Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

     Индустрия гостеприимства, в которой трудятся миллионы людей, имеет огромное положительное значение для мировой экономики, развивает транснациональные связи, способствует росту ВВП, увеличению произведенных ресурсов, созданию новых рабочих мест, оказывает эффективное социально-культурное влияние на страны и регионы. По данным UNWTO (Всемирная туристская организация – прим. автора), в 2013 году количество международных туристов впервые в истории превысило 1 млрд. Для сравнения, в 1995 году в мире насчитали 528 млн туристов, в 1950-м – 25 млн. К 2030 году ожидается увеличение показателя до 1,8 млрд. Таким образом, вместе с 5 – 6 млрд внутренних туристов индустрия путешествий представляет собой один из самых массовых видов человеческой активности. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туристическая отрасль в 2013 году обеспечила 9,3% глобального ВВП ($6,8 трлн), то есть больше, чем мировая автомобильная (8%), добывающая (8,7%) или химическая (8,7%) промышленность. Только прямая занятость в турсекторе обеспечивает работой 102 млн человек – это больше всех существующих рабочих мест в глобальном химпроме, автопроме и банковской сфере вместе взятых. Прямая и косвенная занятость дает 266 млн рабочихмест – 8,8% мирового рынка труда [2, с. 60, 64].

     Важное место в мировой индустрии гостеприимства занимает Россия, где туризм выделен в числе приоритетных направлений развития национальной экономики. Принципы устойчивого развития, положенные в основу всех современных российских туристских программ, сочетают активную деятельность по дальнейшему инновационному развитию туристско-гостиничного комплекса  регионов с комплексными, научно - обоснованными мероприятиями по охране природной среды, культурного и исторического насле дия. Оценка потенциальных возможностей внутреннего российского рынка туристических услуг по созданию, предложению и продвижению конкурентоспособного турпродукта проводится на основе тщательной предварительной оценки сложившихся потребительских предпочтений , а также детального изучения характеристики потребительских свойств предполагаемого товара. Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года. Согласно документу, внутренний и въездной туризм в ближайшие годы будет развиваться по следующим направлениям:

· совершенствование системы государственного статистического наблюдения за туристскими потоками;

· определение приоритетных направлений развития отдельных видов туризма;

· развитие доступной и комфортной туристической среды (в том числе унифицированной системы навигации);

· создание сети отелей, соответствующих международным  стандартам;

· координация региональных программ развития туризма;

· законодательная унификация требований к деятельности гидов, экскурсоводов, переводчиков и организаций, оказывающих услуги туристам [5].

     Россияне активно выезжают за границу, динамично развивается внутренний туризм, увеличивается количество турфирм, занятых обслуживанием. Следует отметить, что некоторые в ладельцы и топ-менеджеры турфирм, увлеченные постоянно растущим потоком туристов, оформляющих поездки за рубеж и в регионы России, не смогли вовремя оценить количественные и качественные изменения, которые про хо дят в экономике страны, связанные с общим ослаблением мирового экономического роста. Погоня за клиентом, стремление занять наиболее выгодную рыночную позицию, желание постоянно увеличивать прибыль своих компаний, использование устаревших парадигм управления, личные амбиции и т.д., все эти причины, на наш взгляд, привели к банкротству ряда российских турфирм, серьезным материальным и моральным потерям сотен тысяч туристов. Характерно, что надвигающиеся проблемы в российской туриндустрии отмечались экспертами задолго до явных проявлений кризиса. Еще 17 сентября 2012 года на сайте Комитета по туризму и гостиничному хо зяйству города Москвы была размещена информация, что на российском туристическом рынке через 3 -5 лет могут остаться не более 30 туроператоров. Об  этом сообщил журналистам эксперт по туризму Общественной палаты (ОП) РФ Дмитрий Давыденко. По его словам, сейчас в России более 2,3 тыс. туроператоров занимаются выездным туризмом, чего нет ни в одной стране мира. Эксперт отметил, что на рынке останутся те компании, которые имеют собственный авиапарк, отели в управлении за рубежом, а также доступ к дешевым кредитам. По его словам, если в России небольшие операторы кредитуются под 16-18%, то крупные, преимущественно, это делают в Европе под 6-8%. Ранее заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский в интервью "Российской газете" заявил, что число российских туроператоров, работающих на выездном рынке, к маю 2013 года, когда заработает компенсационный фонд, может сократиться примерно на треть – до около 1,5 тыс. [6].

