Актуальность проблемы
В современных условиях сестринское дело рассматривается как важнейшая составная часть системы
здравоохранения. Спектр функций среднего медицинского персонала в настоящее время значительно расширен, возросла степень ответственности медицинских сестер за больного и качество оказываемых ими услуг. В сложившейся ситуации возрастает значение непрерывного образования медицинских работников на базе учебно- методических кабинетов лечебно-профилактических учреждений.
Повышение требований к профессиональной подготовке сестринского персонала, в свою очередь, требует улучшения качества преподаваемого материала, использования современных технических средств при проведении занятий, постоянного обновления информации, то есть оптимизации работы учебно-методических кабинетов.
В связи с этим, возникла необходимость в проведении исследования с целью изучения деятельности учебно-методического кабинета и оценки качества проведения занятий с персоналом.
Мы считаем, что наше исследование поможет определить слабые места в организации деятельности учебно-методического кабинета, сделать более эффективным обучение сестринского персонала на рабочем месте, что будет способствовать росту профессионализма специалистов и соответственно повышению качества оказываемой медицинской помощи.
Надеемся, что изученный нами материал и проведенный анализ будут актуальны для организации и оценки деятельности учебно-методических кабинетов в медицинских учреждениях любого профиля.
Таким образом, наше исследование направленно на изучение деятельности учебно-методического кабинета государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер», с целью ее совершенствования и повышения качества работы медицинского персонала.
Для достижения поставленной цели нам необходимо было изучить существующую систему развития непрерывного сестринского образования в России, проанализировать деятельность учебно-методического кабинета кардиологического диспансера за период с 2011 по 2013 гг., оценить уровень удовлетворенности медицинского персонала качеством работы учебно-методического кабинета, а также выявить дефектуру в работе средних медицинских работников в зависимости от уровня усвоения обучающего материала.
В качестве объекта исследования были определены 165 человек, посетившие занятия в учебно- методическом кабинете диспансера в период с 20 ноября по 20 декабря 2013 года, что составило 52,7% от общего количества физических лиц специалистов сестринского дела.
В процессе научной работы нами были использованы следующие методы исследования: исторический, с помощью которого была подобрана и изучена литература о развитии непрерывного сестринского образования в России; социологический, позволивший провести опрос сестринского персонала с помощью разработанных нами анкет с последующим анализом; аналитический, подразумевающий изучение и оценку годовых отчетов по результатам работы учебно-методического кабинета; сравнительный анализ протоколов проведения зачетов и тестирования медицинских сестер за период с 2011 по 2013 гг., а также сравнительный анализ дефектуры в работе сестринского персонала за три года.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» (основано в 1976 году) крупнейшее в области медицинское учреждение, которое является организационно – методическим и лечебно - диагностическим центром по борьбе с сердечно – сосудистыми заболеваниями, клинической базой для ряда кафедр хирургического и терапевтического профиля Самарского государственного медицинского университета. В структуре диспансера – стационар на 477 коек и поликлиника на 500 посещений в день.
Учебно-методический кабинет, организован в 1988 году и утвержден приказом главного врача от 20.03.1988г. № 107 - является структурным подразделением кардиологического диспансера, где проводятся теоретические и практические занятия с медицинскими сестрами, акушерками и санитарками, а также с вновь поступившими на работу и вышедшими из декретного отпуска специалистами.
Деятельность учебно-методического кабинета заключается в информационном обеспечении работы медицинских кадров; адаптации и внедрении в практическую деятельность специалистов стандартов и инновационных технологий; непрерывном повышении квалификации; оказании помощи в процессе адаптации вновь принятых на работу медицинских работников; предоставлении методической помощи специалистам при выполнении научно-исследовательской работы, а также в подготовке к аттестации для получения квалификационной категории. Общее количество обученных в учебно-методическом кабинете за период 2011 - 2013 гг. представлено в Табл.1.
Таблица 1
|
Категория слушателей |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Старшие медицинские сестры |
20 |
21 |
21 |
|
Медицинские сестры и акушерки |
304 |
306 |
315 |
|
Санитарки |
182 |
165 |
166 |
|
Буфетчицы |
16 |
16 |
16 |
|
Сестры-хозяйки |
15 |
15 |
15 |
|
Информаторы |
5 |
5 |
5 |
|
Студенты медицинских училищ, проходившие производственную практику в СОККД |
11 |
16 |
25 |
|
Итого |
553 |
544 |
563 |
Из таблицы видно, что процессом обучения на рабочем месте охвачены все категории среднего и младшего медицинского персонала, включая студентов медицинских училищ, которые проходят на базе кардиодиспансера производственную практику. Средние баллы по успеваемости слушателей учебно-методического кабинета за отчетный период представлены в Табл.2.
