Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

Аннотация: Раскрыто понятие интеллектуального потенциала персонала, организации, рассмотрены его составляющие. Интеллектуальный потенциал организации изучается как внутренний ресурс фирмы, призванный представить ей новые конкурентные преимущества. Корпоративное обучение рассматривается как фактор повышения интеллектуального потенциала персонала организации. Анализируются особенности корпоративного обучения, выявляется потребность в корпоративном обучении сотрудников, разрабатываются пути повышения эффективности корпоративного обучения. Обосновывается применение информационных технологий обучения, способствующих повышению интеллектуального потенциала персонала предприятия.

Ключевые слова: Интеллектуальный потенциал персонала, конкурентоспособность организации, корпоративное обучение, информационные технологии обучения сотрудников.

В настоящее время в современной экономике роль информации и знаний как производственного ресурса существенно возрастает. Интеллектуальный капитал и способность людей к нововведениям и инновациям становится основным движущим ресурсом. Сегодня в России существует огромный интеллектуальный ресурс, накопленный годами и пока еще слабо используемый в условиях рыночной экономики. Согласно оценкам экспертов, интеллектуальный потенциал в нашей стране составляет 400 млрд. долл., в ней проживают 12% численности всех ученых мира. Мировая современная практика свидетельствует о появлении нового раздела науки управления и нового вида управленческой деятельности, отвечающих требования экономики знаний – управления интеллектуальным капиталом. [2, с.23]

Одним из эффективных инструментов управления развитием персонала организации, является корпоративный университет. По мнению Г.А. Шребера корпоративный университет – это структурное подразделение компании, обеспечивающее обучение всех сотрудников организации и являющееся одним из важных элементов разработки стратегии развития организации. Поддержание соответственного уровня развития организации находится в прямой зависимости от состояния его интеллектуального потенциала и от уровня организации корпоративного обучения. [1, с. 99]

Таким образом, корпоративный университет должен выступать в роли структурного подразделения организации, которое обеспечивает эффективность программ развития персонала, что способствует реализации стратегического развития компании. Быстрое распространение корпоративного обучения является одной из наиболее заметных и характерных особенностей развития профессионального образования и подготовки кадров для организаций. [3, с.90]

Благодаря корпоративному обучению в организации быстро решаются задачи: Освоение сотрудниками производственных обязанностей;

Оперативность и гибкость массового обучения и повышения квалификации персонала;

Обучение персонала для освоения новой техники и технологий; Подготовка к аттестации и оценки персонала.  [5, с. 68]

Рассмотрим практику внедрения и организации корпоративных университетов. Первый корпоративный университет – Hamburger появился в 1961 году в компании VcDonalds. Основной рост создания корпоративных университетов в компаниях пришелся на 1960 годы, и к концу века их стало более 1600. В 1999 году в российских корпорациях «Роснефть», «Сургутнефтега», были образованы корпоративные университеты. Срок обучения в них, составляет и в настоящее время от 2 до 12 месяцев. В 2000 годах другие российские компании продолжили рассматриваемую тенденцию, такие как «Лукойл», «Газпром», «РЖД». В российских организациях используется данная форма развития персонала, но при этом методология создания подобных подразделений нельзя считать достаточно проработанной. Как показывает практика, целями создания корпоративного университета являются: адаптация персонала в организации; удержание ценных кадров компании; повышение эффективности работы организации в целом. [4, с. 35]

Выделяют варианты создания корпоративного университета – альянс с традиционными учебными заведениями или специализированными консалтинговыми фирмами, либо формирование самостоятельной культуры. Как показывает современная практика, корпоративный университет является основным элементов системы развития персонала на корпоративном уровне и способствует реализации ее целей. Основными этапами системы развития персонала являются следующие:

Установление целей компании и определение приоритетов; Составление программы обучения;

Контроль качества обучения и формирование базы знаний; Работа с кадровым резервом в программе развития персонала; Продажа образовательных услуг сторонним организациям;

Самостоятельное обучение – направление деятельности корпоративного университета, дающее сотрудникам компании возможность учиться в более гибком режиме, позволяющее самостоятельно выбирать направления обучения. Электронное, дистанционное, он-лайн – обучение представляет возможности для повышения квалификации персонала компании в сжатые сроки и требует финансовых затрат в основном только на этапе внедрения. Данная система электронного обучения успешно действует в «Русский алюминий», «Вымпелком», «Вимм-Биль-Данн», «Северсталь»,«РЖД». [5, с.70]

 Концепция создания корпоративного университета в ОАО «РЖД» была одобрена Советом директоров в 2009 году. На обучение в корпоративный университет направляются руководящий персонал, резерв кадров на руководящие должности, руководители дочерних обществ, а также перспективные молодые руководители. После 2015 года в компании пересмотрен выход корпоративного университета на внешний рынок образовательных услуг. С 2005 года в компании «Росгосстрах» успешно функционирует корпоративный университет – система подготовки стратегического кадрового резерва компании, управленцев высшего звена. [5, с.71]

Таким образом, проанализировав ситуацию внедрения корпоративных университетов развития в организациях, было выявлено, что в настоящий момент довольно часто отечественные компании прибегают к созданию собственных корпоративных университетов, так как их создание влечет за собой стратегическое развитие предприятия в целом.

Далее рассмотрим преимущества использования электронных ресурсов в организации корпоративного обучения. Главными преимуществами электронных ресурсов в корпоративном обучении является появление возможности постоянной актуализации содержания обучения и повышении мотивации и повышении возможности самообразования персонала. Для эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий педагогам необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования электронных изданий и ресурсов. [4, с.144]

Практика показала, что особой популярностью на Западе и России в последние годы пользуется смешанное и корпоративное обучение. Смешанное обучение, прежде всего, понимается как сочетание преимуществ электронного обучения и традиционных технологий. Существует разделение смешанного обучения на следующие модели:

Обучение, нацеленное на навыки, сочетающее самообучение с обучением при поддержке инструктора;

Обучение, нацеленное на работника, в котором сочетаются различные учебные мероприятия и методы доставки содержания обучения;

Обучение, нацеленное на компетенции, в котором смешиваются преимущества средств поддержки обучения с ресурсами и методами управления знаниями. [4, с.45]

Подводя итог по изучаемой теме можно сделать вывод, что интеллектуальный капитал имеет стратегическое значение для современной организации. Эффективное управление интеллектуальным капиталом, стимулирующее творческий подход у сотрудников к решению проблем будет способствовать повышению конкурентоспособности и развитию предприятия в современных рыночных условиях. В результате исследования предложены варианты внедрения корпоративного университета в организациях, имеющие определённую практическую значимость и применяемость непосредственно на различных предприятиях страны.

Список литературы

1.Абдикеев Н.М., Брежнева Т.В. Методы оценки интеллектуального капитала компании – с. 98-104;

2. Кораблина Л.Е. статья: «Управление интеллектуальным капиталом предприятия»- с. 23-29;

 3. Кудина М.В. статья: «Управление интеллектуальным потенциалом компании как элемент корпоративного управления» / Государственное управление. Электронный выпуск: (Выпуск 22) – март 2010 г. – с.87-105;

4. Насибуллин Э.Н. статья: «Корпоративное обучение как фактор повышения интеллектуального потенциала персонала организации» / Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт – 2014 г. – с.34-46;

5. Романова М.М. статья: «Корпоративный университет – эффективный инструмент развития персонала в организации» / Интернет журнал «Науковедение»: (Том 7,№2) – 2015 г. – с. 68-77.