Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
28 декабря 2015г.

     Общественное питание, это отрасль народного хозяйства, которая прочно укрепила свои позиции на рынке услуг и продолжает успешно развиваться. На развитие данной отрасли первостепенное влияние оказывают организационно-технологические особенности отрасли, а также социально-экономические факторы, в частности, состояние экономики региона, численность населения и динамика его занятости, структура и уровень доходов и т.д.

    Несмотря на развитость информационного рынка, при создании  нового предприятия общественного питания перед руководителем возникает ряд сложностей, таких как, выбор региона и местности для создания предприятия, изучение спроса и вкуса потребителей в данной местности, выбор специфики будущего предприятия, изучение имеющихся конкурентов и потенциальных поставщиков необходимой продукции и т.д. [5].

     В таких условиях актуальной становится интеграция бухгалтерского  учета и менеджмента. Взаимодействие менеджмента (как концепции управления) и учета (как концепции информационной поддержки) создает возможность снижения риска при принятии ошибочных управленческих решений для руководителей, решивших создать  новое предприятие.

     Финансовый менеджмент представляет собой совокупность двух концепций: организационной и управленческой, каждая из которых является значимой при работе над созданием нового предприятия. В этой статье нами будет рассмотрена организационная концепция и её особенности, особенности управленческой концепции будут рассмотрены в следующей статье.

Целью данной статьи является организация проектного решения организации предприятия общественного питания.

Задачи:

- исследовать  действующие предприятия общественного питания (пиццерии) города Красноярска;

- провести анализ места расположения предприятий по районам и их показатели прибыльности;

- обобщить полученные данные и сделать вывод.

     Предметом исследований  является финансовый менеджмент предприятий общественного питания.

    Финансовый менеджмент – это понятие, которое включает в себя большое количество  граней, что позволяет разным авторам выдвигать свои определения.

     Например, в научной статье «Типология финансового менеджмента», авторы Е.П. Аксенов, И.В. Рощина утверждают, что финансовый менеджмент представляет собой науку о наибо лее общих законах и закономерностях, принципах и правилах, категориях и терминах эффективного управления отношениями, связанными с формированием, распределением, использованием денежных средств государством, муниципалитетами, хозяйствующими субъектами, направленными на достижение поставленных целей, решение определенных задач социально-экономического развития на конкретных исторических этапах [1].

    В научной статье «Основные понятия и сущность финансового менеджмента», автор И.Я. Лукасевич, доктор экономических наук, профессор, описывает финансовый менеджмент, как управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей [3].

    На наш взгляд в представленных выше статьях понятие финансового менеджмента раскрыто не полностью. В статье авторов Е.П. Аксенова и И.В. Рощиной финансовый менеджмент представляется лишь как наука, что мы считаем абсолютно верным, а в статье И.Я. Лукасевича финансовый менеджмент отражен как процесс управления, что также является верным на наш взгляд. В определениях обеих статей отражены цели финансового менеджмента, которые несут одинаковый смысл и он является верным.

     Таким образом, мы можем получить более полное определение финансового менеджмента, соединив определения, указанные выше. Финансовый менеджмент – это объединение науки и процесса управления, основанных на общих законах и закономерностях,  комбинации управленческих решений, непосредственно связанных с финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью субъекта, с целью достижения намеченных планов и определения дальнейшего пути развития.

     Объекты исследования данной работы можно подразделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вторую группу вхо дят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов импровизационные по своей природе. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

     Тема организации проектного решения для предприятий общественного питания в научных экономических статьях встречается не часто, но все же некоторые специалисты уделяют свое внимание данному аспекту.

     Так, например, в статье Котельниковой А. В. «Оптимальный выбор расположения предприятия общественного питания» рассматривается математическое обоснование выбора месторасположения предприятия общественного питания на примере Октябрьского района города Уфы, с целью размещения там кафе [2]. Автор статьи проводит исследования, придерживаясь определенного алгоритма ―…операции, необходимые для реализации модели:

1 Выбор района для исследования.