Таблица 2
|
Отчетный период |
Количество сестринского персонала, обученного в учебно- методическом кабинете |
Количество медицинских сестер, получивших оценки |
Средний балл |
|||
|
Отл. |
Хор. |
Удовл. |
Неуд. |
|||
|
2011 |
304 |
20 |
186 |
98 |
0 |
3,8 |
|
2012 |
306 |
50 |
198 |
58 |
0 |
4,0 |
|
2013 |
315 |
76 |
192 |
47 |
0 |
4,1 |
С целью оптимизации работы учебно-методического кабинета с января 2014 года внесены изменения в график проведения занятий с вновь принятым на работу медицинским персоналом (выпускниками медицинских колледжей и училищ, а также специалистами, пришедшими из других лечебно-профилактических учреждений):
1. Тестирование при поступлении на работу – для определения начального уровня знаний.
2. Проведение вводных инструктажей, с целью ознакомления молодых специалистов с их функциональными обязанностями, требованиями по соблюдению санитарно-эпидемиологического и лечебно-охранительного режима кардиологического диспансера.
3. Проведение индивидуальных занятий, с целью создания доверительных отношений с «новичком», что способствует более успешному усвоению обучающего материала. В данном случае решаются одновременно две задачи: коммуникативная – налаживание полноценного общения в общечеловеческом смысле и адаптационная – полученные знания помогают быстрее освоиться на новом рабочем месте.
4. Повторное тестирование – для определения уровня усвоенного обучающего материала.
5. Зачетное занятие, с отметкой в личной карточке медицинского работника.
Для того чтобы, оценить качество теоретических и практических занятий, проводимых в учебно- методическом кабинете, нами была разработана анкета, позволившая получить первичную информацию об уровне удовлетворенности средних медицинских работников процессом обучения. С помощью данной анкеты мы смогли охарактеризовать возрастной и профессионально-квалификационный состав обучающихся; оценить степень удовлетворенности медицинских работников диспансера качеством организации процесса обучения в учебно-методическом кабинете, проанализировать пожелания и предложения специалистов по улучшению его работы.
Анализируя, полученные в ходе научно-исследовательской работы результаты, мы выяснили, что система обучения сестринского персонала за последние три года значительно изменилась: улучшилось материально- техническое оснащение учебно-методического кабинета (отметили 100% опрошенных), многие специалисты стали посещать занятия по собственной инициативе (61,8%).
Описывая режим работы учебно-методического кабинета, необходимо отметить, что практически все слушатели посещают занятия по расписанию (отметили 97% респондентов) и только 3% специалистов не имеют возможности придерживаться расписания из-за непредвиденных рабочих ситуаций (например, работа в операционном блоке или в отделении реанимации).
При ответе на вопрос «Удовлетворяет ли Вас проведение занятий в методкабинете?» 152 (92,1%) специалиста дали положительный ответ «да», 13 человек (7,9%) ответили - «не совсем». Причинами недовольства работой учебно-методического кабинета стали «большой объем информации», на что указали 10 специалистов (6,1%) и «не устраивает расписание занятий» - отметили 3 слушателя (1,8%). Возраст респондентов, для которых, объем информации, получаемый на занятиях, оказался слишком большим, оказался разным: трое специалистов моложе 25 лет, трое – в возрасте от 40 до 49 лет, четверо – в возрасте от 50 до 59 лет. Из данной информации мы можем сделать вывод, что усвоение информации зависит все-таки не от возраста обучаемого, а от его индивидуальных особенностей.
Форма обучения на рабочем месте устраивает всех специалистов без исключения. Большинство опрошенных - 140 человек (85%) отметили, что посещали бы учебно-методический кабинет даже в том случае, если бы занятия стали необязательными. Большинство медицинских работников понимают, что повышение профессионализма невозможно без регулярного дополнительного обучения. Среди анкетируемых не было выявлено ни одного специалиста с просроченной квалификационной категорией.
