Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

     Мировая экономическая система определяет свой вектор развития в сторону создания благоприятных условий для развития средних и малых предприятий, а также предпринимательства в целом. В некоторых зарубежных источниках средние и малые предприятия называют малыми фирмами (small enterprises, small and medium-sized enterprises (SMEs); sometimes also small and medium enterprises) or small and medium-sized businesses (SMBs)). [9]

     Малые и средние предприятия (SMEs) или небольшие и средние предприятия ( SMBs) являются предприятиями, количество сотрудников которых не опускаются ниже определенных пределов. Аббревиатура «SMEs» используется в Европейском Союзе, а также международными организациями, такими как Всемирный банк, ООН и Всемирной торговой организации (ВТО).

    Рыночная конкуренция вынуждает малые и средние предприятия и фирмы создавать кластеры малых и средних фирм(small and medium enterprises clusters). Зарубежные источники такие кластеры нередко называют «индустриальными районами» (industrial districts) [10]. Кластер состоит из предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически.

    Страны с развивающейся экономикой довольно широко используют рекомендации, разработанные UNIDO[10] (United Nations Industrial Development Organization),с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch),чтобы помочь правительству и частному сектору взаимодействовать в разработке и внедрении программ по развитию кластеров и сетей малых предприятий. Примеры  успешного внедрения и методов их формирования, кластеров малых и средних фирм показаны  в развивающихся странах: Латинская Америка, Азия, Африка, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Гондурас, Ямайка, Боливия, Мадагаскар, Марокко и т.д.

Основная масса российских и зарубежных учѐных рассматривают кластеризацию предприятий, как единственный способ сохранения средних и малых фирм в условиях расширенной глобализации мировой экономики.

    Многие восточно - европейские страны, такие как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, оказались в ситуации, когда малые и средние предприятия этих стран не выдерживали конкуренции с предприятиями стран с развитой экономикой ФРГ, Италии, Бельгии и др., после вступления в зону Евросоюза. Такие предприятия  просто прекращали  свое существование или  поглощались более крупными  предприятиями, что привело к спаду экономики в целом.

     Следует различать кластеры и сети малых предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей – дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки; термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.

    Деятельность предприятий и организаций в определённой экономической среде, концентрация их в определённой местности, по географическому расположению создает предпосылки для сетевого взаимодействия между ними, что повышает эффективность их работы. Сетевая организация бизнеса имеет свои преимущества, которые достаточно широко раскрыты ученными. Ещѐ А. Маршалл описывал  сетевые организации промышленных районов Великобритании в своей книге «Принципы экономической науки», изданной в конце 19 века.[3]

    В своей книге он напрямую не пользовался современным термином «кластер», но все рассматриваемые вопросы фактически означают принадлежность к кластерам и полностью соответствуют нынешнему пониманию этого определения. А. Маршалл отмечал в своих трудах, что объединение и повышение специализации малых и средних предприятий имеет синергетический эффект.

     Отечественные исследователи стремятся акцентировать внимание   на иных предпосылках, обуславливающих формирование кластера. Так, Ю. Никольский прямо отмечает, что с учѐтом развития современных средств массовых коммуникаций территориальная близость  имеет всѐ меньшее значение для поддержания контактов между менеджерами компаний, и поэтому в кластер собираются предприятия, объединённые едиными материальными, финансовыми и информационными потоками [5]. П. Филиппов, анализируя опыт развития кластеров в Финляндии, отмечает, что субъекты кластеризации, включая потребителей, взаимодействуют друг с другом в первую очередь в рамках единой цепочки создания стоимости [7]. На этот аспект также указывают и авторы доклада «Малые предприятия в системе кластеров», подготовленного некоммерческим партнѐрством «Московский центр развития предпринимательства», хотя географическая близость смежников признаётся одним из условий кластерообразования [4]. В свою очередь, Ю. Громыко подчёркивает, что  «центральным моментом формирования кластера является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик — потребитель, разработка смежных решений и т. д.) Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах, до новых систем деятельности и практики»[2].    

