Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Авторы:
Город:
Люберцы
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   Российская таможенная служба выполняет важную задачу в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдение мер таможенно- тарифного регулирования, создание условий, благодаря которым ускоряется товарооборот через таможенную границу.

   Таможенная служба Российской Федерации  представляет собой  макросистему (взаимодействие с участниками ВЭД), так и множество внутренних микросистем (характерны внутренние связи по иерархической структуре и на горизонтальном уровне). Под микросистемами ФТС России можно понимать Управления и внутренние отделы. В таможенной службе как в организации под микросистемами понимают таможни и посты, Региональные таможенные управления.

   Как любой макросистеме для оптимальной и результативной работы необходима логистизация процессов организация управления движением материальных, финансовых, информационных и другими видами потоков. Помочь в управлении логистическими процессами могут концепции управления цепями поставок -Supply Chain Management (SCM).

    Таможенные органы отрицают применение концепции управления цепями поставок и организацию использования процесса таможенными органами, считая, что отсутствует движение товара и его дистрибьюции до покупателя. В последнее время остро встала необходимость применения этих концепций в связи с вступлением в ВТО и внедрения инновационных технологий и систем в деятельность таможенных органов.

     В работе таможенных органов нет четкой цепи движения товара и поэтому применение одной логистической концепции к каждому процессу не возможно, но применение отдельных частей от разных концепций возможно и приносит положительные результаты.

   Информационные потоки и информационные технологии, осуществляющие движение потоков являются важными в осуществлении таможенной и логистической деятельности.

    С точки зрения логистики при перемещении экспортно- импортных товарных потоков через таможенную границу ведущую роль  играют потоки таможенных процедур, которые связаны с реализацией таможенных режимов. Таможенная логистическая система имеет каналы входа и выхода. Какнами в таможенном деле каналы входа и выхода экспортно-импортных товарных потоков выступают таможенные процедуры, так как они устанавливают порядок перемещения товара через границу в зависимости от его назначения, условий нахождения товара на таможенной территории, определяют рамки, в которых может использоваться товар, а также права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под конкретный режим. [3]

    Международный перевозчик думает об экономии «чужих» денег, а не о своем заработке. Грамотные специалисты могут организовать движение таможенного груза от производителя до конечного потребителя, при котором получается минимум затрат и максимум оборота.

    Наиболее значимые информационные технологии должны находиться в практической неразрывности совершаемых таможенных операций и процедур в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Совершаемые действия можно условно разделить на три процесса движения информационных потоков. Движение потоков обеспечивается за счет использования автоматизированных информационных систем и информационных технологий, уже применяемых в российских таможенных органах. Потоки информации - предварительный (до начала совершения таможенных операций), основной (информация о процессах производства таможенных операций и таможенных процедур) и завершающий (по окончании производства таможенных операций - контроль, подтверждение фактического вывоза).

   К предварительным информационным потокам можно отнести предварительное информирование, декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. К этому принципу можно отнести применение карточек KAMBAN концепции JIT «точно в срок».

   Использование данной технологии позволяет оптимизировать и сократить время таможенного оформления товаров на таможенных границах. Согласно новому законодательству прохождение таможенного контроля на границе рассматривается как вид таможенной услуги или продукт, предоставляемый участникам ВЭД.

   Процесс подачи происходит в несколько этапов

1.      При поступлении таможенной декларации в таможенный орган должностное лицо обязано в течение двух часов принять решение о регистрации либо об отказе в её регистрации. Если таможенная декларация не будет зарегистрирована таможенным органом, то она будет считаться для таможенных целей не поданной. Перед принятием решения о регистрации таможенной декларации должностному лицу необходимо проверить отсутствие причин отказа в этом (п. 4 ст. 190 ТК ТС) [1]. При выявлении нарушений установленных требований таможенным органом принимается решение об отказе в регистрации таможенной декларации. В случае отсутствии причин отказа, принимается решение о регистрации таможенной декларации, в результате чего ей присваивается регистрационный номер. После приёма и регистрации следует этап документального контроля.