В обязанности старшей медицинской сестры учебно-методического кабинета входит также проведение административных и целенаправленных обходов в отделениях кардиологического диспансера. За отчетный период было проведено 724 обхода. Во время проведения таких обходов выявляется дефектура в работе среднего и младшего медицинского персонала. Результаты контроля разбираются с каждым сотрудником индивидуально, что дает возможность своевременно предотвратить ошибки и недочеты в работе специалистов медицинской организации в целом. Необходимо заметить, что за период с 2011 по 2013 годы количество ошибок в работе специалистов уменьшилось (см. Табл.3).
Таблица 3
|
№ п\п |
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
1 |
Прием и сдача смены, ведение документации |
14 |
18 |
10 |
|
2 |
Соблюдение приказов и санитарно- гигиенического режима |
17 |
13 |
8 |
|
3 |
Соблюдение медицинской этики и деонтологии, посещение конференций |
10 |
9 |
4 |
|
4 |
Соблюдение трудовой дисциплины |
9 |
6 |
5 |
|
5 |
Выполнение врачебных назначений |
4 |
4 |
3 |
|
6 |
Внешний вид персонала и санитарное состояние рабочего места |
4 |
5 |
3 |
|
7 |
Забору и доставки лабораторного материала на исследование в лабораторию, оформление направлений и результатов анализов. |
6 |
7 |
4 |
|
8 |
Учет, хранение и использова-ние наркотических, психо-тропных, ядовитых и сильно-действующих средств. |
5 |
4 |
1 |
|
|
ВСЕГО |
69 |
66 |
38 |
Анализ количества дефектуры в работе сестринского персонала в зависимости от уровня усвоения обучающего материала представлен в Табл.4.
Таблица 4
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
|
Количество выявленной дефектуры |
69 |
66 |
38 |
|
Успеваемость сестринского |
3,8 |
4,0 |
4,1 |
|
персонала (средний балл) |
|
|
|
Из вышеприведенных данных мы видим выраженную зависимость количества выявленной дефектуры в работе сестринского персонала от уровня усвоения обучающего материала. Если в 2011 году при среднем балле успеваемости 3,8 было выявлено 69 случаев различных нарушений в работе специалистов, то в 2013 году - при среднем балле 4,1 выявлено всего 38 случаев дефектуры. Таким образом, увеличение успеваемости на 0,3 балла дало уменьшение количества дефектуры в 1,8 раза.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, согласно данным литературных источников, стратегия развития непрерывного образования является одним из самых успешных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия высоких требований современного здравоохранения и возможностей сестринского персонала. При анализе протоколов проведения занятий и зачетов с медицинским персоналом была выявлена положительная динамика: своевременная посещаемость занятий в учебно-методическом кабинете выросла с 78% до 82%, а уровень общей успеваемости повысился на 0,3 балла и составляет на 01.01.2014 года – 4,1 балла. Кроме того, 92,1% специалистов медицинского учреждения удовлетворены качеством работы учебно-методического кабинета. Среди пожеланий по улучшению работы кабинета, следующие: увеличить площадь кабинета (указали 10% респондентов), обеспечить достаточным количеством компьютеров для работы и сдачи зачетов (отметили 15% специалистов), внести коррективы в расписание работы (дополнительное время для проведения занятий со студентами, дежурной сменой и сестринским персоналом реанимации и операционного блока) – считают 1,8% специалистов. Анализ деятельности учебно-методического кабинета показал, что 88% анкетируемых получают достаточную помощь в подготовке к аттестации, подготовке к конференциям и конкурсам профессионального мастерства. Согласно отчетам по дефектуре, нарушения в работе среднего и младшего медицинского персонала имеют место быть, но вместе с тем, уменьшилось количество ошибок, допускаемых персоналом, по основным пунктам – это соблюдение приказов и требований санитарно-эпидемиологического режима с 17 ошибок (в 2011 г.) до 8 ошибок (в 2013 г.).
Список литературы
1. Боровик В.Н.«Организация учебно-методического кабинета по работе с сестринским персоналом поликлиники». //Старшая медицинская сестра. – 2009 - № 6 – С. 36-38.
2. Лапик С.В. Работа студентов в ЛПУ: какая подготовка должна у них быть? // Главная медицинская сестра. - 2012 - № 5. - С. 147-150.
3. Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактическом учреждении. // Главная медицинская сестра. - 2009 - № 2. - С. 118-121.
4. Моисеева Т.Ф. Опыт управления сестринским персоналом Омской областной клинической больницы: повышение профессионального уровня сестринского персонала. // Главная медицинская сестра. - 2012 - № 6. - С. 26-27.
5. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.04.2011 №314 «О создании учебно-методических кабинетов (центров)».