Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФОРМИРОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЗАВЕРШЕНО

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    Общеизвестно, что свыше 70 % экспортной выручки России и около 30% валового внутреннего продукта и 50% поступлений в бюджет обеспечивается минерально-сырьевым комплексом (далее МСК), представленным сотнями нефтяных и газовых промыслов, десятками угольных шахт и разрезов, тысячами рудников, приисков, горных участков, добывающих руды черных, цветных и благородных металлов, алмазов, специфического нерудного сырья для разных отраслей промышленности, а также подразделениями геологоразведчиков, которые нашли сырье (месторождения) для этих предприятий, разведали и определили промышленную ценность. Подавляющая часть этих месторождений изучена геологами еще в советское время - в пятидесятые- восьмидесятые годы. Во истину, геологи - это «курочка, которая несла золотые яйца». Именно в прошедшем времени - «несла», так как в годы реформ ее (курочку), если не уничтожили вовсе, то довели до дистрофического состояния, исключающего возможность выполнения каких-либо репродуктивных функций.

   Если говорить о Дальнем Востоке, то эти изменения имели гипертрофированное выражение в результате наложения местных особенностей на процессы, генерируемые федеральным центром.

   Горнодобывающая промышленность является одной из фундаментальных отраслей экономики и Дальнего Востока. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает более трети территории России - 6,2 млн. кв. км и представляет собой одну из крупнейших минерально-сырьевых баз России. На начало нового XXI века, преимущественно в советские времена, здесь разведано 11.6 млрд. т железа, 15.1 млн. т марганца, около 2.1 млн. т олова, 0.4 млн. т вольфрама, 1.78 млн. т свинца, 2.45 млн. т цинка, 0.8 млн. т меди, 16.7 млн. т флюорита, 38 тыс. т серебра, 2 тыс. т золота, 31 тыс. т ртути, 3.5 млн. т бора, 10.3 млн. т титана, 254 тыс. т сурьмы, 47 т шлиховой платины. Потенциал углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат) составляет около 43 млрд. т условного топлива. Из них подготовлено к проектированию и эксплуатации всего лишь около 4 млрд. т. С твердыми полезными ископаемыми положение аналогично: приведенные выше цифры характеризуют лишь 6-8% общего металлогенического потенциала. По запасам и ресурсам углей потенциал Дальнего Востока составляет около 12% общероссийского.

    В количественном выражении минерально-сырьевой потенциал можно представить такими цифрам: более 1100 месторождений различных полезных ископаемых, 280 объектов ранга месторождений с установленными прогнозными ресурсами, порядка 9300 проявлений полезных ископаемых, промышленную ценность которых необходимо определить, многие тысячи ожидающих своей оценки аномалий, из которых по статистике 1-3% могут превратиться в месторождения.

    Рассмотрим последовательно - как было, что стало, и постараемся коротко вскрыть причины произошедших изменений.

    Геологоразведка советского периода

    Советский Союз создал лучшую в мире систему геологоразведочных работ, направленную на изучение геологического строения страны и выявление (открытие) месторождений полезных ископаемых. В основе ее лежал принцип последовательного утяжеления поисковых работ по мере получения положительных признаков полезного ископаемого и сужения (локализации) площади поисков. Это называется работой по этапам и стадиям. Можно провести аналогию с просеиванием через сита уменьшающегося размера как ячейки, так и самого сита.

     Представление о геологе-поисковике как бородатом романтике с рюкзаком и молотком отвечает действительности лишь в начальные стадии работ. По мере «приближения» к месторождению формируется команда специалистов из различных сфер наук о Земле, профессионально подготовленных и организованных. Во многих регионах были созданы коллективы технически оснащенных формирований, способных найти месторождение, провести разведочное бурение, проходку горных выработок и анализ многочисленных проб. В Хабаровске, например, работало производственное геологическое объединение «Дальгеология» численностью до 8,5 тыс. трудящихся, оснащенное автотракторной техникой порядка 300 единиц, около 100 буровых установок, геофизическим оборудованием для работ на земле и с воздуха и другой необходимой техникой. Но самыми крупными в России и Советском союзе были объединения «Якутгеология» и «Магадангеология». Всего в России в восьмидесятые годы в геологических производственных отраслях работало более 300 тысяч трудящихся, фондовооруженность отрасли составляла около 4 млрд. долл. США. А ежегодные объемы геологоразведочных работ выражаются следующими данными: глубокое бурение на нефть и газ - около 2 млн. м., механическое колонковое бурение - около 14 млн. м, подземные горные выработки (шахты, штольни) - 160 тыс. м, другие виды работ также имеют впечатляющие цифры.

