Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

SWOT-АНАЛИЗ: МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ МАТРИЦЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

В настоящее время каждый специалист в области менеджмента имеет представление о SWOT-анализе. В то же время, чаще всего, анализ ограничивается изучением (анализом) сильных и слабых сторон компании и определением основных возможностей и угроз. Естественно, SWOT-анализ получается ограниченным и узконаправленным.

В данной работе SWOT-анализ будет рассмотрен масштабнее – будут определены и раскрыты все этапы составления матрицы.

На первом этапе анализа необходимо выделить все существующие внутренние сильные и слабые стороны организации; а также потенциальные возможности и угрозы, которые могут оказать непосредственное влияние на деятельность рассматриваемой компании. То есть сильные и слабые стороны отражают реальное положение дел внутри компании, а возможности и угрозы предопределяют, что может произойти в будущем во внешней среде организации. Полученные результаты оформляются в виде таблицы (Табл.1).

В Табл.1 приведен список наиболее типичных сильных и слабых сторон компании, а также типичные возможности и угрозы. При проведении SWOT-анализа конкретной организации необходимо обращать внимание на её специфические характеристики и черты.

Стоит отметить, что непосредственное влияние на деятельность любой организации оказывает микросреда, которая ограничивается такими заинтересованными сторонами бизнеса, как конкуренты, поставщики, клиенты, акционеры, инвесторы, местные органы власти и правительственные организации.

На втором этапе необходимо выделить наиболее важные сильные и слабые стороны компании, а также те возможности и угрозы, наступление которых с наибольшей вероятностью повлияет на развитие организации.

Таблица 1 - Первичный SWOT-анализ

 

Типичные сильные стороны:

1.      высококвалифицированный персонал;

2.      устойчивое    финансовое     положение компании;

3.      известный бренд;

4.      положительная репутация;

5.      большой опыт работы;

6.      лидерство на рынке;

7.      наличие конкурентных преимуществ;

8.      наличие

инноваций/новаций/современных технологий;

9.      низкая текучесть кадров;

10. наличие  большого  числа  постоянных клиентов;

11. широкий              ассортимент             / диверсифицированная компания;

12. развитая инфраструктура;

13. наличие государственной поддержки;

14. соотношение цена и качество;

15. и т.д.

Типичные слабые стороны:

1.      отсутствие стратегии развития;

2.      устаревшие оборудование и технологии;

3.      неэффективная система издержек;

4.      недостаток оборотного капитала;

5.      неустойчивое или слабое финансовое положение;

6.      отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

7.      постоянные                производственные

проблемы;

8.      узкая товарная специализация;

9.      низкое качество товара;

10. дороговизна производства;

11. отсутствие рентабельности;

12. неэффективная                                         маркетинговая деятельность;

13. неузнаваемость бренда;

14. и т.д.

Типичные возможности:

1.      повышение                     покупательской способности;

2.      вступление в кооперацию с другими компаниями;

3.      ослабление позиции конкурентов;

4.      уменьшение числа конкурентов;

5.      появление новых технологий;

6.      выход на новые рынки;

7.      быстрый рост рынка;

8.      привлечение новых групп клиентов;

9.      расширение целевой аудитории;

10. повышение    лояльности   со   стороны стейкхолдеров;

11. снижение                    неопределенности

окружающей среды;

12.    снижение стоимости ресурсов;

13. появление новых поставщиков;

14. и т.д.

Типичные угрозы:

1.      нестабильная экономическая ситуация в стране;

2.      нестабильная политическая ситуация в стране;

3.      снижение покупательской способности;

4.      колебания курсов валют;

5.      изменение     вкусов,     требований     и предпочтений клиентов;

6.      изменение образа жизни;

7.      уменьшение числа клиентов;

8.      ожесточенная конкурентная борьба;

9.      появление новых конкурентов с повышенным качеством и сниженными ценами на услуги/товары;

10. появление            у             конкурентов принципиально новых товаров и услуг;

11. антиреклама   со    стороны    СМИ    и общественных организаций;

12.    снижение имиджа компании;

13. и т.д.



Источник: составлено автором


Для примера составления итоговой матрицы SWOT предположим, что нам необходимо провести анализ для компании X, которая занимается производством и продажей натуральной косметики на территории РФ. За первичную матрицу мы засчитаем Табл.1, из которой мы выделили:

1.      сильные стороны компании Х: соотношение цена и качество, широкий ассортимент, наличие постоянных клиентов;

2.      слабые стороны компании Х: неузнаваемость бренда, дороговизна производства, неустойчивое финансовое положение;

3.      потенциальные возможности: расширение целевой аудитории за счёт привлечения новых групп клиентов, вступление в кооперацию с другими компаниями (слияние с сильными игроками рынка), снижение стоимости ресурсов;

4.      потенциальные угрозы: изменение вкусов, требований и предпочтений клиентов; снижение покупательской способности; ожесточенная конкурентная борьба, появление новых игроков на рынке косметики.

