Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) 50 млн. жителей мира получают повреждения различной тяжести, погибают более 1,2 млн. человек. По официальным данным Госавтоинспекции МВД России, в нашей стране каждый год фиксируется около 200 тысяч пострадавших и около 27 тысяч погибших в ДТП. В период 2010-2014 гг. в России зарегистрировано 980591 ДТП, вследствие которых погибли 132548 человек, получили травмы различной тяжести 1048039 человек, из которых около 50 тыс. стали инвалидами. Несчастные случаи с участием транспортных средств (ТС) являются источником огромных социальных и финансовых издержек для общества в целом. Неслучайно дорожно-транспортный травматизм характеризуют как травматическую эпидемию, требующую серьѐзных противоэпидемических мер борьбы и профилактики.
Уровень обеспеченности автомобилями в городе Краснодаре составляет 430 единиц на 1 тыс. жителей, что показателей Москвы (380) и Краснодарского края (290). В период с 2010 по 2014 годы в Краснодарском крае произошло 33247 ДТП, в которых пострадали 39701 человек, из них 6069 погибли. В г.Краснодаре за этот период в автоавариях получили повреждения 7707 человек. По данным годовых отчетов ГБУЗ «Бюро судебно- медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Краснодарского края, количество экспертиз и освидетельствований в случаях автомобильной травмы в 2014 году по сравнению с 2010 годом возросло на 76% (Рисунок 1).
Материалы и методы.
Произведен ретроспективный анализ 1621 заключений экспертов и актов судебно-медицинских освидетельствований, выполненных в отделе судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» за 2013 год в случаях автомобильной травмы. Информацию обрабатывали при помощи программы Microsoft Excel 2010 с использованием для обработки таких данных как пол, возраст, расположение пострадавших, место, время, вид происшествия, локализация повреждений, причиненный вред здоровью.
Результаты исследования.
Среди пострадавших на долю мужчин пришлось 55,6%, женщин – 44,4%. Возрастная структура: грудной возраст (возраст до 1 года) – 0,18%, раннее детство (1-2 года) – 0,55%, первый период детства (3-7 лет) – 1,42%, второй период детства (8-12 лет) – 2,84%, подростковый возраст (13-16 лет у мужчин, 12-15 лет у женщин) – 3,08%, юношеский возраст (17-21 лет у мужчин, 16-20 лет у женщин) – 10,43%, первый период зрелого возраста (22-35 лет у мужчин, 21-35 лет у женщин) – 44,4%, второй период зрелого возраста (36-60 лет у мужчин, 36-55 лет у женщин) – 24,43%, пожилой возраст (61-75 лет у мужчин, 56-75 лет у женщин) – 9,87%, старческий возраст (76-90 лет) – 2,65%, долгожители (старше 90 лет) – 0,12% (Рисунок 2).
Доля внутрисалонной травмы составила 44% от общего числа дорожно-транспортной травмы. Почти в половине случаев пострадавшим был водитель, 22% приходилось на пассажиров переднего сидения, 10% пострадавших являлись пассажирами заднего сидения; в каждом пятом случае место пострадавшего в салоне автомобиля указано не было (Рисунок 4).
Таблица 1
Характер повреждений головы и их частота (в %)
|
Характер повреждений |
Водители |
Пассажиры |
|
|
Повреждения мягких тканей головы |
Ушибы |
18,1 |
14 |
|
Ссадины |
6,6 |
12 |
|
|
Раны |
16,6 |
14 |
|
|
Ушибы и ссадины |
5 |
2,7 |
|
|
Раны и ссадины |
3,4 |
1,5 |
|
|
Переломы черепа |
Лицевой отдел |
5,4 |
5 |
|
Мозговой отдел |
1 |
0,7 |
|
|
Сочетанные переломы |
0,3 |
0,7 |
|
|
Внутричерепная травма |
Сотрясение головного мозга |
13,8 |
18,3 |
|
Ушиб головного мозга |
5 |
6,3 |
|
|
Внутримозговое кровоизлияние |
0,6 |
2,5 |
|
Повреждения шеи были обнаружены у 8% водителей и 5% пассажиров переднего сидения. При этом повреждения мягких тканей шеи в виде ушибов и ссадин – у 3,8% водителей и 4,2% пассажиров переднего сидения; переломы и вывихи шейных позвонков – у 4,4% водителей и у 0,7% пассажиров.
Частота повреждений грудной клетки составила 22,5% среди водителей и 23,9% пассажиров переднего сидения (Табл.2)
Таблица 2
Характер повреждений грудной клетки и их частота (в %)
|
Характер повреждений |
Водители |
Пассажиры |
|
|
Повреждения мягких тканей |
19,1 |
15,6 |
|
|
Переломы костей |
Ребра |
7,8 |
10 |
|
Грудина |
2,8 |
4,2 |
|
|
Грудные позвонки |
0,9 |
4,2 |
|
|
Лопатка |
0,6 |
1,4 |
|
|
Травма внутренних органов |
Ушиб легких |
4,6 |
7,8 |
|
Гемоторакс |
1,5 |
2,8 |
|
|
Пневмоторакс |
0,6 |
2,1 |
|
|
Гемопневмоторакс |
0,6 |
2,8 |
|
Среди травм внутренних органов грудной клетки были выявлены случай сочетанного ушиба легких и сердца у водителя и случай развития разрыва легкого у пассажира переднего сидения. Редко встречались и повреждения органов брюшной полости: изолированные разрывы печени, селезенки и их сочетание; частота встречаемости этих повреждений среди водителей и пассажиров переднего сидения следующая: 1% и 5%, 1,5% и 3,5%, 0,3% и 2,1% соответственно.
Переломы и вывихи поясничных позвонков были установлены в 2,8% случаев среди водителей, в 4,2% среди пассажиров переднего сидения; переломы костей таза – в 4,6% и 4,9% случаев соответственно. Структура переломов костей верхних и нижних конечностей представлена в Табл.3.
Таблица 3
Локализация переломов конечностей и их частота (в %)
|
Локализация перелома |
Водители |
Пассажиры |
|
|
Кости верхних конечностей |
Плечо |
0,9 |
2,1 |
|
Предплечье |
3,8 |
6,3 |
|
|
Кисть |
1,2 |
2,8 |
|
|
Кости нижних конечностей |
Бедро |
4,7 |
9,8 |
|
Голень |
2,8 |
4,2 |
|
|
Стопа |
0,3 |
0,7 |
|
Выводы.
Для несмертельной травмы в салоне автомобиля, по нашим данным, наиболее характерным являлось повреждение головы, выявленное более чем в половине случаев как у водителей, так и у пассажиров (58,5% и 55,6%), при этом у последних повреждения мягких тканей встречались в 1,3 раза чаще, переломы черепа выявлялись с одинаковой частотой, внутричерепные травмы чаще обнаруживались у пассажиров; повреждения в области шеи фиксировались достаточно редко (у 8% водителей и 5% пассажиров), более чем у половины (55%) водителей травма шеи была представлена переломами и вывихами позвонков, среди пассажиров такие повреждения выявлялись в 4 раза реже; при травме грудной клетки у водителей чаще всего повреждались мягкие ткани, в то время как у пассажиров чаще травмировался костный каркас грудной клетки с повреждением внутренних органов; травма живота в целом возникала реже, чем травма грудной клетки, разрывы печени и селезенки встречались чаще у пассажиров; переломы костей конечностей обнаруживались в среднем в 2 раза чаще у пассажиров переднего сидения.