     Подчеркнем основные особенности геологоразведочного производства.

1.      Высокая степень риска (как процесса вложения средств) и низкая вероятность положительного результата (по результативности действия). Эта особенность предопределяет невозможность срочного однозначного удовлетворения возникшей потребности горнорудного комплекса. Нужно всегда опережать, предвидеть потребности, работать на опережение. Известны следующие цифры шансов открытия коммерческого объекта [ 1 ]. Для отдельной программы они составляют: в США (по работам 1942-1967 годов) 1:300 (чтобы поучить один такой объект, нужно изучить порядка 300), в Канаде – аналогичное соотношение от 1:100 до 1:500. Анализ открытия месторождений в период семидесятых-восьмидесятых годов в Дальневосточном экономическом районе (ДВЭР), когда интенсивно велись поиски золота, показывает, что обнаружение нового промышленного объекта приходится на 50-70 рудопроявлений, распределенных на 3-5 листах карты масштаба 1:200000 государственной разграфки (порядка 20-30 тыс. кв. км) [1].

2.   Геологоразведка – дорогостоящий вид деятельности. Это определяется работой в условиях с неразвитой, как правило, инфраструктурой, большим разнообразием видов деятельности, требующим оснащения различным, часто дорогостоящим, оборудованием. По данным D.Ritchie (1993) в среднем по горнорудной промышленности на одно рентабельное месторождение затрачивается 35-40 млн. долл. США на стадии разведки. В Австралии за период 1974-1988 годов на открытие и разведку 61 рентабельного объекта было затрачено 7.5 млрд. австралийских долларов (123 млн. на 1 объект). Из них только 45 объектов на 01.01.93 г. были введены в действие (около 2 млрд. австралийских долларов заморожены как затраты будущих периодов). Можно привести несколько примеров из дальневосточной практики. Затраты на разведку Правоурмийского месторождения олова составили 39.6     млн. долларов США, Многовершинного месторождения золота – 100.4 млн. долларов США.

     Всего в России на геологоразведочные работы в восьмидесятые годы ежегодно затрачивалось около 1, 5 млрд. долл. США на региональные работы и твердые полезные ископаемые и 1,2 млрд. долл. на глубокое бурение на нефть и газ [ 1; 3, с.72 ].

3.       Геологоразведка – непрерывный процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы. Вообще минеральное сырье относится к невоспроизводимым видам природных ресурсов. Под воспроизводством минерально-сырьевой базы понимается разведка нового месторождения взамен отработанного. Перерыв в этом процессе сопряжен с последующим спадом производства. Высокая обеспеченность предприятия запасами усыпляет бдительность, но прошло 10-15 лет без новых открытий и отставание трудно ликвидировать, т.к. для разведки нового месторождения нужно в среднем эти 10-15  лет. Особенно показателен пример мощного  в советские годы объединения «Дальвостуголь», допустившего спад производства при переходе с Райчихинского на Ерковецкое месторождение.

4.    Геологоразведка и горнорудная промышленность – сфера производства с медленным, но стабильным возвратом инвестиций. Эта особенность ее должна учитываться правительством России путем предоставления особых, льготных условий финансирования и налогообложения. Но востребованость в разведанных объектах наступит рано или поздно. Например, в 2005 году на аукционе было продано право добычи на месторождениях железа в ЕАО: Кимканского (разведано в пятидесятые годы), Сутарского (то же самое - в семидесятые годы). В Амурской области тоже произошло с месторождением титана с ванадием и фосфором) Большой Сейм (изучалось в восьмидесятые годы). Бюджет получил около 300 млн. рублей.

5.    Характеризовавшаяся ранее стадийность геологоразведочных работ в цифрах выражается следующим образом:

-   региональные работы - 7-8 %,

-    поисковые работы – 55- 56% (общие поиски - 37%, детальные - 11%, поисково-оценочные работы - около10%)

-   разведка - 21%,

-   научное сопровождение - 4-5%,

-собственное строительство на объектах работ - 4-5%.

