Актуальность.
Обеспечение качественного медицинского обслуживания - на сегодняшний день является одной из основных задач здравоохранения. К сожалению, далеко не все субъекты РФ достаточно развиты в области медицины, в то время, когда у нас есть все возможности для этого: знания, опыт, технологии [1, 3]. По данным проведенных ранее исследований, выявлены факторы, сказывающиеся на качестве стоматологической помощи: недостаточное финансирование государственных учреждений, устаревшее медицинское оборудование, консерватизм, территориальная отдаленность, кадровый непрофессионализм. В оценке состояния организации и качества стоматологической помощи огромное значение имеет мнение населения [2, 4, 5].
Цель работы - проведение сравнительного анализа критериев, влияющих на повышение качества оказываемой стоматологической помощи жителям городов Ставрополя и Михайловска посредством анкетирования.
Материалы и методы исследования.
В процессе работы проводилось добровольное анкетирование 300 жителей обоих городов, которые когда- либо обращались за стоматологической помощью. В ходе исследования респонденты заполняли анкеты, включающие в себя следующие вопросы: качество оборудования; вежливость медперсонала; качество предоставляемых услуг (соотношение цена – качество); квалификация врачей (профессионализм); обучение гигиены полости рта.
Результаты исследования.
В ходе проведѐнного анкетирования было установлено, что за стоматологической помощью чаще обращались жители г.Ставрополя (75,8%), чем г.Михайловска (42,4%), что свидетельствует о высокой потребности в стоматологической помощи жителей обоих городов. Среди анкетируемых чаще обращались пациенты за стоматологической помощью пациенты в возрасте 30-49 лет (43,0%), реже пациенты в возрасте - 20– 29 лет 35,5%, 50-70 лет – 15,5%, старше 70 лет – 6%.
В предлагаемой нами анкете, респонденты должны были оценить следующие критерии: качество оказанной стоматологической помощи; вежливость медперсонала; стоимость лечения; квалификация врачей/профессионализм; уровень организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития заболеваний полости рта (Табл.1).
Таблица 1
Анализ критериев, оказывающих влияние при выборе медицинского учреждения жителями городов Ставрополя и Михайловска (%)
|
Критерии |
Города |
|
|
Ставрополь |
Михайловск |
|
|
качество оказанной стоматологической помощи |
34,0 |
30,0 |
|
вежливость медперсонала |
20,0 |
29,0 |
|
стоимость лечения |
13,0 |
14,0 |
|
квалификация врачей/профессионализм |
25,0 |
20,0 |
|
уровень организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития заболеваний полости рта |
8,0 |
7,0 |
|
Итого |
100 |
100 |
Проведенное анкетирование показало, что примерно одинаковое количество из числа опрошенных жителей обоих городов (жители г.Ставрополя – 34%, жители г.Михайловска – 30%) устраивает качество оказанной стоматологической помощи. Одним из важных показателей качества оказываемой медицинской помощи является отношение медицинского персонала к пациенту. Вежливость медперсонала и его квалификация жителей удовлетворяет в равной мере недостаточно: г.Ставрополя (20% и 25%, соответственно), г.Михайловска (29% и 20%, соответственно). Уменьшение государственного финансирования стоматологических учреждений привело к снижению доступности бесплатных стоматологических услуг для большей части населения. В связи с этим поликлиники часто прибегают к организации дополнительных платных услуг [3, 4], за счет которых удается частично покрывать расходы на бесплатную стоматологическую помощь. Среди опрошенных респондентов 61,2% положительно относятся к платным услугам в стоматологии. Однозначно отрицательно к платным услугам относятся 38,8%.
В результате проведенного анализа были выявлены критерии, которые, по мнению респондентов, оказывают влияние на качество оказываемой стоматологической помощи: состояние оборудования; болезненность проводимого лечения; соотношение цены и качества проводимого лечения (Рисунок 1).
Выводы.
В результате проведенного опроса была выявлена высокая потребность жителей обоих районов в стоматологической помощи. Также было установлено, что при выборе медицинского учреждения основными критериями являются состояние оборудования, болезненность проводимого лечения, соотношение цены и качества проводимого лечения. В конечном итоге, имидж лечебного учреждения и его повторное посещение зависит от впечатления, производимого учреждением и медицинским персоналом на больных, от качества проведенного лечения.
Список литературы
1. Алимский, А.В. Оценка динамики стоматологической заболеваемости, объема и качества проводимой санационной работы среди детского населения г.Караганды / А.В. Алимский, А.Я. Долгоаршанных//Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. – No1. – С. 70–72.
2. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М. : Профессионал, 2009. – 432 с.
3. Мхитарян, А.К. Сравнительный анализ востребованности стоматологической помощи лицами трудоспособного возраста городского и сельского населения Ставропольского края./А.К. Мхитарян, Н.В. Агранович, О.В. Сагина// «Современные проблемы науки и образования». Электронный научный журнал. №3 2013г.
4. Мхитарян, А.К. Вопросы повышения эффективности и доступности стоматологической помощи, оказываемой жителям г. Ставрополя и Ставропольского края/ А.К. Мхитарян, Н.В. Агранович, О.А. Соловьева, А.Я. Саркисов//Основные проблемы в современной медицине. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. 125-127 с.
5. Мхитарян, А.К. Оценка мнения пациентов о качестве оказываемой помощи и организации работы государственных и негосударственных стоматологических медицинских учреждений (на примере г. Ставрополя)/ А.К. Мхитарян, Н.В. Агранович//Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15847 (дата обращения: 10.12.2014).