В единстве с воспитанием основных двигательных способностей в процессе физического воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств, характеризующих относительно стабильное физическое состояние организма [2, 4]. В оптимизации его, значительную роль играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, а также правильно организованное физическое воспитание в условиях школы и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в детстве осанка [1, 3].
В этой статье является актуальным то что, в настоящее время по данным статистики у 80% младших школьников наблюдаются нарушения осанки. При чем состояние осанки ухудшается из года в год, так как, резко снижается двигательная активность и увеличивается время, которое ребенок вынужден находиться сидя за партой.
Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Организация исследования. В исследовании в качестве фактологического материала использовались литературные и документальные данные, результаты анкетирования, интервьюирования. Анкетному опросу и интервью были подвергнуты дети младшего школьного возраста.
Изучив уровень развития физических качеств детей младшего школьного возраста соответственно 1ый, 2ой, 3ий классы, нами были получены следующие результаты, которые представлены в Табл.1, 2, 3.
Так как на разных этапах младшего школьного возраста наблюдаются возрастные особенности развития физических качеств, были составлены сравнительные таблицы показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Проявление физических способностей у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
|
Статическая сила мышц живота |
|||
|
№ класса |
Высокий уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
|
|
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
|
1 |
20% |
30% |
40% |
30% |
40% |
40% |
|
|
2 |
- |
10% |
60% |
50% |
40% |
40% |
|
|
3 |
50% |
50% |
30% |
40% |
20% |
10% |
|
|
Статическая сила мышц спины |
|||||||
|
№ класса |
Высокий уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
||||
|
|
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
|
1 |
80% |
70% |
- |
20% |
20% |
10% |
|
|
2 |
80% |
70% |
10% |
20% |
10% |
10% |
|
|
3 |
80% |
100% |
- |
- |
20% |
- |
|
|
Гибкость |
|||||||
|
№ класса |
Высокий уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
||||
|
|
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
|
1 |
90% |
80% |
10% |
10% |
- |
10% |
|
|
2 |
80% |
100% |
20% |
- |
- |
- |
|
|
3 |
90% |
100% |
10% |
- |
- |
- |
|
|
Координация |
|||||||
|
№ класса |
Высокий уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
||||
|
|
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
|
1 |
30% |
50% |
60% |
50% |
10% |
- |
|
|
2 |
70% |
80% |
30% |
20% |
- |
- |
|
|
3 |
80% |
100% |
10% |
- |
10% |
- |
|
Сравнивая показатели мальчиков младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы; Уровень развитие статической силы мышц живота значительно понижается во 2ом классе, именно в этом возрасте не наблюдается высокого уровня развития, когда в 1ом классе он достигает 20%, а в 3ем классе уже 50%.
Развитие статической силы мышц спины в младшем школьном возрасте находится на одном уровне; во всех 3х классах у 80% из 100% достигает высокого уровня.
Уровень развитие гибкости в 1ом и 3ом классах находится на одном уровне; в этих возрастных группах у 90% достигает высокого уровня, и лишь у 10% находится на среднем уровне. А во 2ом классе наблюдается незначительное, но все-таки понижение уровня гибкости – у 80% высокий, и у 20% средний уровень. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 30%, во 2ом классе – 70%, в 3ем классе -80%.
Высокий уровень развития статической силы мышц спины в 3ем классе наблюдается у 100%. А у 1го и 2го классов это физическое качество находится на одном уровне; у 70% -высокий, у 20% - средний, и у 10 % низкий уровень развития.
Уровень развития гибкости во 2ом и 3ем классах во всех 100% достигает высокого уровня, в 1ом классе высокий уровень наблюдается у 80%. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 50%, во 2ом классе – 80%, в 3ем классе -100%.
Как видно из таблицы, по половым признакам в развитии физических качеств, особых отличий не наблюдается.
