Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
01 декабря 2016г.

В теории и практике антикризисного управления сталкиваются две идеологии. Согласно первой антикризисное управление понимается как экономия и избавление от излишнего имущества. К сожалению, эта идеология наиболее распространена в нашей стране. В результате антикризисное управление на предприятии понимается в первую очередь как сокращение текущих издержек предприятия и продажа его избыточных активов.

Подобный подход к антикризисному управлению способен дать предприятию быстрые доходы от реализации избыточного имущества и существенное уменьшение издержек, особенно в результате сокращения постоянной части текущих расходов, которые необходимо нести независимо от объема выпуска и продаж продукции (заработная плата административно-управленческого аппарата, оплата аренды, а также некоторых категорий вспомогательного и обслуживающего персонала и др.).

Такой подход может быть главным только в том случае, если не возникает особых проблем с основным и регулярным источником финансового благосостояния и существования предприятия - с продажей его продукции.

Если рассматривать предприятие как действующее, которое изначально не собираются ликвидировать, то нет смысла сосредоточиваться на сокращении отдельных элементов текущих затрат.

Вторая идеология антикризисного управления подразумевает налаживание выпуска и реализации конкурентоспособной продукции. Оно сводится в первую очередь к улучшению способности предприятия получать регулярные надежные доходы от продажи продукции, товаров и услуг.

Для этого может потребоваться как улучшение на предприятии маркетинга выпускаемой продукции (продвижение на рынок и сбыт, пересмотр ценовой политики, условий поставки и др.), так и освоение новой, более выгодной продукции, повышение качества выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Вторая идеология не должна противопоставляться первой как рассчитанная на более позднюю отдачу. Ведь меры по улучшению продаж, если они основаны на имеющемся коммерческом и технологическом заделе, способны дать очень быстрый эффект.

Антикризисное управление, нацеленное на улучшение продаж, является решающим при выводе предприятия из финансового кризиса, если у предприятия существуют проблемы с конкурентоспособностью продукции.

Антикризисное управление, направленное на налаживание выпуска и реализации конкурентоспособной продукции, может быть охарактеризовано как инвестиционное антикризисное управление. Основным условием такого управления является доступность инвестиций за счет самофинансирования, привлеченного или заемного капитала [1].

Разновидностью инвестиционного антикризисного управления, направленного на увеличение выпуска и продаж продукции, является антикризисное управление на основе инноваций. Проекты, осуществляемые при инвестировании в новые для предприятия технологии (они могут быть новыми и для отрасли, и для рынка), часто называют инновационными.

При этом антикризисное управление может акцентировать внимание как на новых технологиях собственно в производстве (создание и освоение новой для предприятия или для рынка продукции, новых технологических процессов ее выпуска, техники и материалов), так и на новых технологиях в организации выпуска и продаж продукции. Это подразумевает антикризисное управление на основе инноваций.

В основе антикризисного управления, максимизирующего финансовые результаты, должны лежать инновации - продуктовые и процессные, а также институциональные. Институциональные процессные инновации означают новые формы организации и управления в производстве и сбыте. Обеспечивающими инвестиционные проекты предприятия могут быть процессные инновации и продуктовые инновации в хозяйственной деятельности.

Эти инновации должны рассматриваться как суть антикризисного управления предприятием, направленного на его сохранение как действующего с удержанием на предприятии максимально возможного числа рабочих мест. Финансовое оздоровление сохраняемого действующего предприятия тоже должно строиться на таких инновациях.

Продуктовые инновации сводятся к выбору и освоению новых видов деятельности, продуктов предприятия. Для этого предприятию, специализирующемуся в наукоемких отраслях, могут потребоваться предварительная разработка нового продукта и технологии его выпуска (возможно, не собственными силами, но за свой счет - путем заказа разработки на стороне), приобретение соответствующих технических решений и прав на них на рынке технологий (посредством покупки лицензий на изобретения и ноу- хау, приглашения на работу его создателей и т. п.).