Третий этап – это оценка влияния внутренний среды организации на её будущее, а точнее на возникновение выделенных возможностей и угроз: «0» - нейтральное значение,

«+1» - положительное влияние, «-1» - отрицательное влияние:

·     сильная сторона «соотношение цены и качества» положительно влияет на возникновение такой возможности, как расширение целевой аудитории, так как конкурентоспособные цена и качество позволяют расширить рынок сбыта, увеличивая количество потенциальных и реальных клиентов компании; рассматриваемая  сторона  позволяет  минимизировать  негативное  влияние  от потенциальных угроз и снизить риск их возникновения за счет того, что даже в случае снижения покупательской способности у компании останется ключевое преимущество перед конкурентами за счёт выгодных цен и достойного качества; также данная сторона позволяет удерживать лидерские позиции среди конкурентов = > +1

 Подобным образом проводим оценку всех показателей и заполняем итоговую матрицу (Табл.2), при этом, не забывая, что оценка проводится в одностороннем порядке, т.е. мы не оцениваем, какое влияние окажут потенциальные возможности и угрозы на внутреннюю среду организации. Также при заполнении матрицы необходимо помнить, что сильные стороны могут оказывать только положительное (+1) или нейтральное (0) влияние на будущее организации, а слабые стороны – отрицательное (-1) или нейтральное (0).

Таблица 2 - Итоговая матрица SWOT

 

Внешняя среда компании Х

 

Итого

Потенциальные возможности

Потенциальные угрозы

расширен

ие целевой аудитори и

слияние

с сильны ми игрокам и рынка

снижение

стоимост и ресурсов

изменени

е вкусов, требован ий         и

предпочт ений клиентов

снижен

ие покупат ельской способн ости

ожесточе

нная конкурен тная борьба

 

Внутренняя среда компании Х

 

Сильные стороны

соотношение

цена             и

качество

+1

0

0

0

+1

+1

+3

широкий

ассортимент

+1

+1

0

+1

0

+1

+4

наличие

постоянных клиентов

+1

+1

0

0

0

+1

+3

 

Слабые стороны

неузнаваемос

ть бренда

-1

-1

0

-1

0

-1

-4

дороговизна

производства

0

-1

0

0

-1

-1

-3

неустойчивое

финансовое положение

-1

0

0

0

0

-1

-2

Итого

+1

0

0

0

0

0

+1/

+1

Источник: составлено автором




После того, как показатели подсчитаны, переходим к реализации четвертого этапа SWOT-анализа, к формированию рекомендаций и к подготовке выводов.

В настоящий момент для рассматриваемой компании Х наиболее желаемой возможностью является расширение целевой аудитории, что станёт возможным после устранения такой слабой стороны, как «неузнаваемость бренда». Для повышения узнаваемости бренда необходимо пересмотреть маркетинговую и PR–кампании. Одним из эффективных способов является расширение рынка сбыта за счёт активного участия в специализированных выставочных мероприятиях и перехода к системе франчайзинг.

На основе проведённого анализа, можно также сделать вывод, что сильные стороны компании Х обладают возможностью снижать риск возникновения угроз со стороны микросреды. Так, например, угрозы появления новых конкурентов и/или появления у существующих конкурентов новых товаров и услуг нейтрализуются за счёт таких конкурентных преимуществ, как соотношение цена и качество, широкий ассортимент, наличие постоянных клиентов. Следовательно, для компании Х конкуренты –     это не угроза, а, скорее стимул для постоянного развития и усовершенствования собственной деятельности. Рекомендуемой стратегией развития является стратегия развития рынка, которая предполагает поиск новых рынков для уже производимого продукта.[1]

Итоговые показатели «+1/+1» свидетельствуют о стабильном развитии компании, а также о неком балансе между существующими показателями деятельности и планируемыми. Следовательно, необходимо и далее продолжать развивать существующую линейку товаров на существующем рынке.

Согласно матрице Ансоффа («продукт-рынок») можно рекомендовать такие стратегии, как стратегия проникновения на рынок, которая предполагает рост компании за счет увеличения доли существующего рынка товара, и стратегия расширения рынка, благодаря реализации которой произойдет рост компании за счет формирования спроса на существующий товар на новых рынках[2]. Перечисленные стратегии направлены, главным образом, на устранение такой слабой стороны, как «неузнаваемость бренда» и развитие сильных сторон «широкий ассортимент» и «наличие постоянных клиентов».

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть важность проведения именно полного и развёрнутого SWOT-анализа, благодаря которому можно не только определить, что необходимо изменить в настоящем, но и разработать план мероприятий для успешного функционирования в будущем. То есть данный метод направлен, как на постановку операционных и стратегических целей. А благодаря комплексности анализа появляется возможность для определения будущих стратегий развития.



Применение эталонных стратегий в бизнесе, центр дистанционного образования Элитариум -http://www.elitarium.ru/primenenie_strategijj_biznese/

2 Матрица Ансоффа, бизнес-библиотека Executive.ru http://www.e- xecutive.ru/wiki/index.php?title=%D0%90%D0%BDc%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82% D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0

 

 

Список литературы

 

 

1.      Краудсорсинговый проект Executive.ru - http://www.e-xecutive.ru/ 

2.      Центр дистанционного образования Элитариум - http://www.elitarium.ru/