Актуальность.
Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические, двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психической функции и интеллектуальных способностей ребенка [3, стр. 6].
Программа «Спортивная борьба как третий урок физической культуры» возникла не на пустом месте. Разговоры о том, как сделать занятия физической культурой интересными ведутся, наверное, уже лет 10-12. Причина жарких дискуссий и в новых стандартах образования, и в новых требованиях, которые предъявляют родители и их дети, и новые вызовы времени в виде снижения физической активности детей и подростков школьного возраста из-за их «пагубного» увлечения современной компьютерной техникой. Следствием становится малоподвижный образ жизни, неправильное питание, апатия и зачатки иждивенческого отношения. Особое беспокойство вызывает физическое состояние школьников и их духовное развитие [2, стр. 13].
Одним из эффективных средств, способствующих разнообразию содержания физического воспитания и всестороннего развития юноши школьного возраста и, к сожалению малоиспользуемому учебно-воспитательном процессе современных школьников, является спортивная борьба. Борьба – это единоборство двух соперников, находящихся во взаимном захвате и стремящихся, действуя по определенным правилам, победить [1, стр. 4].
Методы и организация исследования. Для проведения исследования были привлечены 16 юношей 16-17 лет, отнесенных к основной группе. Школьники, посещали занятия в школьной секции по борьбе 3 раза в неделю по 1,5 ч. В СОШ № 4 г.Набережные Челны.
Использовались контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств. Первичная обработка полученных экспериментальных данных производилась методами математической статистики. Были рассчитаны среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение, t расчетное по t- критерию Стьюдента для несвязанных и связанных выборок [4, стр. 12].
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ результатов проведенного тестирования показал, что до эксперимента у юношей все изучаемые показатели ниже установленных нормативов.
С учетом результатов констатирующего эксперимента и материально-технической базы средней общеобразовательной школы, на базе которой проводился эксперимент, была разработана методика проведения занятий по борьбе.
Главная направленность занятий, построенных на материале единоборств – содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами единоборств, обучить основам навыков борьбы и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями [5, 6].
По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование с целью определения изменений изучаемых показателей и определения их прироста.
Результаты исследования физической подготовленности юношей до и после эксперимента представлены в Табл.3.
Таблица 3
Результаты исследования физической подготовленности юношей до и после эксперимента
|
Пока- затели |
бросок набивного мяча (3 кг), м. |
10 кувырков вперед, сек. |
вис на согнутых руках, сек. |
подтягивание, кол-во раз |
прыжок в длину с места, см. |
сгибание рук, в упоре лежа, кол- во раз |
поднимание ног до прямого угла в висе, кол-во раз |
|
норма |
8 |
16 |
60 |
14 |
220 |
50 |
10 |
|
До эксперимента |
|||||||
|
хср |
7,25 |
17,20 |
48,00 |
9,19 |
207,00 |
45,56 |
5,00 |
|
σ |
0,50 |
0,56 |
4,35 |
1,97 |
5,59 |
3,52 |
1,67 |
|
Sх |
0,12 |
0,14 |
1,09 |
0,49 |
1,40 |
0,88 |
0,42 |
|
Разница |
0,75 |
1,2 |
12 |
4,81 |
13 |
4,44 |
5 |
|
После эксперимента |
|||||||
|
хср |
7,98 |
16,65 |
59,25 |
12,13 |
214,75 |
51,19 |
8,63 |
|
σ |
0,41 |
0,52 |
3,71 |
1,78 |
5,43 |
2,59 |
1,54 |
|
Sх |
0,10 |
0,13 |
0,93 |
0,45 |
1,36 |
0,65 |
0,39 |
|
Разница |
0,02 |
0,65 |
0,75 |
1,87 |
5,25 |
1,19 |
1,37 |
|
tp |
12,06 |
6,71 |
2,98 |
3,65 |
4,25 |
4,91 |
3,42 |
Примечание: уровень значимости р<0,05, tkp=2,262 (для связанных выборок)
Анализ результатов проведенного тестирования показал, что после эксперимента у юношей все изучаемые показатели ниже установленных нормативов, кроме показателя сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Прирост результатов исследования физической подготовленности юношей за период проведения эксперимента составил в среднем от 3,3 до 42%.
Результаты исследования исходного уровня технической подготовленности юношей 16-17 лет до и после эксперимента представлены в Табл.4.
Таблица 4
Результаты исследования технической подготовленности юношей 16-17 лет до и после эксперимента
|
Пока- затели |
забегание на мосту, балл |
перевороты с моста, балл |
вставание на мост из стойки и обратно, балл |
кувырок вперед, подъем прогибом, балл |
|
До эксперимента |
||||
|
хср |
3,31 |
3,25 |
3,25 |
3,00 |
|
σ |
0,48 |
0,45 |
0,45 |
0,00 |
|
Sх |
0,12 |
0,11 |
0,11 |
0,00 |
|
После эксперимента |
||||
|
хср |
4,38 |
4,25 |
4,25 |
3,63 |
|
σ |
0,50 |
0,45 |
0,68 |
0,50 |
|
Sх |
0,13 |
0,11 |
0,17 |
0,13 |
|
tp |
3,6 |
3,32 |
4,32 |
5,0 |
Выводы: 1. Анализ полученных в ходе исследования результатов тестирования физической и технической подготовленности юношей старшего школьного возраста показал, что изучаемые показатели соответствуют низкому уровню.
2. Разработана методика проведения занятий по борьбе, которая предполагала изучение приемов страховки, самообороны и технические приемы борьбы, а также развитие физических качеств.
3. Повторное исследование и анализ полученных результатов тестирования выявили, что по всем показателям физической и технической подготовленности у юношей произошли достоверные улучшения результатов (p<0,05).
Введение занятий борьбой в общеобразовательных школах повлечёт серию действий по созданию фундамента для полноценного физического развития детей и подростков, которым будет прививаться вкус к здоровому образу жизни в самом широком понимании, потребность к регулярным занятиям спортом [2,стр. 14-15].
1. Греко-римская борьба: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных. - М.: Советский спорт, 2004. — 272 с.
2. Карелин, А.А. Спортивная борьба в школе / журнал: «Культура физическая и здоровье», №1, Воронежский государственный педагогический университет, 2015, стр.13-15.
3. Фукин, А.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов / А.И. Фукин, Л.И. Фукина. – Набережные Челны : КамПИ, 2000. – 144 с.
4. Фукина, Л.И. Спортивная метрология: методические указания к семинарским занятиям / Л.И. Фукина, Г.Р. Антропова. – Набережные Челны: КамГИФК, 2002. – 84 с.
5. Организационно-методические мероприятии по борьбе [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.xliby.ru/sport/greko_rimskaja_borba_uchebnik/p6.php
6. Шаров, Ю.Н. Программа по физической культуре на основе греко-римской борьбы [электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513132/