Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕССИЯ В ЖКХ Г.ВЛАДИКАВКАЗА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Состояние ЖКХ г.Владикавказа характеризуется как тяжелое.  Мы выявили ряд проблем,  требующих безотлагательного решения, среди которых [2]:

1.    Высокий износ основных средств, который приводит к высокому уровню аварий на объектах, а также сверхнормативному уровню потерь.

2.    Организационно-правовая форма предприятий МУП и передача имущества на праве хозяйственного ведения, не отвечает требованиям рыночной экономики.

3.   Отсутствие частных инвестиций в предприятия городского хозяйства муниципальной собственности.

4.    Низкий уровень собираемости платежей за услуги предприятий городского хозяйства муниципальной собственности, что приводит к большой величине дебиторской задолженности.

5.   Высокий уровень коммерческих потерь, являющихся следствием необоснованного роста тарифов.

   Для решения данных проблем   федеральные  и региональные   власти рекомендуют   использование концессионных соглашений.

   Можно выделить следующие преимущества концессии для органов местного самоуправления:

-   привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования;

-   обеспечение эффективного использования муниципального имущества;

-   сохранение целевого назначения имущества и др.

   Основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности.

   Заключение концессионных соглашений в отраслях ЖКХ осуществляется в разных условиях. Если одна часть отрасли (группы объектов или вида деятельности) совершенно лишена перспектив конкуренции и обречена на монопольное существование, то другая может работать с использованием элементов конкуренции. Так, в энергоснабжении концессия приносит наибольший эффект только в сфере распределения (передачи) электроэнергии, тогда как в сфере производства и рыночного сбыта электроэнергии возможно участие нескольких конкурирующих субъектов [6].

   Классифицируем организации ЖКХ по этому принципу (Рисунок 1).

Рис.1. Классификация организаций ЖКХ по принципу конкурентоспособности

   Таким образом, возникает проблема существования отдельных сфер и групп объектов с неодинаковыми перспективами концессионного использования. Но для г.Владикавказа применение данной классификации для концессионного использования не предоставляется возможным, в виду отсутствия в муниципальной собственности предприятий, классифицированных данным образом.

   Следовательно, мы предлагаем классифицировать предприятия ЖКХ муниципальной собственности г.Владикавказа для концессионного использования по принципу конкурентоспособности следующим образом (Рисунок 2).

Рис.2. Классификация организаций ЖКХ муниципальной собственности г.Владикавказа по принципу конкурентоспособности

 

     Таким образом, в г.Владикавказе первым кандидатом в концессии являются естественные монополии: тепло-, водоснабжение и водоотведение, поскольку существует острая необходимость повышения экономической эффективности при непременном сохранении социальной направленности данных организаций.

   АМС г.Владикавказа проводит конкурсные процедуры по передаче в концессию объектов ЖКХ (Табл.1)

Таблица 2 График проведения конкурсных процедур по передаче в концессию объектов ЖКХ района (поселения, города)[1].


 

 

Наименование объекта

 

Срок проведения конкурсных процедур

1

Теплоснабжение г. Владикавказа

до 1 сентября 2015 г.

2

Водоотведение г. Владикавказа

до 1 октября 2015 г.

3

Водоснабжение г. Владикавказа

до 1 ноября 2015 г.

 

   Однако для г.Владикавказа концессия неэффективна, ввиду того, что в ЖКХ г.Владикавказа существует ряд проблем, являющихся существенным ограничением для инвестора:

во-первых, во Владикавказе объекты ЖКХ находится в ветхом или аварийном состоянии, они сильно изношены, это является для инвесторов дополнительной нагрузкой и как следствие причиной непривлекательности;

во-вторых, перечисленные выше предприятия имеют большую величину дебиторской задолженности. В условиях отсутствия реальных механизмов уменьшения дебиторской задолженности, передача в концессию будет неэффективной;

в-третьих, как бы ни были привлекательны, казалось бы, очевидные плюсы ГЧП - количество проектов в этой области в масштабах России можно пересчитать по пальцам. Это связано с наличием большого количества объектов социально значимых для общества, но не приносящих доход и как следствие не привлекательных для инвестора.

    Таким образом, необходимо искать другие методы и пути вывода отрасли из кризиса.

 

 

Список литературы

1.      АМС г.Владикавказа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vladikavkaz-osetia.ru/.

2.      Джагаева М.С., Валиева З.Р. – Проблемы функционирования ЖКХ г. Владикавказа: Материалы V Международной заочной научно-практической конференции «Образование, охрана труда и здоровье». - г.Владикавказ-2015.- с. 194-198.

3.      Жукова Н.С. Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики /Жукова Н.С// «Проблемы современной экономики» — 2011-№ 4.

4.      Марчук Е.В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки [Текст] / Е.В. Марчук // Молодой ученый. — 2013. — №11.

5.      ФЗ о концессионных соглашениях. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

6.      http://pandia.ru/text/78/104/250.php