28 декабря 2015г.
Значительные социально-экономические и политические последствия мирового экономического кризиса, обуславливают необходимость выявления новых резервов роста, выработки методически эффективных и практически реализуемых подходов к модернизации экономики России.
В настоящее время региональная политика РФ состоит в исправлении отрицательных последствий для отдельных регионов, модернизации общегосударственной социально -экономической политики, обосновываемой на федеральном уровне и зачастую не учитывающей специфику конкретных регионов. Задачи собственно региональной политики – повышение уровня жизни населения и уменьшение территориальной дифференциации социально-экономического развития отодвигаются при этом на второй план [5].
Недостаточный и несистемный учет пространственного фактора в социально-экономическом развитии является причиной многих проблем в реформировании экономики России и слабой эффективности предпринимаемых в этом направлении усилий [4].
В этих условиях вопросы пространственного развития приобрели особое значение:
Во-первых, в условиях постиндустриального общества ведущую роль стали играть наука и образование, а пространство стало информационным, с единой мировой системой коммуникаций.
Во-вторых, идет общемировой процесс глобализации. И Россия является одной из самых значительных частей мирового пространства – и географически, и политически, и экономически.
В-третьих, стоящие перед нашей страной задачи социально-экономического развития на основе модернизации заставляют уделять особое внимание проблемам пространственного развития, выработке стратегического курса на поиск и учет преимуществ разнообразных территорий России.
Теория и практика пространственного развития имеет длительную историю. До 1990 -х годов эта проблематика выражалась в отдельных проектах регионального масштаба и только в конце ХХ века пространственное развитие превратилось в «норму жизни», которая вышла далеко за пределы Европы и США.
В РФ одна из первостепенных ролей в исследованиях пространственного развития, межрегионального экономического взаимодействия принадлежит академику Александру Григорьевичу Гранбергу, который определяет экономическое пространство как насыщенную территорию, вмещающую множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т. д. [2].
Другой исследователь, Б. X. Краснопольский, считает, что пространственное экономическое развитие связано, прежде всего, с действием законов рационального разделения труда, размещения природных ресурсов, формирования эффективных (как в корпоративных, так и общественных интереса х) пропорций хозяйственного взаимодействия различных экономических субъектов [3].
Так, наиболее часто под экономическим пространством подразумеваются некие географические рамки, простирающиеся у разных авторов от муниципальных образований, союзов отдельных государств домирового экономического пространства. Региональный же аспект экономического пространства у большинства авторов заканчивается границами региона.
В нашей стране исследования в области пространственного развития находятся пока только на начальной стадии развития, среди исследователей отсутствует единство по определению ключевых понятий, не выработаны фундаментальные принципы, цели, методы, система управления пространственным развитием и изменением.
В условиях поиска оптимальных вариантов развития локальных территориальных экономических систем становится необходимой более углубленная разработка концептуальных подходов к региональному пространственному развитию.
Суть региональной политики государства, лежащей в основе всех новейших экономических и политических преобразований в субъектах Федерации, ориентирована на перенос основных экономических реформ на региональный уровень. Здесь следует отметить, что реформы должны проходить с учетом специфики того или иного региона, это будет способствовать формированию и укреплению экономической основы для самодостаточного социально-экономического развития региона.
РФ имеет следующие особенности конфигурации экономического пространства [1]:
· высокую неравномерность, что выступает следствием разных скоростей протекания экономических процессов в региона х;
· сильную разреженность – следствие слабой освоенности территории страны, низкой плотности расселения;
· пикообразность – следствие значительной концентрации экономического пространства исключительно вокруг крупных городов.
Оценка региональных различий хо да экономической реформы, выявление регионов, объективно нуждающихся в особой «модели реформ», в значительной степени зависят от правильного выбора системы экономических индикаторов, адекватно отражающих реакцию региональных процессов на проводимую федеральным центром региональную политику.
Поэтому, для устойчивого, сбалансированного и комплексного территориального социально - экономического развития, а также более полного использования природных ресурсов для нужд регионального развития необходима соответствующая государственная экономическая политика. Этот подход ведет к необходимости всестороннего пересмотра государственного управления территориями, в первую очередь его принципов, целей, задач, функций и процессов.
Разработка политики устойчивого пространственного развития должна основываться на следующих подхо дах регионального социально-экономического развития [6]:
· повышение изученности природных ресурсов;
· освоение новых сырьевых баз, повышение уровня обеспеченности территории ресурсами;
· развитие безопасной добычи и использование природных ресурсов;
· обеспечение территориального единства посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;
· формирование новых промышленных очагов;
· формирование сбалансированной межрегиональной инфраструктурной системы (транспорт, связь, энергомагистрали);
· предотвращение (ограничение) различных видов ущерба, наносимого хозяйс твенным развитием окружающей среде;
· поощрение высококачественного отечественного и международного устойчивого туризма в рамках безопасности экосистемы территорий и т.д.
Перечисленные подходы не охватывают все направления пространственного развития. Тем не менее, из них вытекает, что при развитии инновационных и инвестиционных процессов следует использовать полицентрическую модель развития.
Для выполнения данных задач региональные и местные власти должны стремиться к успешной реализации стратегических комплексных программ пространственного развития, что, в свою очередь, требует легитимных территориальных органов власти, высокого профессионализма управленцев, а также активного участия предпринимателей в планировании и осуществлении пространственного развития.
В конечном итоге, модернизация социально-экономической системы страны с позиции пространственной структуры позволит:
- системе государственного управления: по-новому оценить потенциал и привлекательность пространства страны, выделить новые пространственно-экономические пропорции, выработать новые комплексные принципы и подходы в планировании, прогнозировании, управлении;
- экономическим субъектам: более системно подходить к построению бизнеса, оценивать результаты инвестиций и хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Гранберг А., Зайцева О. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики– 2002. – № 9.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
3. Краснопольский Б. X. Мифы и реальности экономического районирования // Пространственная экономика. – 2011. – № 2.
4. Оптимизация территориальных систем / Под.ред. док-раэкон. наук С. А. Суспицина. – Новосибирск, 2010.
5. Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион: экономика и социология. – 2003. – № 2.
6. Электронный образовательный ресурс «e-Regional Policy» по курсу «Региональная политика»: http://course-info.narod.ru/ menu.htm