28 декабря 2015г.
Экономическое поведение как социально -экономический феномен является предметом для изучения разных направлений науки, в первую очередь это экономика, социология и психология [4, с. 41].
На сегодняшней день с пере хо дом к рыночным отношениям проблемы экономического поведения хозяйствующих субъектов, стали ключевыми вопросами экономической науки, которые не имеют однозначного решения.
Основным направлением институционализации рыночного поведения хозяйствующих субъектов является целенаправленное формирование экономической культуры. Простые и сложные элементы хозяйственной жизни включают в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей, которые приводят рыночные элементы в активное состояние, преследуя собственные интересы, часто противоположные по мотивам и содержанию.
Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежит система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики разных рыночных элементов. Они обязательны для всех легально действующих субъектов экономического поведения. Такие нормы и правила утверждены юридически на государственном уровне, в соглашениях между людьми, в традициях и стереотипах обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов [3].
Также необходимо отметить, что в разных странах, и у различных народов предпосылки экономического поведения населения должным образом отличаются друг от друга.
Рассмотрим характеристики экономического поведения хозяйствующих субъектов в различных национальных экономиках.
В США и Великобритании анализ структуры финансирования хозяйства приводит к выводу о том, что розничных инвесторов, воспитанных в англо-саксонской традиции, отличает более отчетливая приверженность риску, больший экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству и крупным компаниям. Индивид обязан предпринимать все лучшие усилия для выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, и в этой связи зарабатывание денег в рамка х, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, «является результатом и выражением его добродетели и умения в выполнении призвания», становится основой той протестантсткой этики, которая выражена фразой Бенджамина Франклина – «время есть деньги» [1, с 111].
К особенностям японской модели экономического поведения населения относят: стремление к иерархичности, традиция верности лицам, стоящим на более высокой ступени власти (в государстве или бизнесе); ограниченная трудовая мобильность; готовность быть опекаемым; предпочтение исполнительным руководством компаний интересов персонала - интересам акционеров, что контрастирует с подходом, принятым в англо-саксонской модели; выраженный коллективизм, подчинение более общественному, чем индивидуальному; осознание особого цивилизационного значения и миссии Японии в мире, высокая норма сбережений населения и практицизм как черта японского характера[1, с.113].
Несмотря на различия религиозных традиций, модели экономического поведения населения Японии и Германии весьма схожи. Это во-первых практицизм, приверженность иерархичности, трудовая мобильность, стремление к социальной защищенности, приверженность риску. Во-вторых предпочтение исполнительным руководством компаний интересов персонала – интересам акционеров, ориентация менеджмента компаний на рост курсовой стоимости акций на рынке, на высокие дивиденды.
В мусульманских странах экономическое поведение формируется и регулируется рядом базовых представлений и предписаний, отраженных в Коране и разъясненных в Сунне. В первую очередь, это представление о том, что собственником всего в этом мире является Бог, и он имеет право предписывать, как вести себя человеку. Экономический смысл закята состоит в том, что каждый мусульманин вынужден вникать в значение и смысл финансово-экономической системы, одновременно стараясь избегать чрезмерной концентрации на капитале. Ему внушается, что финансы должны приобретаться дозволенным, честным путем. В то же время ответ мусульманин будет держать не перед обществом или государством, а перед Богом [4].
Очень значимым моментом в экономическом поведении русского народа является трудовая культура, трудовое поведение. Необходимо отметить, что население России в среднем может принимать только низкие уровни риска, в существенной мере надеется на государство в решение своих проблем, ослаблена частная инициатива. Экономическая самостоятельность и свобода являются меньшей ценностью, чем стабильность, хо тя бы и на более низком уровне потребления.
Таким образом, в России:
- крайне незначительные шансы существует на то, что структура финансового сектора близка к англо - саксонской;
- скорее рынок ценных бумаг в России будет существовать, прежде всего как долговой рынок, на котором операции с акциями будут иметь подчиненное значение;
- неожиданное влияние могут оказать традиционные ценности, например, лежащие в рамках исламских финансов, учитывая растущую долю мусульманского населения России.
Исходя из вышеизложенного следует, что ключевую роль играет государство: либо оно создает стимулы, либо ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс вызревания эффективного собственника [1, с.119].
Таким образом, можно сделать выводы о том, что адекватность и зрелость экономическое поведения хо зяйствующих субъектов зависят от экономической политики проводимой органами государственного управления.
Список литературы
1. Биглова Г.Ф. Воспроизводство отношений собственности в процессе их эволюции. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономическихнаук. М., 2012.
2. Беккин 2009 – Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора экономическихнаук. М., 2009.
3. Каримов А.Г. Концептуальные подхо ды к исследованию экономического поведения «Работающих бедных» как социально-экономического феномена//Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 8). – стр. 171-175.
4. Кошеварова Э. Р. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов: антология подхо дов.//Проблемы современной экономики, № 3 (27), 2008.