Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕТИЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
26 ноября 2017г.

В настоящее время на многих рынках существует сильная конкуренция. Каждая из фирм-участников рынка старается «выжить». Зачастую сделать это бывает сложно, поэтому чтобы усилить свои
позиции на рынке, фирмы-конкуренты выступают в роли сотрудников.
Такое поведение фирм-конкурентов называют «коопетиция», т.е. конкурентное сотрудничество, сочетающее в себе кооперацию и конкуренцию. Кооперация – это способ организации общественного производства на основе обмена деятельностью и продуктами этой деятельности; организация труда, при которой отдельные лица или группы лиц выполняют специализированные производственные
операции, которые в своей взаимосвязи и последовательности составляют цельный производственный процесс [5; 309]. Конкуренция же - это соперничество в какой-либо отрасли с целью
получения прибыли.
Таким образом, коопетицию следует определять, как ситуацию, когда фирмы из одной и той же отрасли дополняют друг друга при создании рынка, но при этом конкурируют при его разделе.
Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф в своей книге «Co-opetition» сравнивают коопетицию с «Войной и Миром», при этом война и мир не периодически сменяют друг друга, а существуют параллельно.
Такая комбинация предполагает более динамичные взаимоотношения между сторонами, нежели при простой конкуренции или сотрудничестве между фирмами.
Еще одним инструментом, с помощью которого можно показать взаимосвязь конкуренции и сотрудничества, является теория игр. Именно она помогает фирмам разработать правильную стратегию,
принять верное решение. Особенно эффективным данный инструмент является, если решения не могут приниматься независимо друг от друга в связи с существованием большого числа взаимосвязанных факторов, влияющих на их принятие.
Возникает вопрос: чего хотят добиться фирмы, решающие сотрудничать со своими прямыми конкурентами? Основными желаемыми результатами такого рода объединений является доступ к ресурсам, недоступным иным образом или требующий значительных и невозможных для фирмы затрат. В первую очередь, подразумевается доступ к материальным ресурсам компании-конкурента, но возможен также и обмен информационными и интеллектуальными ресурсами, так как зачастую именно интеллектуальный капитал является недостающим элементом для крупномасштабных исследований и разработок.
Конкурентное сотрудничество может быть осуществлено в различных формах. Основными из них считаются стратегический альянс, консорциум и патентный пул. Каждая из этих форм имеет свои особенности и характерные черты, определяющие деятельность объединившихся компаний-конкурентов.
К факторам, оказывающим существенное влияние на выбор формы коопетиции можно отнести следующие: временной период, на который фирма хочет стать участником объединения, фактический «размер» фирмы, непосредственно «вклад» компании в объединение, уровень доверия компании другим фирмам, возможно, меньшего размера и статуса. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
Временной период, на который фирма хочет стать участником объединения – важный фактор, который в значительной мере определяет различия форм коопетиции. Для стратегических альянсов и патентных пулов характерно длительное сотрудничество, а для консорциумов – напротив, характерны крупные, но не продолжительные по времени проекты с ограниченным периодом сотрудничества.

