01 декабря 2016г.
Средства массовой информации (СМИ) функционируют на двух рынках – товаров и услуг. В качестве товара СМИ выступает содержание, включающее созданный ими контент, предназначенный для целевой аудитории, а также мнения аудитории, представленные в интерактивном режиме, и элементы развлечений.
СМИ действуют на рынке содержания, производя для реализации и потребления специфический «товар», в данном случае содержание. Оно может иметь различную «упаковку»: любой материал СМИ специфически «упакован», например, в виде газетной новости, журнальной статьи, радио- или телепередачи [1,2]. Таким образом, с точки зрения медиаэкономики рынок товаров – это рынок содержания.
Приравнивая содержание к товару, нужно помнить, что в данном случае речь идет обо всех типах материалов СМИ, обо всем разнообразии жанров, форматов и объемов. Запросы аудитории в отношении содержания СМИ различаются. Не всем читателям одинаково интересны новости и редакционные материалы, зарисовки о жизни знаменитостей и анализ финансовых рынков, сериалы и программы о путешествиях. Именно поэтому содержание неодинаково как в пределах одного номера газеты или журнала, так и в рамках одного дня на радио- или телеканале.
Аудитория обращается к СМИ, чтобы удовлетворить свои информационные потребности. Людям нужны новости, комментарии на темы политики, общественной жизни или культуры [3]. Понятно, что этим запросы к содержанию СМИ не ограничиваются. Часто аудиторию интересует мнения авторитетных специалистов и анализ новых, социально значимых идей. Таким образом, СМИ предоставляют информационные услуги аудитории, удовлетворяя их потребности в информации.
Второй рынок, на котором конкурируют СМИ, – это рынок услуг. Средства массовой информации «продают» рекламодателям не площадь в газете или секунды в телепрограмме, а прежде всего доступ к аудитории [4]. Размер оплаты за «организацию» доступа читателей, зрителей, слушателей, пользователей к рекламному сообщению зависит главным образом от размеров и характеристик той аудитории, доступ к которой обеспечивается, а не от объемов и размеров самих рекламных объявлений.
СМИ, предоставляющие рекламодателям выход на конкретную аудиторию, делают это разными путями и в разных формах. В зависимости от типа СМИ, объема и характеристик его аудитории рекламодатели, действующие в различных подкатегориях рекламного рынка, получают доступ к тем целевым группам, которые их интересуют более всего.
Доступ к аудитории – это услуга СМИ, предоставляемая рекламодателям. Таким образом, СМИ действуют на рынке услуг, предоставляя услуги рекламодателям путем организации их доступа к целевым аудиториям или создания аудиторий, которые затем «продают» рекламодателям.
Согласно классификации услуг, представленных в табл. 1, радио, телевидение и информационные услуги разделены и относятся к неосязаемым действиям, направленным на сознание аудитории [5].
Таблица 1. Классификация услуг
Основные классы услуг
|
Сфера услуг
|
Осязаемые действия, направленные на тело человека
|
Здравоохранение, пассажирский транспорт,
парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
|
Осязаемые действия, направленные на товары и
другие физические объекты
|
Грузовой транспорт, ремонт и содержание
оборудования, охрана, прачечные, химчистки
|
Неосязаемые действия, направленные на созна-
ние человека
|
Образование, радио и ТВ, информационные
услуги, театры, музеи, кино
|
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами
|
Банки, страхование, операции с центральным
банком, юридические и консультационные
|
В настоящее время СМИ относятся к информационным услугам. Журналистика относится к социальной сфере ввиду особой роли средств массовой информации. Вопрос о принадлежности того или иного предприятия к социальной сфере в экономической науке является дискуссионным. По мнению К.Ф. Пузыни, главным признаком принадлежности учреждения, предприятия или их подразделений к социальной сфере является прямое воздействие труда их работников на [5]:
– воспроизводство рабочей силы для национальной экономики;
– формирование физической и интеллектуальной дееспособности человека и всестороннее развитие каждой личности;
– обеспечение нормальных социальных условий, в которых осуществляется жизнь и деятельность людей.