2Поиск мест возможного размещения нового предприятия общественного питания. 3 Поиск в исследуемом районе предприятий -клиентов.

4 Поиск в исследуемом районе предприятий -конкурентов.

5 Измерение расстояний между исследуемыми предприятиями. 6 Расчет оптимального расположения….’’

      В заключение статьи автор делает вывод о наиболее оптимальном месторасположении предполагаемого кафе и о достоинствах используемой методики расчетов.

   В статье «Анализ дислокации сети предприятий общественного питания по городу Владивостоку» Т. П. Тубол, Т. П. Ковтун, проводится анализ состояния размещения сети предприятий общественного питания г. Владивостока на основе соотношения различных типов предприятий в указанном населенном пункте; на основе расчета требуемого количества посадочных мест в них; на выявлении отклонений от нормы по количеству посадочных мест на предприятиях в зависимости от численности населения города [6]. Исходными данными в статье являются данные о предприятиях общественного питания, зарегистрированных в управлении потребительского рынка администрации города Владивостока. В заключение статьи авторами сделан вывод ―…в центральных районах города наблюдается превышение фактического числа посадочных мест над нормативным (наибольшее отклонение отмечено в спальных районах города); во всех исследуемых районах города отмечено чрезвычайно низкое количество посадочных мест в таких предприятиях, как столовые…‖.

     Анализируя представленные выше статьи необходимо отметить, что методы исследований, представленные в них, не позволяют сделать объективные выводы об оптимальном местоположении пиццерии для города Красноярска. Так, например, в статье А. В. Котельниковой, автор  делает вывод о  наиболее оптимальном районе для создания предприятия общественного питания, отталкиваясь только лишь от математических данных, что на наш взгляд не может быть приемлемым для города Красноярска, так как не позволит получить полный объем информации, необхо димой для создания нового предприятия.

     В статье Т.П. Тубол и Т.П. Ковтун авторы проводят анализ отталкиваясь от требуемо го числа посадочных мест  в  различных  предприятиях  общественного  питания  города  Владивостока  и  от  фактического  числа посадочных мест. На наш взгляд подобный анализ позволяет сделать вывод о том, достаточное ли количество предприятий данного профиля располагается в городе. При этом использование  такого анализа для города Красноярска так же  не позволит получить полный объем информации, необходимый для создания нового предприятия.

    Мы считаем, что необходимо проводить анализ для муниципального образования отталкиваясь от таких данных, как: количество предприятий общественного питания в городе; число посадочных мест в предприятиях общественного питания; расположение предприятий общественного питания вблизи учебных заведений, молодежных центров досуга и отдыха, бизнес центров[4].

      Для расчета обобщающей оценки обеспеченности жителей города предприятиями общественного питания можно рассчитать комплексный показатель, учитывающий количество объектов общественного питания и число посадочных мест в них, в расчете на 10 тыс. человек. Расчет проводится с помощью приема ―средней арифметической простой‖, включающего в себя, перечисленные ниже показатели с одинаковым весовым значением, по следующей формуле:

    Обозначением показателей в формуле является аббревиатура первых букв их названий, представленных в Табл.1.

    С целью проведения сравнительного анализа были выбраны города с численностью населения более 1млн.человек, с развитой сетью общественного питания. Основой анализа является город Красноярск, данные которого мы и сравниваем с другими данными. Нами был выбран город Екатеринбург, численность жителей которого превышает 3 млн.человек, поскольку он находится в центральной части Евразии, является административным центром Свердловской области, главным административным, культурным, научно - образовательным центром Уральского региона, с  развитой сетью предприятий общественного питания, и занимает промежуточное географическое положение между исследуемым нами городом Красноярском и Москвой, столицей России.

    Еще одним городом, выбранным нами для анализа, является город Казань, который располагается в 820 км к востоку от Москвы, имеет  численность населения практически равную численности населения города Красноярска. Этот город является крупным портом на левом берегу реки Волги, одним из крупнейших экономических, политических, научны х, образовательных, культурных и спортивных центров России, с развитой сетью общественного питания.