Продуктовые инновации – основной вид новшеств, непосредственно генерирующих дополнительные продажи, прибыли и денежные потоки. Продуктовые инновации являются среднесрочными для предприятий, но, как правило, требуют больших капиталовложений.

Недостаточное финансирование фундаментальной науки и прикладных научно- исследовательских работ практически лишает отечественные предприятия возможности производить принципиально новую продукцию. При низком техническом уровне производства суммы прибыли, которую получит предприятие, недостаточно для приобретения современного дорогостоящего оборудования [3].

Наиболее оперативными и легкореализуемыми являются процессные новшества. Процессные инновации нацелены на экономию всех видов издержек предприятия. В этом смысле они способны принести дополнительные прибыли и денежные потоки предприятию. Процессные инновации также могут обеспечить повышение качества и освоение новых продуктов. В этом случае они тоже служат непосредственным источником дополнительных прибылей и денежных поступлений фирмы.

Процессные инновации считаются наиболее краткосрочными по своей окупаемости, не требующими значительных инвестиций и легко осуществимыми новшествами.

Акцент на технологические продуктовые и процессные инновации в антикризисном управлении соответствует наиболее общепринятой в современных взглядах на менеджмент «концепции бриллианта» - («Diamond Concept»). Согласно данной концепции главным фактором конкурентоспособности предприятия является инновативность фирмы, т. е. ее способность и к радикальным, и к частным технологическим инновациям.

Согласно «концепции бриллианта» предприятие нуждается в продуктовых инновациях, так как они необходимы для успеха в продуктовой конкуренции, т. е. в борьбе за клиентов на основе такого совершенствования качества продукции (услуг), которое следует за изменением потребностей клиентов. Процессные же инновации создают возможность снижать себестоимость и тем самым без ущерба для финансовых показателей предприятия снижать при ценовой конкуренции цену на продукт.

Значительное отставание большинства российских промышленных предприятий от аналогичных в экономически развитых странах и недостаточное финансирование отечественной науки создали условия, при которых наиболее перспективным направлением инновационного развития для отечественных предприятий является совершенствование технологий [2].

Анализ деятельности ряда предприятий Ростовской области показал, что отсутствие достаточного объема прибыли делает проблематичным осуществление продуктовых инноваций, а на убыточных предприятиях инновационное развитие практически отсутствует. Руководство предприятий вынуждено принимать решения по изменению техники, направленные, в основном, на сохранение возможности выпуска освоенной продукции или, в лучшем случае, вносить незначительные изменения в производимые товары.

Несмотря на общепризнанную значимость, инновационные процессы до последнего времени не были центральной проблемой экономического анализа. В их природе заложена трудность приспособления к превалирующим экономическим условиям. Мировая практика показывает, что предприятия, которые расходуют на инновационное развитие больше средств, чем в среднем по отрасли, не только получают возможность роста прибыли сверх среднеотраслевого показателя рентабельности, но и берут на себя более высокие риски потерь на инвестированные средства [4]. При принятии на себя больших расходов по инновационным инвестициям и большего риска, предприятие может получить прирост прибыли, превышающий среднеотраслевые показатели по двум причинам. Во-первых, прирост прибыли может быть получен за счет большей эффективности инновационных проектов по сравнению с экстенсивным развитием производства. Во-вторых, при производстве новых продуктов возникает возможность извлечения более высокой прибыли за счет роста объема продаж.

 

 

Список литературы

 

1.   Бармута К.А. Антикризисное управление на предприятии: учеб. пособие/К.А. Бармута, А.В.Тихонов. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2015. - 214 с.

2. Бармута К.А. Обеспечение устойчивого развития предприятия в условиях освоения                    инноваций   //     Вестник Донского государственного технического университета. - 2010. - Т. 10, № 8. - С. 1274-1279.

3. Бармута К.А. Формирование национальной системы венчурного инвестирования//Экономические науки. - 2009. - № 52. - С. 168-172.

4.      Mazur      V.V., Barmuta      K.A., Demin      S.S., Tikhomirov       E.A., Bykovskiy M.А. Innovation clusters: Advantages and disadvantages//International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Vol. 6(1S). - pp.270-275