    Ранние стадии изучения в суммарном выражении самые затратные, но относятся к несравнимо большим площадям, тогда как разведка концентрирует затраты на небольшой площади месторождения.

    Основные      условия     работ     по     воспроизводству     минерально-сырьевой     базы     горнодобывающей промышленности, исходя из опыта советского периода геологической деятельности, можно сформулировать следующим образом: постоянное, непрерывное ведение полного цикла геологоразведочных работ с опережением ранних стадий как по интенсивности, так и по срокам, в достаточно больших объемах, сбалансированных с добычей и погашением запасов.

    Это правило в годы реформ было нарушено. Около 15 лет горнодобывающая промышленность «проедала» все лучшее из созданного резерва, и он оскудел в количественном выражении и понизился в качественном отношении.

   Геологоразведка в период реформ

     Геологическая служба начала реформы и продвинулась в них, опережая другие природно-ресурсные отрасли. Была создана новая нормативная база1. Принципиальное отличие ее заключается в сохранении за государством ответственности за работы ранних (поисковых) стадий и финансировании разведки добывающими компаниями (недропользователями). А это (поиски) все же 70 - 75% общего объема. Но на каком-то этапе, к счастью, произошло это уже после преодоления глубочайшего провала 1996-97 г.г., в самых верхах «созрела» идея, что руководить делом должен не специалист, а менеджер. Может быть, и дальше реформы продвигались бы более успешно, если бы руководство сохранило профессионализм команды. «Радует» то, что произошло это после преодоления спада. В противном случае спад превратился бы в кончину. К сожалению, эта идея реализована не только в геологической службе, но и в других сферах управления. Что из этого получается, всем известно2.

    Большой урон отрасли нанесла в самом начале 90-ых годов реализация принципа «брать демократии столько, сколько возьмешь». Это привело к самоликвидации многих производственных объединений и утрате всего того, что было привязано к ним (подведомственные предприятия типа ОРСов, УПТОКов, долей в совместных   предприятиях,   коммерческих   банках   и    т.п.),   выражающегося   крупными    суммами.   От «Дальгеологии», например, осталось несколько разрозненных экспедиций, которые решали, а то и накапливали, свои проблемы самостоятельно. Наилучшим образом разрешились проблемы Аяно-Майской экспедиции, которую со всеми долгами приобрела ЗАО а/с «Амур», создавшая самое крупное на Дальнем Востоке геологоразведочное предприятие (утратившее в ходе последующих реформ свою мощь). Крупно повезло Геофизической экспедиции (преобразованной в ФГУП «Дальгеофизика»), которую Министерство природных ресурсов РФ в 2000 году избрало в качестве базового предприятия для технического перевооружения всех геологических предприятий на Востоке России. Через год идея технического перевооружения в ходе реформ на министерском   уровне   «затухла»,   а   «Дальгеофизика»   уже   получила   финансирование   и   оказалась «перевооруженной», что превратило ее в единственное предприятие, способное вести буровые работы на подряде. Все другие коллективы, бурившие ранее по 40-50 и более тысяч метров в год, уже прекратили свое существование.

1 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах»; Федеральный закон от 21.07.1997 N 112-ФЗ«Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»; более 40 Постановлений Правительства Российской Федерации и др.

2   Хотели как лучше, а получилось как всегда – одно из наиболее известных выражений В.С. Черномырдина, в бытность его Председателем Правительства Российской Федерации


    Основной причиной деградации геологических подразделений на Дальнем Востоке явилось снижение, а временами - полное прекращение финансирования геологоразведочных работ, уход рабочих и специалистов на другие предприятия. Некоторая стабилизация наступила после выделения в бюджете фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, образуемого за счет отчислений горнодобывающих предприятий [4, ст.44]. Но с 1.01.2002 года фонд воспроизводства был ликвидирован3. «Менеджеры» бюрократизировали все процедуры оформления финансирования геологоразведочных работ так, что даже при наличии в бюджете средств раньше начала второго полугодия - третьего квартала они не доходили до предприятий. Придумывались такие схемы финансирования, которые позволяли уводить средства в окологеологические структуры. По одному такому факту на суму более 100 млн.руб. мы вели длительную переписку с различными контролирующими структурами и, в конце концов, получили подтверждение Счетной палаты4. Правда, констатирован лишь факт, а возвращены ли деньги в бюджет и получили ли «рационализаторы» наказание - не сообщалось.