     Иными словами, субподрядные (субконтрактные) отношения между у частниками кластера формируются не в силу географической близости контрагентов, а с расчѐтом на получение максимально возможного эффекта от неформальной производственной интеграции. Очевидно, что экономия на  транспортных издержках как стимул для  создания   кластера  не   может  сравниться   по   степени   привлекательности  с   ускоренным   технико - технологическим обновлением предприятий-участников, появлением новых конкурентных преимуществ и  т.д.

   Рассмотренный выше подход к формированию кластеров малых и средних предприятий может быть использован в экономике Республики Дагестан. В последние 20 лет экономика республики стагнирует и поэтому необхо дим толчок в качественном развитии, и таким толчком может быть развитие различных кластерных образований республиканской экономики. Дагестан обладает достаточно большим потенциалом в сфере малого и среднего бизнеса.

     На нынешнем этапе развития экономики прирост малых и средних предприятий находится на уровне 2,5 - 3% в год, использование кластерных образований в экономике Республики Дагестан увеличит прирост до 8-10%, а при внедрении различных программ развития, таких как « Стратегия социально -экономического развития Республики Дагестан до 2025 года», увеличит прирост до 20 -25%[8].

     Кластерные образования должны формироваться для Республики Дагестан, по следующим направлениям: транспортно-логистические, сфера услуг, туристические,  инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные. Наиболее перспективные кластерные образования могут формироваться по направлениям сельского хозяйства и сферы услуг (в основном рекреация). Эти направления могут принести в бюджет республики до 0,5 млрд. руб. ежегодно. Особенно сельско хозяйственные кластерные образования позволят повысить не  только экономические, но и синергетические показатели. Увеличение  доли малых  и средних предприятий в республиканской экономике позволит улучшить и социальные  факторы развития общества в целом - это занятость населения, налоговая составляющая, политическая ситуация и т.д. Также кластеры могут создаваться по направлениям развития овощеводства  и плодоводства, виноградарства, овцеводства, птицеводства.[1,6]

     Мировая практика показывает увеличение доли малых и средних предприятий в экономике стран, позволяют повысить экономические показатели до 40% прироста. Такая же динамика роста имеет перспективу и в экономике Республики Дагестан.

     Именно указанные направления развития кластерных образований имеют наибольший эффект из-за выгодного географического и логистического положения Республики Дагестан.

Список  литературы

1.           Атуева Э.Б., Борисова Л.А. Кластерный подход в стратегии развития России и регионов. // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Проблемы Теории и практики управления развитием социально-экономическихсистем. – Ма хач кала: ФГБОУ ВПО «ДГТУ», 2013, с. 107-112
2.           Громыко Ю. Что такое кластеры и как их создавать? [Электронный ресурс]. - [2013]. – Режим доступа:http://www.archipelag.ru/authors/gromiko
3.           Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. - М.: «Прогресс», 1993.
4.           Малые     предприятия      в      системе      клас теров    [Электронный      ресурс].      -      [2013].      –      Режим доступа:http://www.giac.ru/content/document_r_527F38BC-8322-45A6-B546-D66AD71549CC.html
5.           Никольский К. Понятие   экономического кластера [Электронный ресурс].  - [2013]. – Режим  доступа:http://www.4plus5/ru/7_4.htm
6.           Тагиров  Ш.М. Формирование  необхо димых и достаточных условий образования кластеров в РД. // Сегодня и Завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. Москва. 2011. №42, С. 143-147
7.           Филиппов  П.  Кластеры  конкурентоспособности  [Электронный  ресурс].  -  [2013].  –  Режим  доступа: http://stra.teg.ru/lenta/innivation/1086
8.           http://www.dginh.ru/ menu/news/razvs.pdf
9.           http://en.wikipedia.org/wiki/Small_and_medium-sized_enterprises.
10.     https://ru.wikipedia.o rg/wiki/UNIDO