Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗЫ ВОСТОКА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2017г.

В сфере туризма, также как и в других областях жизнедеятельности человека, активно продолжается процесс дифференциации и усложнения потребностей. В контексте расширения личных свобод человек желает самостоятельно определять программу своей туристский поездки. Не случайно туроператоры провозгласили девизы: «Счастье в ваших руках», «Все предлагается – ничего не навязывается» и прочие. Накопив опыт путешествий, он ищет новых впечатлений, открытий и удовольствий.

Россияне гораздо позднее, чем европейцы и американцы, оказались вовлеченными в международные туристские обмены. Однако они быстро заняли лидерские позиции в числе самых путешествующих наций. Сейчас зарубежные путешествия обладают большим потребительским потенциалом в России.

Проведенные исследования туристских предпочтений россиян подтверждают то, что огромную роль в формировании структуры потребления играет демонстрационный эффект. Выбор человеком места отдыха в значительной мере зависит от определенных представлений, господствующих в медийном пространстве.

Одной из важнейших мотиваций, влияющих на выбор места путешествия является желание увидеть нечто иное, экзотическое, и испытать связанные с этим переживания. Таким местом, которое с незапамятных времен и по сей день привлекает путешественника является Восток. Экзотический образ Востока, формируемый под влиянием механизмов культурной индустрии, как нельзя лучше подходит для привлечения многочисленных туристов.

Философ и литературовед Ролан Барт в своем труде «Мифологии» пишет о том, что еще в 50-е гг. ХХ в. Восток «предстает здесь плоским, приглаженным и искусственно раскрашенным, словно старомодная почтовая открытка». [1, с. 205] Такой образ Востока вполне соответствовал и продолжает соответствовать целям туристской индустрии — привлечь как можно больше туристов, которые ожидают от своей поездки не новых знаний, а подтверждения тех впечатлений, которые уже заранее сформированы средствами массовой информации.

Туристическое путешествие становится не открытием новых мест, а подтверждением заранее запланированного удовольствия. Турист стремится на время почувствовать себя частью экзотического Востока, но не реального, а фантазийного, созданного воображением и этнокультурными стереотипами и подкрепленного рекламными предложениями туриндустрии.

Эмоциональные  мотивы  доминируют  над  рациональными  и  имеют  большое  значение  для потребителей высокого сегмента, которым становится особенно важным удивить не только себя, но и окружение: показать свой статус, свои денежные возможности, престиж, следование моде.

Мода в туризме – это непродолжительное господство на туристском рынке нового туристского предложения, причем, доступного только избранным.

Так, в 2013 г. на самом пике моды находился Вьетнам. Визиты в страну голливудских звезд и известных бизнесменов широко обсуждались в западных и российских СМИ. Читатели глянцевых журналов имели возможность наблюдать колоритные фотографии звезд на белоснежных пляжах Вьетнама, после чего многие проявили желание и инициативу посетить страну.

Авторитет того или иного лица используется для эффективного воздействия на адресата, т.к. сегодня ценностные предпочтения формируются под влиянием мнения публичных личностей. В рекламное сообщение включаются имена авторитетных исторических деятелей, политиков, музыкантов, актеров, путешественников, что служит эмоциональным аргументом при выборе турпродукта.

В конце 2015 г. некоторые эксперты с уверенностью заявляли, что Вьетнам может стать для россиян альтернативой Египту на зимний период. Главное туристическое управление Вьетнама продвигало страну под слоганом «Вьетнам – бесконечная красота», акцентируя внимание на привлекательности пейзажного образа дестинации и призывая туристов поспешить, чтобы увидеть «уходящую» натуру и нетронутый Восток.

Культура информационного общества, наполненного медиаобразами, отразились на феномене путешествия. Во многом изменился сам концепт Востока как Другого, который в значительной степени формировался под влиянием недостатка знаний о нем. По мере развития транспортных и информационных технологий, появления большого объема медиапродукции, посвященной описанию различных культур, образ Востока стал приближаться, а также фрагментироваться. [6]

Нами был проведен ассоциативный эксперимент с целью определения представления в ассоциативном поле потенциальных туристов образа Индии. Анализ результатов выявил, что в ассоциативном опыте респондентов наиболее актуализированы такие составляющие образа Индии, как характеристики региона (81%), его природные объекты (63%) и отдых (38%), в то время как культурные и исторические объекты (21%) и отдельные личности оказались менее актуальными. У респондентов очень малый процент занимают ассоциации с эмоциями (6%), которые у них вызывает исследуемая страна.