     В 2010 году произошло банкротство крупнейшей турфирмы «Капитал тур», в 2012 году – «Ланта тур», в 2013 году - "Норд", «Асент Трэвел», «Раена». С начала 2014 года по сентябрь 2014 года в Москве сократилось количество туристических агентств на 120. Таковы данные справочного сервиса 2ГИС, колл-центр которого регулярно обновляет информацию об организациях Москвы и других городов страны. По данным 2ГИС, на сентябрь 2014 года, в столице работает более 3070 турфирм. Это на 120 организаций (-4%) меньше, чем в январе 2014. За аналогичный период прошлого года, с января по сентябрь 2013 года, число турфирм в Москве выросло на 65 (+2%) [7].

     В 2014 году приостановили свою деятельность компании "Верса", "Южный крест", "Солвекс -турне", "ИнтАэр", «Тибет», "Лабиринт", "Нева", «Идеал тур», «Экспо-тур», «Роза ветров. Мир», "Нордик Стар", "Ветер странствий", "Море солнца", "Атлас", "Ривьера", "Сибтур", ООО " Верса" и др. Ассоциация "Турпомощь" вывозила из-за рубежа тысячи российских туристов, которых выселяли из отелей, ранее оплаченных ими через турфирмы. Страховые компании, где была застра хована деятельность турфирм, не могут в полном объеме компенсировать туристам материальные и моральные потери. Многие туркомпании были широко известны на рынке, где они долго и достаточно успешно работали, имели репутацию серьезных  и надежных  партнеров. Например, турфирма «Нева» была создана в 1990 г., является одним из учредителей Ассоциация туроператоров России (АТОР), официальным туристским агентом  администрации Санкт–Петербурга.  Директор приостановившей свою деятельность турфирмы "Ривьеры", включенной в областной реестр туристических компаний, одновременно руководила Кузбасской ассоциацией предприятий туристской индустрии (КАТИ).