    На основе представленных документов Системой управления рисков выявляются возможные риски, в результате чего принимаются меры по их предотвращению или минимизации рисков. Среди таких мер, к примеру, предоставление оригиналов документов таможенному органу, а также достаточно распространённое проведение таможенного досмотра.

2.      Производится контроль соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров, контроль наличия признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, валютный контроль, контроль правильности определения структуры и величины таможенной стоимости товаров, а также правильность определения видов и исчисления сумм подлежащих уплате таможенных платежей.

   Выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, закреплённых таможенным законодательством Таможенного союза.

    Предварительная информация позволяет более качественно принимать решения как при совершении таможенных операций непосредственно, так и впоследствии, при дальнейшем контроле.

   Анализ предварительной информации позволяет своевременно скорректировать и спрогнозировать деятельность таможенных органов, что позволяет минимизировать издержки, в том числе трансакционные издержки. Это свидетельствует об эффективности частичного использования показателей точно в срок.

    Применение информационных технологий в таможенных органах выражается в двух моментах:

1.        Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее - предварительное информирование);

2.        Декларирование товаров посредством подачи декларации на товары в электронной форме, а также представление при таможенном оформлении документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, в электронной форме.

    Предварительное информирование так же, как и электронное декларирование, является одной из составляющих новых рамочных стандартов, внедряемых для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращение накладных расходов, увеличение товарооборота и содействие торговле в целом. Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные "риски", за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют применения различных форм таможенного контроля в совокупности или по отдельности.

    Предварительное информирование в таможенных органах исполняет ряд функций логистической концепции MRP II (Manufacturing Resource Planning - Планирование производственных ресурсов) [2]:

1)      Контроль входа/выхода (Input/Output Control) - прием/регистрация ДТ и выпуск товаров под различные таможенные процедуры;

2)      Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control) - выявление минусов в существующих процессах совершения таможенных операций;

3)      Финансовое планирование (Financial Planning) - расчет возможных расходов на совершенствование

таможенного контроля, а также деятельности таможенных органов;

4)      Моделирование (Simulation) - составление моделей совершения таможенных операций и их автоматизирование;

5)           Оценка результатов деятельности (Performance Measurement) - применение результатов моделирования и оценка деятельности ТО по различным критериям, позволяют выявить проблемные места в работе ТО.

   Согласно технологии удаленного выпуска прием декларации, её контроль и выпуск осуществляется во внутреннем таможенном пункте, а фактический контроль - в другом пункте, расположенном на границе.

   Внедрение технологии удаленного выпуска является одним из наиболее перспективных направлений в повышении качества совершения таможенных операций.

    Технология удаленного выпуска имеет свои преимущества и в работе таможенных органов:

1.   «Удаленный» выпуск увеличивает производительность труда. У инспектора внутреннего таможенного органа отсутствуют затраты времени, необходимые для проставления отметок о выпуске на таможенных документах, следовательно, ускоряется процесс выпуска следующей декларации;

2.   Удаленный выпуск позволяет равномерно оптимизировать загруженность того или иного таможенного органа и получать дополнительный экономический эффект от рационального распределения товарного потока.

   Таможенные органы строят свою работу на потребительском спросе, как и предприятия, использующие систему DRP/DRPII.

   В таможенной деятельности регулярно используются логистические концепции, которые помогают функционировать таможенной службе в полном объеме и с максимальной эффективностью.

 

Список литературы

1.      Таможенный кодекс Таможенного союза (с дополнением) Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).

2.      Дыбская В.В. Логистика: учебник/ В.В.Дыбская и др.; под ред. В.И.Сергеева.- М.:Экспо,2011.

3.        Иванов Д.А. Управление цепями поставок - С-Пб: Издательство СПбГПУ, 2009.

4.      Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2010.