Реакции, относящиеся к слоту «Характеристики объекта», можно разделить на три категории: нейтральные, положительные, отрицательные. Среди реакций на слово-стимул «Индия» преобладают с небольшим перевесом положительные: богатая и древняя культура, индийская киностудия, красочная национальная одежда и др. Следом идут нейтральные (буддизм, индуизм, кухня, специи, карри, чай, рис и др.) и совсем небольшое количество отрицательных реакций, связанных с нищетой и многолюдностью на улицах.

Российскими турфирмами, организующими туры «по следам Маугли», активно эксплуатируется представление об Индии как стране джунглей и дворцов, что давно не соответствует действительности. Стремительное развитие бизнес-индустрий указывают на определенный разрыв, отделяющий реалии современной Индии от легендарной древности. [4]

Имеют место распространенные сегодня жалобы туристов на то, что туристские центры все больше становятся похожи друг на друга - что когда приезжаешь в новый город в качестве туриста, то видишь там то же самое, что уже видел в других городах. Путешественник П. Вайль пишет: «В этом стремительном и мощном теле-радио-газетно-кино-музыкально-товарно-туристско-компьютерном потоке исчезают и уносятся подробности, нюансы, оттенки». [2, с. 66]

Например, когда турист приезжает в Китай и обнаруживает, что, большей частью, не воспринимает китайские города как экзотические, то причина этого не заключается лишь в том, что эти города несут определенный отпечаток международной современной архитектуры западного происхождения, но также и в том, что многое «китайское» уже в хорошо знакомо и посетителю из Америки или Европы, так как он смог познакомиться с этим «китайским» в своем собственном городе. [3]

Нередко чувство разочарования и даже досады окрашивает первые впечатления о Японии. Убедившись, что образ, сложившийся по открыткам и рекламным календарям, довольно далек от реальности, приезжему кажется, что он опоздал, что он упустил время, когда еще можно было увидеть подлинное лицо этой сказочной страны с ее церемонными поклонами, кукольными женщинами, игрушечными бумажными домиками и древними храмами среди изогнутых сосен.

Подводя итого вышесказанному, следует согласиться с суждением В.И. Ильина, утверждающего то, что «причина действий людей лежит в их потребностях и интересах», «продукты осознания» которых «наполняют составляемую им карту мира, с помощью которой он и прокладывает свой жизненный маршрут, стремясь к вещам «полезным», «приятным», «престижным»…» [5, с.196]

Традиционный экзотический Восток продолжает сохранять свою притягательность даже в упаковке, произведенной культурной индустрией. Обольстительный Восток продолжает оставаться востребованным пространством, где проложены бессчетные туристические тропы. Туристическая медиапродукция призывает, соблазняет, манит доступностью и ощущением возможности в любое время превратить виртуальное освоение Востока в реальное.

Список литературы

 

1. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996.

2.   Вайль П. Гений места. КоЛибри, 2006 // Библиотека Альдебаран. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://lib. aldebaran.ru (дата обращения: 25.10.2017)

3.   Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости // Неприкосновенный запас. 2003.№ 4(30). [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/4/grois.html (дата обращения 13.12.2016)

4.    Груздев А.А., Конухова А.В., Подъяпольский С.А. Социокультурные образы «мягкой силы» Индии // Социодинамика. — 2015. - № 3. - С.27-49. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.3.14547. URL:http://e-notabene.ru/pr/article_14547.html (дата обращения: 15.10.2017)

5. Ильин В.И. Потребление как дискурс / В.И. Ильин. СПб.: Интерсоцис, 2008.

6.   Шапинская Е.Н. Конструкция образа Востока в текстах культуры: политика репрезентации // Институт философии РАН. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/orientiry/or_7/7.pdf (дата обращения: 04.10.2017)