     На практически одновременный крах многих туркомпаний повлияли многие объективные и субъективные факторы, среди которых, как полагает автор статьи, можно выделить следующие. 1.Глобальная экономика вступает в новую и достаточно длительную фазу замедления. Международный валютный фонд (МВФ) вновь понизил прогноз роста мировой экономики – до 3,3% в  этом году и до 3,8% в следующем. К докризисным темпам роста глобальная экономика уже никогда не вернется, считают эксперты фонда [3, с.4]. 2.Снижение мировых цен на нефть. Избыток на рынке предложений по продаже нефти толкает цены вниз. 3.Замедление темпов роста экономики России, у худшение экономических индикаторов. 4. Последствия конфликта вокруг Украины, введение санкций, импортного продовольственного эмбарго. Сокращение внешней торговли, дальнейшее падение инвестиций. 5.Девальвация рубля, ускорение данного процесса за счет оттока капитала и вкладов населения, низких цен на нефть. Туркомпании, работающие с зарубежными контрагентами, теряют значительные денежные средства из-за роста курсов основных мировых валют по отношению к рублю. С 1 июня 2014 года по начало октября 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару на 12%, а по отношению к евро – на 12,7%. 6.Рост инфляции в стране, экономия населения на турпоездках из-за снижения потребительской активности. По данным Российского союза туриндустрии, число зарубежных поездок за первое полугодие 2014 года снизилось на 3%. Наши соотечественники все чаще сами организуют свой отдых: сейчас таких  76%, по данным ВЦИОМа, прибегали к услугам турфирм 24% [1, с. 6]. 7.Высокая конкуренция на российском рынке туруслуг, необходимость безусловного соблюдения жестких контрактных обязательств с перевозчиками, средствами размещения, низкая рентабельность бизнеса, скандальный уход с рынка известных фирм, переоценивших спрос в этом туристическом сезоне. 8.Преобладание демпинга на российском туристическом рынке с целью увеличить оборот и повысить свою выручку. 9.Рост процентных ставок в банках для получения турфирмами займов и кредитов, резкое снижение возможностей инвестирования в бизнес, закредитованность туркомпаний. Многие крупные финансовые структуры перестали работать с представителями сферы туризма. 10.Действие распоряжений, запрещающих некоторым категориям граждан выезд за границу. 11.Определенная часть российских туристов сознательно отказывается от поездок, опасаясь негативного отношения к себе за рубежом. 12.Часть россиян не захотела переплачивать за европейские курорты из -за роста курсовой разницы, часть бойкотировала Европу принципиально, а кому-то работодатели предложили замену на отечественном Чёрном море. 13.Популярность туризма без посредников. С развитием Интернета появилось большое количество предложений по самостоятельным путешествиям. Люди стали активно пользоваться дискаунтерными перевозчиками, осуществляющими рейсы через аэропорты европейских стран, напрямую связываться с зарубежными отелями и кемпингами. 14. Необ ходимость совершенствования регулирования в российском туристском законодательстве. 15.Объективное завершение присутствия чрезмерно крупных игроков на рынке туристического бизнеса, которые не смогли перестроить свою деятельность под нынешние политические и экономические реалии, по старинке рассчитывая на свой административный и финансовый ресурс. Громоздкие и неповоротливые структуры с большим штатом сотрудников, не сумевшие адекватно ответить на новые реалии, отсутствие высокого качества управления, конкурентоспособного и креативного турпродукта. 16. Наличие у ряда руководителей турфирм преступного умысла - намерение похитить деньги туристов. Не имея возможности исполнять обязательства по договорам об оказании туристических услуг, заключенных с  гражданами, туркомпании продолжали заключать указанные договоры. В результате у огромного числа граждан были похищены значительные денежные средства.

Деятельность любой компании в современных российских условиях оценивается по достигнутым конечным результатам, выполнению намеченных планов собственного развития, занятию определенной ниши на рынке услуг, взаимоотношениям с конкурентами, наличию потенциала на дальнейшее совершенствование и перспективу, возможностям гибко, оперативно и адекватно реагировать на изменяющиеся экономические и правовые условия в стране [4, с. 273]. В настоящее время специалисты туриндустрии внимательно анализируют причины кризисных явлений, оптимизируют портфель заказов с учетом спада спроса, намеча ют конкретные меры по совершенствованию управления бизнесом, повышению экономической эффективности. В правительстве готовятся поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», повышающие ответственность турфирм за выполнение перед клиентами договорныхобязательств.

 

Список  литературы

1.  Аптекарь П. Необыкновенное лето / П.Аптекарь// Ведомости. – 2014. - 2 октября. - С.1, 6. 2.  «Коммерсантъ - Деньги». – 2014. - №35, С. 60 -70.
3. Кравченко Е. Экономика в тумане / Е. Кравченко, М. Оверченко// Ведомо сти. – 2014. - 8 октября. - С. 4.
4.           Чернышев А.В. Организационно-управленческие подходы к формированию корпоративной предпринимательской среды в гостиничном комплексе РФ: теоретико -методологический аспект: монография. – М.: ДПК Пресс, 2013. – 287 с.
5.           URL:ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/547340/ (дата  обращения: 11.10.2014).
6.           URL:http://www.moscomtour.mos.ru/presscenter/news/detail/790827.ht m1 (дата обращения: 09.10.2014).
7.           URL:http://www.travel.horeca.ru/news/operator/4743/ (дата обращения: 09.10.2014).