    Исходные данные для проведения анализа оптимального расположения предприятия общественного питания были получены в Федеральной Службе Государственной Статистики [7, 8, 9].


 Таблица 1Показатели, характеризующие состояние экономики общественного питания, за 2012 год

  

 

 

 

 

Показатели

 

Условные обозначения

Ед.измерения

Красноярск

Екатеринбург

Казань

 

Отклонения на 10 тыс.чел от Екатеринбурга

Отклонения на 10 тыс.чел от Казани

 

сумма

 

на 10 тыс.чел

 

сумма

 

на 10 тыс.чел

 

сумма

 

на 10 тыс.чел

Количество объектов общественного питания

 

 

-

единица

 

 

1066

 

 

10

 

 

1579

 

 

5

 

 

1334

 

 

12

 

 

5

 

 

-2

- общедоступные столовые, закусочные

 

 

ОСЗ

единица

 

 

208

 

 

2

 

 

250

 

 

1

 

 

298

 

 

3

 

 

1

 

 

-1

- столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий

 

 

СУЗ

единица

 

 

318

 

 

3

 

 

666

 

 

2

 

 

350

 

 

3

 

 

1

 

 

0

- рестораны, кафе,

бары

 

 

РКБ

единица

 

 

540

 

 

5

 

 

663

 

 

2

 

 

686

 

 

6

 

 

3

 

 

-1

Число мест в объектах общественного питания

 

 

-

место

 

 

69656

 

 

683

 

 

132609

 

 

366

 

 

92025

 

 

792

 

 

317

 

 

-109

- общедоступные столовые, закусочные

 

 

МОСЗ

место

 

 

8006

 

 

78

 

 

16750

 

 

46

 

 

11411

 

 

98

 

 

32

 

 

-20

- столовые учебных

заведений, организаций, промышленных предприятий

 

 

МСУЗ

место

 

 

29250

 

 

287

 

 

64053

 

 

177

 

 

38437

 

 

331

 

 

110

 

 

-44

- рестораны, кафе, бары

 

 

МРКБ

место

 

 

32400

 

 

318

 

 

51806

 

 

143

 

 

42177

 

 

363

 

 

175

 

 

-45

Численность города

 

 

-

чел

 

 

1017226

 

 

3618384

 

 

1161308

 

 

-

 

 

-

Комплексная оценка

обеспеченности предприятиями общественного питания

 

КООП ОП

-

 

 

-

 

 

115,5

 

 

-

 

 

61,8

 

 

-

 

 

134

 

 

53,7

 

 

-18,5

 

     Сравнительный анализ Красноярска и Екатеринбурга показывает, что количество объектов общественного питания между ними имеет соотношение  1:1,5 соответственно, а в расчете  на 10 тыс. человек отклонение имеет положительное значение в пользу нашего города, что говорит о большей удовлетворенности жителей наличием ПОП. Идентичную ситуацию отражает показатель числа мест в объектах общественного питания. Однако необходимо отметить, что численность жителей города Красноярска меньше почти в 3,5 раза, что и позволяет нам достигать лучшего значения показателей.

     Иную ситуацию позволяет проследить сравнительный анализ показателей между городом Красноярском и Казанью, численность населения, которых практически равна. Данные анализа показывают, что количество объектов общественного  питания города Казани больше в 1,3 раза и в расчете на 10  тыс. человек отклонение этого показателя для нашего города, подтверждает эту ситуацию, имея отрицательное значение. Число мест в объектах общественного питания как по сумме, так и в расчете на 10 тыс.человек подтверждает выше сказанное.

    Более наглядно проследить количественное соотношение предприятий общественного питания и числа мест в них между представленными городами, позволяет такой показатель, как « комплексная оценка обеспеченности предприятиями общественного питания». Данные этого показателя позволяют сделать вывод о том, что именно в Казани в наиболее оптимальном соотношении находятся количество предприятий общественного питания и численность жителей города. В Екатеринбурге по этим показателям складывается самая неудовлетворительная ситуация, таким образом, город Красноярск занимает промежуточное место между ними.