    С постоянной периодичностью раз в 2-3 года проводилась реорганизация органов управления таким образом, что новые структуры, еще не начав давать результаты реорганизации, вновь перекраивались. Показательно последнее преобразование, начавшееся в 2003 году5, выстроившее вертикаль федерального органа на трех уровнях (Министерство - Служба - Агентство) и пока еще не завершенное в полной мере. Но и в этом виде она представляет прекрасную иллюстрацию закона Паркинсона: «всякая бюрократическая структура стремится к дифференциации до полной утраты своих первоначальных функций». В функции Министерства природных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства №588 от 17 мая 1997г. входила «разработка стратегии в области удовлетворения потребности страны в минеральных ресурсах» (п.п.1, п.6) (выделено авторами).

    Большие метаморфозы с функциями произошли в 2004 году. Прежде всего, они «обюрократились». Так, в Положении о МПР РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ №370 от 22.07.04, значатся такие функции: «управление государственным фондом недр» (п.1), «порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ…» (п.5.2.1), «порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс…» (п.5.2.2), «форма бланка лицензии на пользование недрами;»!!! (п.5.2.7) и т.п. Можно подумать, что в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном Постановлением РФ № 293 от 17.07.04 г., записи имеют более приземленный характер. Но и здесь тот же бюрократический стиль. Так, Агентство осуществляет отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам (по существу, оно не «осуществляет отнесение запасов…», а всего лишь утверждает решения специально учрежденного компетентного органа - Государственной комиссии по запасам), а также определение нормативов потерь полезных ископаемых (нормативы потерь объективно могут быть рассчитанными при разработке технического проекта, т.е. специалистами, которых в МПР просто-напросто нет); ведет учет поступающих заявок на получение лицензий, ведет кадастр месторождений и проявлений и другие подобные канцелярские функции, принижающие уровень важной государственной структуры.

     Возраст специалистов геологической службы в результате ухода в более стабильные сферы деятельности молодежи и отсутствия притока молодых кадров уже перевалил за пенсионный.

Объемы работ как в денежном, но, в особенности, в физическом выражении, по сравнению с советским периодом резко снизились. Физические объемы МПР старается не афишировать. Как-то удалось увидеть цифру годового объема бурения по России, соизмеримую с объемами бурения одного производственного объединения в прошлом.

     Одним из последних преобразований была ликвидация государственных геологических предприятий с образованием субъектов предпринимательской деятельности (ОАО), права которых урезаны участием в выполнении работ госзаказа, единственным исполнителем которого определена госкорпорация «Росгеология».

«Росгеология» создана Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2011г. № 957 на базе остатков одного из геологических предприятий России – «Центргеологии». Ей подчинили созданные ранее 37 унитарных предприятий по всей России. Теперь «Росгеология» называет себя российским многопрофильным геологическим холдингом. Единственная связь холдинга с этими 37 реорганизованными унитарными предприятиями в ОАО заключается в передаче государственных средств, полученных от главного распорядителя их (Роснедр).

    

3 После внесения изменений в Налоговый кодекс Федеральным  законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ

4 По материалам Дальневосточного НИИ минерального сырья (ДВИМС, г.Хабаровск, ликвидирован в 2003 году)

5     Постановление  Правительства  Российской  Федерации  №451  от  31.07.2003г.  «О  правительственной  комиссии  по  проведению административной реформы» (в ред.24.12.2014г.) - не утратившее силу в настоящий момент.


    Особенности горнорудной промышленности региона

   Профилирующими видами горнодобывающей промышленности Дальнего Востока является добыча энергетических углей, нефти и газа (в небольших количествах), производство золота, серебра, платины, свинца и цинка, олова, вольфрама, бора, флюорита, сурьмы.

   Добываемое в регионе минеральное сырья лишь в небольшой, хотя и очень важной, части имеет непосредственное влияние на экономику и социальную сферу. Прежде всего, это относится к топливно- энергетическим ресурсам - каменному и бурому углям, нефти и газу, а также к минеральным строительным материалам. Из производимых металлов только свинец может полностью потребляться в регионе. Все остальные металлы и нерудное сырье вывозятся в другие регионы России и за рубеж и их влияние на регион опосредованное: создание рабочих мест, пополнение бюджета за счет налогов, развитие инфраструктуры, что особенно важно в условиях слабого экономического развития большей части территории.