Средства массовой информации по всем трем признакам принадлежат к социальной сфере, а следовательно, их можно рассматривать с позиций социальной экономики, которая их относит к группе духовного и физического развития населения, включающей, кроме них культуру, спорт и туризм, однако не включающей информационные услуги другого характера.
В настоящее время и в России, и в мире делаются попытки классификации услуг в соответствии с современными представлениями в области информатизации. Так, Э.А. Гасанов выделяет следующие секторы [6]: сервисно-гуманитарный, информационно- технологический и научно-индустриальный. СМИ относятся к информационно- технологическому сектору, который, в свою очередь, делится на информационное производство и информационные услуги, оба эти подразделения поставляют услуги на рынок информационных продуктов и услуг.
Структура информационно-технологического сектора по видам экономической деятельности включает информационную деятельность, интеллектуальную деятельность и научно-техническую деятельность. Создание и распространение информации являются информационной деятельностью и, соответственно, включаются в структуру информационной экономики.
Средства массовой информации относятся к информационно-технологическому сектору в части информационной деятельности, цели которой – создание и распространение информации. По сравнению с любой другой информационной деятельностью продукцией СМИ является не только создание и распространение информации как таковой, но и распространение образов, идентичностей, мировоззрения и идеологии [5].
Основным руководящим органом для средств массовой информации является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которое рассматривает средства массовой информации как социальный институт, а не как систему медиаорганизаций и занимается регистрацией вновь создающихся СМИ.
Для оптимального управления массмедиа агентство разрабатывает информационную и экономическую политику в области СМИ, включающую управление системой медиаорганизаций в части регулирования рынка СМИ, другие методы управления экономической деятельностью массмедиа.
СМИ также рассматриваются как отрасль, предоставляющая одинаковые по значимости с культурой услуги. При этом средства массовой информации не включены в блок информационных услуг, предоставляемых информационной сферой, связанной с коммуникациями и компьютеризацией. Инфраструктура средств массовой информации неразрывно связана с системой связи.
Независимо от того, какой именно государственный орган будет заниматься управлением системой СМИ, он должен определять цели управления, ему должны быть присущи определенные функции, как общие, так и конкретные, а также по элементам процесса производства.
Таким образом, производственная, информационная и инфраструктурная деятельность массмедиа разграничены и управляются разными структурами.
Основной целью управляющей подсистемы должно быть обеспечение оптимального функционирования системы СМИ и выполнения ими социальных задач, выработка методологии управляющих воздействий с учетом общественной роли средств массовой информации. Названная цель определяет функции управления, осуществляемые управляющей подсистемой медиаорганизаций.
Список литературы
1. Борисова С.Г., Бирюков В.А. Формирование стратегии развития средств массовой информации в современных условиях // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4 «Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне» / Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 14-15 апреля 2015 г. Под ред. Чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. (сборник тезисов докладов). – М.: ЦЭМИ РАН. – 2015. – С. 34 – 36.
2. Бирюков В.А., Фирсов А.В. Стратегическое развитие медиасреды в информационном пространстве // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3 / Материалы Четырнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 9 -10 апреля 2013 г. Под ред. Чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. (сборник тезисов докладов). – М.: ЦЭМИ РАН. – 2013. – С. 32 – 33.
3. Бурменко Т.Д. Многоликость услуг: проблемы определения и классификации // Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
4. Туренко Т.А., Казарина Л.А., Баева О.Н. Менеджмент в сфере услуг. Иркутск: Изд- во ИГЭА, 2001.
5. Демина И.Н. Отраслевая принадлежность средств массовой информации [электронный ресурс]. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/otraslevaya- prinadlezhnost-sredstv-massovoy-informatsiiсвободный.Датаобращения20.10.2016.
6. Гасанов Э.А. Характер и параметры информационного типа экономического роста. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.