестиционные потребности, операционная эффективность, налоговое бремя, регулирование, и, в конечном счете, движение денежных средств и риск).
В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть актуальность рассмотрения устойчивости с точки зрения эффективного использования капитала, обеспечение конкурентоспособности компании и рост доходов его владельцев. Такой подход не исключает стремления к увеличению прибыли в настоящее время, но кроме того, что она поощряет управление заботиться о будущих позициях компаний на рынке и в промышленности, и т.д.
После изучения актуальных проблем в исследовании стратегической устойчивости и ряда представлений по теме устойчивости в целом, авторы определили следующие отличительные признаки стратегической устойчивости предприятия [3]:
-эффективное использование производственных ресурсов;
-стабильная прибыльность;
-устойчивое финансовое состояние;
-рост стоимости капитала предприятия;
-система управления, позволяющая гибко реагировать на изменения факторов внешней среды.
В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющегося рынка, субъекты предпринимательства должны не только обратить внимание на внутренние условия деятельности, но и разработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им реагировать на изменения в окружающей среде и способствуют сохранению долговременной устойчивости. Оценка стратегической стабильности предприятия служит основой для принятия управленческих решений, направленных на формирование стратегии устойчивого развития предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
В зависимости от фактически достигнутых показателей устойчивости функционирования, каждое предприятие должно стремиться разработать свою стратегию поведения. Здесь возникает необходимость прогнозирования финансовой и экономических показателей, поскольку заинтересованные стороны хотят провести анализ состояния бизнеса и на его основе сделать выводы о направлениях своей деятельности по отношению к предприятию в ближайшей или долгосрочной перспективе[4].
Список литературы
1 Бариленко В.И. Бизнес-анализ как инструмент обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов. // Учет.Анализ.Аудит. 2014. - №1. - С. 25-31.
2 Бариленко В.И. Особенности методологии бизнес-анализа. // Экономика и управление:проблемы,решения. - 2014. №3 (27). - С. 20-26.
3 Галицкая Ю.Н., Мартынова Т.А. Оценка стратегической устойчивости и обоснование стратегии развития предприятия. Монография. Министерство образования и науки Российской Федерации. Краснодар, 2010. -113 с.
4. Галицкая Ю.Н., Тхагапсо М.Б. Методические основы прогнозирования финансовой устойчивости организации. // Управлениеэкономическимисистемами: электронныйнаучныйжурнал. 2014. №4 (64). С. 16.