 Следующий фактор, влияющий на выбор формы коопетиции, - «размер» компании. Теоретически любая компания может стать участником любой формы объединения, но на практике среди рассматриваемых форм объединения обычно происходят следующим образом: в стратегические альянсы и патентные пулы объединяются крупные, приблизительно равные по размерам и значимости на рынке компании. Так каждая из них имеет возможность вносить существенный вклад в деятельность и потенциал альянса или пула соответственно, а также каждая из сторон объединения не будет считать, что другие компании-участники «существуют» за ее счет. Консорциумы, напротив, допускают объединение компаний разных уровней, связано это с тем, что деятельность большинства консорциумов направлена на выполнение какого-либо конкретного проекта, и совсем не обязательно, что компании, которые будут «полезны» в данном проекте должны быть одинакового размера и занимать одинаковые доли рынка.
Еще один фактор - «вклад» компаний в объединение. Стратегические альянсы и патентные пулы чаще всего ориентированы на объединение интеллектуального капитала, определенных патентных прав. А консорциум чаще предполагает непосредственное производственное участие в деятельности – каждая фирма продолжает действовать в той области, на которой специализировалась. С этим фактором связан еще один важный аспект, а именно, степень доверия или недоверия компаниям, возможно меньшего размера и статуса. Касается это в первую очередь консорциумов, так как именно в консорциумах часто принимают участие мелкие компании, так как в деятельности консорциумов важно непосредственное производственное участие фирмы, а размер и статус фактически не важен.
Рассмотрим каждую из упомянутых выше форм коопетиции (стратегический альянс, консорциум, патентный пул) подробнее, отмечая их характерные черты.
Стратегический альянс - это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для достижения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний [3; 11]. Такой вид объединения позволяет повысить конкурентоспособность за счет освоения новых технологий, выхода на новые рынки сбыта.
Характерными чертами стратегических альянсов можно считать следующие:
 Объединение компаний не приводит к их слиянию;
 Сотрудничество основывается на среднесрочных (долгосрочных) двусторонних или многосторонних договорах;
 Совместное стратегическое планирование;
 Компании-участники одновременно могут состоять в нескольких альянсах;
 Альянс действует в течение длительного срока, определяемого достижением поставленной цели [3; 12].
Консорциум – это временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, направленные на совместную
борьбу за получение крупных заказов и их совместное выполнение [2; 112]. Компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность, также компании могут входить в несколько консорциумов одновременно.
Характерными чертами консорциума являются следующие:
 Роли внутри консорциума распределены так, чтобы каждый участник работал именно в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего уровня, где он осуществляет свою деятельность с наименьшими издержками (это позволяет добиться наибольшей эффективности в деятельности, направленной на выполнение проекта, так как у фирм нет необходимости осваивать новые сферы деятельности, затрачивая на это временные, финансовые и человеческие ресурсы);
 Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком (открытые консорциумы, консорциумы в форме простого товарищества): совокупное предложение консорциума формируется из отдельных предложений каждого из его участников, поэтому оно значительно превышает предложение фирм, не являющихся участниками консорциума;
Патентный пул можно охарактеризовать как соглашение между компаниями о перекрестном лицензировании принадлежащих им патентов в отношении определенной технологии, предусматривающий
механизм продажи лицензий третьим сторонам [4; 40]. Первоначальная цель патента заключается в защите исключительных прав патентообладателя. Однако, объединившись в пулы, патентообладатели получают дополнительные доходы за счет взаимодействия их патентов.
Патентный пул является выгодной формой при объединении нескольких крупных патентов, доступ к которым вне пула влечет за собой большие материальные затраты. Образование патентных пулов
рационально, если объединяются взаимодополняющие патенты, когда каждая из компаний получает доступ к большему количеству ресурсов в отрасли своей деятельности, что дает потенциал развития, укрепления позиций на рынке, получения значительного финансового результата. Часто патентные пулы используются для создания стандарта в отрасли.
Таким образом, различные формы коопетиции имеют свои характерные особенности, понимать которые для компаний важно с целью выбора рациональной формы объединения.

 Список литературы
1. Brandenburger, Adam M. Co-opetition / Adam M. Brandenburger, Barry J. Nalebuff - Currency Doubleday, 1998. – 287 р.
2. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул - СПб.:АНО ИПЭВ, 2009. – 336 с.
3. Знаменский, А.О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций / А.О.Знаменский // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. - №4 – С.11-19
4. Конышева, А.В. Патентный пул как форма взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности / А.В. Конышева // Российское предпринимательство. – 2012. -№17. – С.38-43
5. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Т.2 / Ин-т философии РАН. Научно-ред.  совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин – М.: Мысль, 2010. – Т.1-4. – 2816 с.