Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   Актуальность темы исследования продиктована отсутствием на сегодняшний день обоснованных подходов и предложений к решению проблемы повышения конкурентоспособности предприятий.

   Объектом исследования являют предприятия пищевой промышленности.

   Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и внедрения методов конкурентоспособности промышленных предприятий, в сложившихся условиях экономики.

  Конкуренция – это способность организации соперничать с другими аналогичными хозяйственными субъектами в условиях рыночной экономики.

   Конкурентоспособность - это особый вид деятельности предприятия, выпускающее необходимые товары или предоставляющее определенные услуги потребителям, заранее изучив рынок, конкурентов и потребности покупателей.

   Конкурентоспособность предприятия - это способность разрабатывать, производить и сбывать необходимые товары для потребителей, обладающие определенными характеристиками, которые в комплексе дают большую привлекательность, чем товары конкурентов. Главной задачей конкуренции является стимулирование предпринимательской деятельности.

   Конкуренция, являясь атрибутом рынка, служит его неотъемлемым условием. Для участников рыночных отношений (товаропроизводителей) конкуренция носит субъективно принудительный характер, заставляя их разрабатывать и применять новые технологии, повышая при этом производительность труда и снижая переменные издержки. Иначе говоря, товаропроизводителям приходится экономить ресурсы, сдерживать рост цен на товары, а иногда и снижать цены, применяя маркетинговые уловки.

   К маркетинговым уловкам снижения цен можно отнести:

-   использование более дешевого сырья;

-   изменения веса продукта;

-    изменение упаковки.

   Конкурентоспособность предприятия включает не только качественные и ценовые параметры, но и зависит от уровня менеджмента, эффективной работы маркетинговой и логистической службы, финансовой устойчивости предприятия, инновационной и инвестиционной привлекательности. Стоит отметить, что на конкурентоспособность предприятия влияет организационная структура управления, квалификация и опыт работы персонала, мотивация труда и техническая оснащенность хозяйствующего субъекта.

   При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая деятельность предприятия, которая изучает неудовлетворенные потребности потребителей, изменение потребительских потребностей, оценивает сегменты рынка и разрабатывает стратегии по повышению конкурентоспособности продукции.

   Конкурентоспособность товара – это способность продукции отвечать необходимым требованиям потребителя, при этом обладать привлекательными характеристиками по с равнению  с другими изделиями аналогичного вида, представленных на рынке.

   Параметрами конкурентоспособности товара выступают следующие показатели:

1.      Назначение товара;

2.      Имидж производителя;

3.      Технические характеристики;

4.      Цена;

5.      Качество;

6.      Мода;

7.      Надежность;

8.      Безопасность;

9.      Экологичность;

10.     Эргономичность;

11.     Эстетические свойства;

12.     Затраты на транспортировку;

13.     Страховые выплаты;

14.     Предпродажное и послепродажное обслуживание

   В основе конкурентоспособности товаров лежит конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество означает наличие у экономического субъекта отличительных качеств и характеристик, выгодно отличающихся от аналогичных субъектов на рынке.

   Конкурентные преимущества позволяют:

-   заметно выделяться от товаров конкурентов;

-   приносить потребителю ощущаемую выгоду;

-   быть уникальными

   На конкурентные преимущества влияют такие факторы, как экономические, инфраструктурные, научно- технологические, политические, информационные и географические. Необходимо сказать, что фирма, добивающаяся преимуществ в маркетинге, более ориентирована на потребителя, чем фирма, стремящаяся к преимуществам в издержках.

   Маркетинговое преимущество на рынке означает, что определенные свойства товара или услуги данной компании предпочтительнее, чем у компании - конкурента.

   Для  сравнительной  оценки  эффективности  маркетинговой  деятельности  конкурентов  необходимо использовать следующие критерии:

1)      Продукт: разнообразие ассортимента; качество упаковки, предпродажная и послепродажная подготовка

2)      Цена: уровень цен, гибкость ценовой политики

3)      Распределение продукта: объем реализации по разным каналам сбыта; эффективность работы каналов сбыта

4)      Продвижение продукта: используемые СМИ, бюджет рекламной деятельности, уровень и методы стимулирования сбыта; персональные продажи; использование инструментов связей с общественностью Маркетинг является концепцией устойчивого развития, так как знание изменений внутренней и внешней среды зависят от маркетинговой теории.