    В состоянии ли количество предприятий  общественного питания города Красноярска удовлетворить требования  жителей?

   На наш взгляд, ответ на этот вопрос, нет. Например, в Табл.1, данные строки «рестораны, кафе, бары» показывают, что в Красноярске на 10 тыс. человек приходится лишь 5 подобных заведений и количество посадочных мест в них равное 318, не спасает положение. Это касается всех пунктов, представленных в Табл.1.

     Ведь каждый из нас неоднократно мог быть свидетелем ситуации, когда вечером в предприятиях общественного питания города Красноярска, таких как рестораны, кафе или бары просто нет свободных мест, и не все желающие могут посетить любимые заведения.

    И это позволяет нам говорить о том, что в городе Красноярске сохраняется перспектива для создания новых предприятий общественного питания.

     Одним из перспективных секторов развития сети общественного питания в России и в частности в городе Красноярске является сеть пиццерий. Пиццу ценят и любят практически во всем мире. Пиццерии – это особые и неповторимые заведения, которые несут в себе итальянскую культуру и кулинарные изыски и традиции, ведь пицца, как блюдо зародилось именно в Италии. Для нас она является аналогом всеми любимых пирогов, выпеченных в русской печке, однако несет в себе отличия от традиционных русских пирогов, так как является открытой лепешкой, зачастую с очень экзотическими начинками, но это не мешает жителям нашей страны любить и ценить этот продукт.

    Современные пиццерии России предлагают посетителям помимо пицц попробовать и другие блюда изысканной итальянской кухни. Сегодня это заведения различного уровня, рассчитанные на людей с разным достатком.

    Нами было проведено исследование о количестве пиццерий в городе Красноярске на базе справочного сервиса 2ГИС. В настоящее  время в городе  существует 17 сетей пиццерий, самыми крупными из них являются такие, как Перцы, Милано, Субито, Калифорния и т.д.

    Наибольшее количество пиццерий в городе располагается в таких районах, как Центральный, Советский, Свердловский, Октябрьский и Железнодорожный. Данная дислокация пиццерий объясняется тем, что здесь располагается наибольшее  количество учебных заведений, молодежных центров досуга и отдыха и бизнес центров. А именно молодые люди в возрасте до 35  лет являются самыми активными потребителями пиццы – продукта, который уже завоевал симпатии жителей нашей страны и продолжает свое успешное развитие.

    Потенциальным районом для создания новой пиццерии может быть один из представленных выше районов, но так же могут быть рассмотрены и другие районы такие, как Кировский, Северный, Солнечный и т.д., ведь и в этих районах существуют места большого скопления молодых людей.

    Обоснование проектного решения организации предприятия общественного питания будет проведено в дальнейших исследованиях.

 

Список литературы

1.           Аксенов Е.П., Рощина И.В. Типология  финансового менеджмента // Вестник Томского государственного университета. Экономика – 2010, № 2.
2.           Котельникова А.В. оптимальный выбор расположения предприятия общественного питания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009, № 115.
3.           Лукасевич И.Я. Основные понятия и сущность финансового менеджмента / / Элитариум – 2008.
4.           Петрова А.Т.,Живаева Т.В. Методы контролинга управления товарными запасами // Вестник ВСГУТУ. 2012. № 4 (39). С. 152-158.
5.           Петрова  А.Т.,  Рустамова  И.Т.  Формирование  современной  системы  управления  нематериальными активами предприятия сферы услуг // Вестник алтайской науки. 2013. № 3. С. 175-180.
6.           Тубол Т.П.,  Ковтун  Т.П. Анализ  дислокации сети предприятий общественного  питания  по  городу Владивостоку // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление – 2009,№ 4.
7.           Территориальный орган Федеральной службы  государственной статистики по  Красноярскому краю // www.krasstat.gks.ru
8.           Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан // www.tatstat.gks.ru
9.           Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области // www.sverdl.gks.ru