Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать,насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому актуально исследование жизненного цикла организаций, как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.

     Существует большое количество моделей жизненного цикла организации, созданных в разное время (Табл.1) [4].


Таблица 1  Модели жизненных циклов организации


Год создания

Авторы модели

Название модели жизненного цикла организации

1967

А. Даун

«Движущие силы роста»

1967

Г. Липпитт и У. Шмидт

«Управленческое участие»

1971

Б. Скотт

«Стратегия и структура»

1972

Л. Грейнер

«Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции»

1974

У. Торберт

«Ментальность членов организации»

1975

Ф. Лиден

«Функциональные проблемы»

1978

Д. Кац и Р. Кан

«Организационная структура»

1979

И. А дизес

«Теория жизненных циклов организации»

1983

Р. Куинн и К. Камерон

«Интегративная модель»

1983

Э. М. Коротков

«Пятиэтапная модель»

1984

Б.З. Мильнер

«Жизненный цикл организации»

     Рассмотрим особенности отдельных моделей жизненного цикла организации.

1.     А. Даун: «Движущие силы роста». Даун предложил три основных стадии роста и развития предприятия:

«борьба за автономию»; «стремительного роста»; «замедления». Эта модель представляет развитие правительственных предприятий от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.

2.        Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие». Авторы разработали одну из первых моделей жизненных циклов предприятия, работающей в частном секторе. Они предложили три стадии развития предприятия: рождение; юность; зрелость.

3.        У. Торберт: «Ментальность членов предприятия». Развитие предприятия осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.

4.     Л. Грейнер: « Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции». Грейнер выделяет пять стадий развития предприятия, каждая из которых завершается своеобразным кризисом роста.

5.         Ф. Лиден: «Функциональные проблемы». Первое, на чем фокусируется предприятие, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. На второй стадии основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.

6.     Д. Кац и Р. Кан: « Структура предприятия». Структура предприятия, по их мнению, является отражением изменений, происходящих в предприятии в зависимости от стадии ее развития. Ис хо дя из этого, рассматриваются три основные стадии развития предприятия: стадия простых систем; устойчивая стадия предприятия; стадия разработки структур.

7.          И. Адизес: «Теория жизненных циклов предприятия» [1]. Предполагает поэтапное про хожде ние предприятия в хо де развития ряда обязательных стадий. В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные стадии. Данная теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности предприятия: гибкости и управляемости .

8.      Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель». Основной акцент в своем выделении четырех стадий развития они делают на эффективности деятельности предприятия и её критериях на различных стадиях.

9.    Э. М. Коротков предложил модель, содержащую из пяти стадий жизненного цикла предприятия. Каждая стадия соответствует состоянию предприятия и характеризуется определённым поведением.

10.         Б.З. Мильнер [2] выделяет основные стадии жизненного цикла предприятия: создание (рождение), рост, зрелость, упадок (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией предприятия. Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (расцвет).

     Таким образом, рассмотрев различные модели жизненного цикла предприятия, можно сделать вывод, что в каждой модели лежит особая уникальная идея, т.е. все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции предприятия.

       Исследуем жизненный цикл ОАО «Владхлеб» [4] с помощью модели Б.З. Мильнера.

       Этап «Создание». В 1903 году в городе Владивостоке на месте старых построек в Экипажной слободе была построена паровая хлебопекарня Сибирской флотилии. В целом период начала двадцатого века характеризуется бурным ростом хлебного производства. Это было связано с тем фактом, что Владивостоку был присвоен статус города. После революции вопросами обеспечения г. Владивостока хлебом стал заниматься ЦРК (Центральный рабочий кооператив). Решение продовольственной проблемы и увеличение объемов производства хлеба становится одной из первоочередных задач новой власти. В июне 1926 года ЦРК принимает решение о строительстве во Владивостоке предприятия механического хлебопечения в здании паровой пекарни бывшего Сибирского флотского экипажа. 7 ноября 1928 года был торжественно открыт хлебозавод ЦРК на ул. Экипажной, 6. За одну смену хлебозавод производил 1 000 пудов (16,38 т) печеного хлеба. Хлебозаводу присвоили порядковый номер № 1.

       Этап «Рост». В 20-30 годы население города Владивостока продолжало расти, и удовлетворить растущие потребности в хлебобулочных изделиях завод №1 был не в состоянии. Поэтому, в мае 1932 года в районе Первой речки было начато строительство нового большого механизированного хлебозавода. В мае 1935 -го года завод был введен в эксплуатацию. Выйти на уровень проектной мощности (120 т хлеба в сутки) и превзойти ее хлебозавод сумел только в годы Великой Отечественной войны.

     До 1 июня 1939 года хлебопечение г. Владивостока представляло собой хлебозавод № 1, хлебозавод № 2 и 16 хлебопекарен. С 1 июня 1939 года был организован Владивостокский городской кондитерский комбинат, который объединил все хлебопекарни. Тем временем, город рос и развивался: для удовлетворения потребностей потребителей открывались новые пекарни и цеха. И в августе 1959 года было принято решение по передаче хлебозавода №1 в состав Гор хлебокомбината. Однако и суммарных мощностей оказывается недостаточно для растущего города. Поэтому крайкомом партии, горисполкомом, трестом хлебопечения принято решение о строительстве еще одного хлебозавода. С 1971 по 1973 постепенно вводились в эксплуатацию цеха нового завода под номером № 3. Первым заработал булочный цех мощностью 40 т, затем бараночный (мощность 5 т) и в декабре 1973-го с хлебозавода № 1 был переведен кондитерский цех. В связи с этим хлебозавод № 8 на Семеновской, 3 был закрыт. Второе объединение произошло в марте 1971 года когда было принято решение об объединении Гор хлебокомбината с хлебозаводом № 2 на базе последнего.

     Этап «Зрелость». К началу 80-х годов Горхлебокомбинат являлся крупным производителем хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий со средне -суточным объемом выпуска в 175–180 т. В начале 90-х годов он был преобразован в Акционерное Общество «Владхлеб», а 21 сентября 1994 года было зарегистрировано ОАО «Владхлеб». С 1996 года началась полная модернизация предприятия. Предприятие начало диверсификацию выпускаемой продукции. В 1998 году начал работу цех по производству слоеных изделий, была введена в эксплуатацию автоматизированная евролиния по производству замороженных полуфабрикатов. Предприятие значительно расширило масштабы своей деятельности начало снабжать своей продукцией весь Приморский край. В настоящее время рост продолжается, Владхлеб осваивает новые рынки, например, сейчас предприятие вы ходит со своей продукцией на рынок города Хабаровска. Таким образом, сегодня ОАО «Владхлеб» является ведущим и крупнейшим хлебопекарным предприятием Приморского края.

       Таким образом, главный вывод, который можно сделать: управление по стадиям жизненного цикла - это залог успешного роста и процветания компании.


Список литературы

1.            Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 512 с.

2.            Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 654 с.

3.            Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

4.            Сайт ОАО « Владхлеб» http://vladhleb.ru/about/110-years