   Для характеристики состояния добывающего сектора экономики используются соотношение добычи и прироста запасов (степень их воспроизводства). В настоящее время пользоваться этими сравнениями нужно очень осторожно, особенно в сводном виде с учетом формирования их на уровне собственника недр, субъекта геологического изучения, недропользователя, так же по стадиям оперативного и государственного учета.

   Для характеристики состояния обеспеченности сырьевой базы нефти важно контролировать коэффициент извлечения нефти (КИН), который в настоящее время в России составляет менее 0,3 (30%), не просто контролировать - давать рекомендации по его повышению до определенного уровня и определенными мероприятиями.

   Удаленное положение региона от основных пунктов потребления этого сырья снижает экономическую эффективность его реализации и в ряде случаев делает его не рентабельным. Приграничное положение региона открывает возможности вывоза производимого минерального сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же  время в ДВЭР завозятся в больших количествах различные  металлы (например, черные  металлы, алюминий). Они могли бы производиться в достаточных количествах в регионе. В условиях рыночных отношений не может быть противопоставлений типа «свое - завезенное», берешь то, что дешевле. Но для современной России вполне приемлемы понятия не только развивающейся страны, но и развивающейся территории. Таким образом, ДВЭР - это развивающаяся территория в развивающейся стране. Что это такое - прекрасно иллюстрирует современное состояние отношений центра и регионов. За лесом своих проблем центр не видит подлеска проблем регионов, а если видит, то прячется в этом лесу. Само определение «развивающейся территории» предусматривает прогрессирующее изменение состояния. При существующей кредитно-финансовой системе вкладывать средства в предприятия с уровнем рентабельности меньше 45% не выгодно, т.к. получаемая прибыль может «не догнать» растущие ставки %% по кредитам. В горнодобывающем секторе таких проектов нет. Их можно развивать только за кредиты иностранных банков или за собственные средства. Мало того, остановились действующие предприятия, т.к. издержки производства, включая все налоги, транспортные тарифы и энергозатраты, не покрываются стоимостью реализованной продукции из-за разных темпов роста стоимости продукции и затрат. Следовательно, в развивающихся территориях их развитие должно иметь государственную поддержку, без нее развитие не пойдет, можно сказать, уже не идет, территории деградируют. Эти факты и имеющийся рост производства промышленной продукции в ДВЭР показывает насколько регионы зависимы от МСК экономики. Остановка Приморского ГОКа (Приморский край) связана со снижением цены на вольфрам и отсутствием потребления производимой продукции на территории России и при этом введенной действиями лоббистов экспортной пошлиной 10%, превращающей продукцию в не рентабельную.

   Мы обращали внимание геологической общественности на негативное влияние рыночных механизмов [2, с.54.] на минерально-сырьевую базу. Главный вывод: «Экономическая система, называемая рыночной экономикой, разрегулирована, нет ни одного твердого, эталонного показателя. Базовая часть экономики, прежде всего минерально-сырьевые ресурсы, не саморазвивается, а находится в поиске инвесторов» [2, с.55]. Любое изменение стоимости минерального сырья чревато негативными последствиями: возрастание цены ведет к потере запасов в недрах (от 4.25% до 25% годовой добычи), а снижение - ведет к переоценке и списанию учтенных запасов (в 2004-2005 годах за счет переоценки запасы золота ДВФО уменьшились на 20608 т).

   Теперь самое время объяснить содержание названия нашей статьи (реформирование завершено). Именно так - завершено, дальше ехать некуда. Нужно одуматься и кое-что вернуть в прежнее состояние. Наиболее просто можно показать на примере «местного сырья»6.

  Определение «местное» для характеристики сырья очень неудачное. В каждом регионе все добываемое сырье (за исключением ввозимого из других районов) является местным. В недропользовании такое сырье называется общераспространенными полезными ископаемыми (ОРПИ). Но для того, что бы отнести к ОРПИ, нужно провести геологоразведочные работы с полным комплексом опробования и показать, что в этом песке нет ни золота, ни алмазов, ни касситерита, ни других минералов, имеющих ценность. Этот закон не определяет - кто будет проводить это опробование - федеральная или территориальная (местная) геологическая служба.

   Эти или подобные обстоятельства в настоящее время усугубились. Главные обстоятельства относятся к кадрам.