В связи с выше перечисленным можно сделать заключение о том, что физиологические изгибы позвоночника в этом возрасте подвержены влиянию внешних воздействий.
Коррекционная работа проводилась с детьми в период сентябрь - ноябрь. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.
Результаты этих расчетов представлены в Табл.2
Таблица 2 Анализ состояние осанки детей младшего школьного возраста до и после коррекционных занятий
|
Ученик № |
Нарушение уровня Плеч |
Нарушение уровня лопаток |
Нарушение физиологических изгибов позвоночника |
Плечевой Индекс, % после |
||||
|
|
До |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
92 |
92 |
|
2 |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
84,3 |
87,7 |
|
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
78 |
82 |
|
4 |
|
|
|
|
++ |
+ |
75,5 |
81 |
|
5 |
|
|
|
|
+ |
+ |
77,7 |
84,8 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
93,9 |
93,9 |
|
7 |
|
|
|
|
++ |
|
87,8 |
92,3 |
|
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
79,4 |
83 |
|
9 |
|
|
|
|
|
|
90,6 |
90,6 |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
94,4 |
94,4 |
|
Всего |
30% |
20% |
20% |
20% |
60% |
30% |
85,36 |
88,17 |
Как видно из таблицы, после проведения экспериментальных комплексов физических упражнений с детьми младшего школьного возраста в спортивном часе группы продленного дня, заметно улучшились показатели плечевого индекса и его средняя величина. Для того, чтобы определить статистическую достоверность, мы провели обработку полученных данных (до и после) с использованием критерия Стьюдента. Расчеты данных приведены в Табл.3.
Таблица 3
Методика расчета с использованием критерия Стьюдента
|
Метод исследования |
До эксперимента |
После эксперимента |
Величина изменений |
Достоверность |
|
соматометрия (Плечевой индекс) |
85,36 |
88,17 |
2,81 |
Р < 0.05 |
Как видно из таблицы, разница и величина изменений существенна и статистически достоверна, Р < 0.05. Выводы.
1. Определив, уровни развития физических качеств у детей младшего школьного возраста, выяснилось, что
именно во 2ом классе наблюдается понижение уровня развития гибкости, которая в первую очередь важна для поддержания правильного положения осанки. А так же, оказалось, что самый низкий показатель во всех классах наблюдается в развитии статической силы мышц живота. Оценивая показатели мальчиков и девочек в данной возрастной группе, особых отличий обнаружено не было.
2. При обследовании состояния осанки у детей младшего школьного возраста, занимающихся в группе продленного дня, мы получили результаты, которые подтверждаются данными специальных литературных источников (60% из 100% имеют различные варианты нарушений осанки). Причиной этому является не достаточная двигательная активность, не удовлетворительный уровень развития физических качеств и слабо развитый мышечный корсет. Вышеперечисленные причины говорят о необходимости занятий физическими упражнениями, направленных как на повышение уровня двигательных способностей, так и на исправление имеющихся нарушений, средством специальных комплексов физических упражнений.
3. Обследование состояния осанки после проведения эксперимента показало, что у 50% детей отмечается нормальное состояние осанки, что на 10% лучше исходных показателей, из 30% случаев нарушения уровня плеч, у 10% это отклонение не наблюдается, а из 60% случаев нарушений физиологических изгибов позвоночника, в 30% нарушения исправлены.
Так же средний показатель плечевого индекса во всех 100% увеличился в положительную сторону, приближаясь к норме. Вышеперечисленные данные доказывают эффективность использования специальных комплексов физических упражнений с целью формирования и коррекции осанки.
1. Алиев М. «Формирование правильной осанки» // ДВ №2 1993. С 17-21
2. Герус А.И. «Осанка, ее нарушения и их профилактика» Минск 1991.
3. Гребова Л.П. «Лечебная физическая культура при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» Москва 2006. 175стр.
4. Краснова В.М. «Осанка вашего ребенка» // ДВ № 3 1991