[1, c.235] В этом случае управление функционированием и развитием предприятий должно строиться на принципах маркетинга, а процесс управления реализовывается как системное маркетинговое управление. Маркетинговый потенциал предприятия представляет собой его совокупную способность обеспечивать постоянную конкурентоспособность предприятия, экономическую и социальную конъюнктуру его товара на рынке за счет проведения эффективной маркетинговой политики, а так же организации стратегического планирования и контроля поведения товара, конкурентов и потребителей на рынке. [4,c.198]

    Маркетинговый потенциал зависит от уровня развитости маркетинговой деятельности на предприятии, от наличия подготовленных специалистов в области маркетинга, от совершенства маркетинговой информационной системы, и от самой организации маркетинговой деятельности. Рассмотрение предприятия в качестве системы, состоящей из взаимодействующих элементов, субъектов хозяйственных связей, партнеров участвующих на рынке организаций, вызывает значительные изменения в самой маркетинговой политике управления.

   В современных условиях основными положениями маркетинговой политики на предприятии являются следующие:

-     согласование функционирования звеньев в сети хозяйственных связей при сохранении приоритета конечного потребителя;

-   поиск устойчивого конкурентного преимущества;

-   активизация инновационной деятельности в области разработки новых товаров и услуг;

-   гибкая реакция на сигналы обратной связи с конечным потребителем. 2

   Маркетинг становится по существу концепцией управления партнерскими взаимоотношениями, возникающими в процессе производства и реализации продукции.

   Параллельное развитие всех концепций маркетинга приводит к тому, что, имея общий предмет исследования в виде хозяйственной деятельности предприятия, эти концепции в настоящих условиях не только используют аппарат, методы и методологические приемы, но и стремятся к интеграции, одной из видов которой может стать концепция стратегического маркетинга. Сущность концепции стратегического маркетинга состоит в ориентации всех средств и инструментов маркетинга на достижение стратегических целей предприятия в условиях адаптации к состоянию внешней среды, широком использовании в маркетинге принципов и аппарата стратегического планирования.

    Целесообразность использования концепции стратегического маркетинга в российских условиях не вызывает сомнений, так как при переходе к рыночным отношениям резко увеличилась неопределенность внешней среды за счет экономических факторов, несовершенства хозяйственного механизма, противоречивости законодательства, регулирующего реализацию этого механизма. Для противостояния неожиданностям конкурентной борьбы необходимо знание своих конкурентов в отрасли и вне ее, усиление внимания к сотрудничеству взаимодействующих субъектов экономической деятельности и маркетинговой системы. При этом каждое предприятие в таком сотрудничестве получает право на лидерство и ориентацию в конкурентной борьбе с позицией наилучшего в системе производства, в системе снабжения, в системе маркетинга, в системе подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, в инновационной деятельности и т.д.

   Решение о выборе мероприятий и комплекса действий по реализации маркетинговой концепции должны базироваться на возможностях предприятия и ориентироваться на интересы рынка. 3

   В этом случае возникает проблема определения реакции рынка на конкретные действия предприятия, оценка и прогнозирование которых являются центральной проблемой маркетинга.

   Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной реализации в условиях современного рынка.

    Современные тенденции развития потребительского рынка наглядно демонстрируют, что созданные предприятиями равные условия развития бизнеса не являются определяющим фактором его эффективности и устойчивости занимаемых конкурентных позиций. Достижение этих целей требует экономически обоснованной рыночной политики, разработанной на основе концепции и методологии маркетинга – комплексной системы научных знаний и прикладных инструментов, обеспечивающих сбалансированность интересов предприятий и потребителей.

   Эффективная реализация конкурентоспособных товаров - это показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать свой производственный, научно- технический, трудовой и финансовый потенциал.

 

Список литературы

1.      Котлер Ф. «Основы маркетинга. Краткий курс»,- M.:Эксма, 2014-364 с.

2.      «Менеджмент в России и за рубежом», №2, 2015 г.

3.      Портер М.Э. Конкуренция. – М.:Вильямс,2010.- 608 с.

4.      http://economy-lib.com