    Тот факт, что кадров геологов в настоящее время не хватает - это не требует дополнительной аргументации7. Ежегодно положение будет усугубляться за счет старения работников   (средний возраст «действующей армии» перевалил 60 лет). Выпускники ВУЗов геологического профиля идут работать (устраиваются работать) по специальности в среднем около 25%. Качество подготовки специалистов оставляет желать лучшего.

    Это положение (с кадрами) одномоментно не исправить. Субъекты РФ встретят большие трудности с формированием кадрового состава геологической службы, способной выполнять работу в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 N 364-ФЗ. Самое главное, сейчас в территориальных подразделениях федеральных структур есть люди, которые эту работу выполняли и выполняют, хотя и у них есть кадровые проблемы.

    Очень трудно увидеть смысл в этом законе, кроме подмены Конституционного принципа совместного ведения землей, недрами и другими природными ресурсами разделением предметов ведения, изложенного в ст.72 Конституции Российской Федерации.

Ознакомление с текстом Закона навевает мысль о слабом представлении реального положения дел с ОРПИ. Если статья 18 закона предписывает субъектам РФ – «Предоставление участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых…», то, видимо, понимается, что в настоящее время ведутся специализированные работы для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых?). Однако работы поисковых стадий проводятся комплексно, на все виды полезных ископаемых. Таким образом, если действовать в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 N 364-ФЗ - эта задача снимается с работ, финансируемых из федерального бюджета?

    Получается, что субъекты РФ, кроме геологической службы, должны создавать службы контроля и надзора. Нужно ли?

    Общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, делювиальная смесь и т.п.) после обнаружения в них алмазов, золота, касситерита, других ценных минералов перестают быть общераспространенными. Кто занимается опробованием на эти виды минерального сырья песков и др. ОРПИ?

   Можно назвать и другие примеры превращения общераспространенных полезных ископаемых в ценные и дефицитные виды минерального сырья (кварцевое сырье, керамическое сырье, алюминиевое сырье и др.).

   Реализация закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ может нанести вред Государству. Его следует отменить и заниматься геологическими следованиями комплексно.

    В заключение следует  отметить, что мы коснулись только результатов  реформирования  минерально- сырьевого сектора экономики Дальнего Востока. Для того, чтобы стало возможным изменить ситуацию в лучшую сторону – нужно принимать меры на законодательном уровне и, в первую очередь, решать вопросы с финансированием геологоразведочных работ.

    

6    Федеральный закон №364-ФЗ от 30.11.2011г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7   «При дефиците в 20 тысяч человек все ВУЗЫ страны выпускают  около 3,5 тысяч специалистов прикладной геологии в год… Отрасль обеспечена кадрами на 13%... Геологические техникумы и ПТУ переданы на уровень субъектов Федерации и фактически ликвидированы…трудоустраиваются от 25% выпускников до 70% по специальности (институт нефти и газа им. Губкина)… Минобрнауки сокращает подготовку в России геологов и геофизиков, объясняя это переизбытком кадров в отрасли на 35 тысяч человек… Иногда ситуация доходит до абсурда – нельзя принять на работу лаборантом химического анализа специалиста, закончившего химический ВУЗ по специальности «Аналитическая химия», пока он не получит в ПТУ, которого нет, корочку лаборанта…» - из докладов на общем собрании членов Ассоциации Геологических Организаций 11 декабря 2012 г. «О реформе геологического образования в России».



Список литературы

1.      Бакулин, Ю.И, Основные проблемы изучения и добычи минерального сырья Дальневосточного экономического района/ Ю.И. Бакулин, В.А. Буряк, Е.Н. Галичанин и др.- Хабаровск: изд-во ДВИМС. – 1999. 214с.

2.      Бакулин, Ю.И. Влияние рыночных механизмов на состояние минерально-сырьевой базы. / Ю.И.Бакулин, И.В.Жукова // М.: Разведка и охрана недр, №11, 2011. С.54-57.

3.      Жукова, И.В. Организационно-экономический механизм управления горнодобывающей промышленностью (на примере Хабаровского края) : дис. канд. экон. наук / Инна Викторовна Жукова. Хабаровск, 2011. - 181 с.

4.      О недрах: федер. закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1/ правовой сервер «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nedr. (Дата обращения: 29.10.2015).