В настоящее время в мире наблюдается тенденция усиления процессов региональной экономической интеграции, это объясняется нарастающими процессами глобализации, в условиях которой некоторые страны, в числе которых и Россия, стремятся к объединению экономического потенциала.
В целом глобализацию можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости международных экономик, взаимовлияние и взаимопереплетение различных сфер и процессов в мировом хозяйстве . В хо де глобализации формируются экономики открытого типа, причем само понятие «открытая экономика» меняется по мере развития и усиления мирохозяйственных связей.
Позиция стран в мировой экономике определяется конкурентоспособностью ее продукции. Для России, отстающей от мировых лидеров, задача повышения конкурентоспособности ее продукции становится первоочередной.В целом, сегодня проблема конкурентоспособности российских товаров выходит на первый план. Так президент РФ В.В.Путин в своем выступлении отметил, что в достижении конкурентоспособности и состоит национальная идея, это поспособствовало бы скорейшему переходу к инновационной экономике России.
Поэтому изучение процесса развития конкурентоспособности российских промышленных предприятий, а также создаваемых ими товаров, в условиях глобализации современной экономики, является актуальным. Изучение данного процесса обусловлено рядом причин, основной из которых является кризис промышленных предприятий, характеризующийся потерей конкурентных позиций на мировых рынках.
Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, вследствие чего происходит мировая стандартизация экономических и технологических процессов. Процесс глобализации охватывает все сферы жизни общества и становится, зависим от всех субъектов. Вместе с тем происходит бурный рост международной торговли и чтобы не потерять свои позиции на мировых рынках товар должен быть конкурентоспособным.
Конкурентоспособность – это способность производителей опережать соперника в завоевании и укреплении своих позиций на международных рынках.
Использование данного определения позволяет: рассматривать конкурентоспособность продукции как важный элемент системы конкурентоспособности; интегрировать характеристики товара, важные с точки зрения потребителя и изготовителя; расширить круг показателей оценки конкурентоспособности продукции промышленных предприятий; адаптировать понятие конкурентоспособность продукции промышленных предприятий к особенностям сбытовой деятельности; способствовать более достоверному определению позиции продукции предприятий относительно конкурентов; соединить потребности покупателей с возможностями производителей, что обеспечивает достижение синергетического эффекта.
Сегодня Россия занимает весьма низкие места в международном рейтинге глобальной конкурентоспособности, так в рейтинге IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2014г. наша страна заняла 38 -е место, а в индексе глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума) всего лишь 53-е место. По размерам ввоза высокотехнологичной продукции Россия уступает Китаю в 10 раз, Южной Корее – в 14 раз, Таиланду - в 5 раз. Доля российского производства J(I)T – услуг в структуре мирового ВВП не превышает 0,2% (для сравнения, на США приходится 5,3%, на Китай – 5,1%, на Индию 3,3% ВМП). Эти цифры красноречиво свидетельствует о недостаточном использовании богатого экономического потенциала.
Повышение конкурентоспособности товаров промышленной продукции – процесс длительный, требующий не только принятия эффективных управленческих решений на основе предшествующего опыта, но и создания моделей и механизмов с использованием комплекса мероприятий научно-технического, производственно-технологического потенциалов предприятия. Вследствие чего, появляется необходимость исследования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности российских промышленных предприятий и их продукции, а так же сущности «конкурентоспособности промышленной продукции», ее основных факторов и методов оценки.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, ес ли не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Проблемы изучения сущности «конкурентоспособности» не новы, более того получили отражение в работах многих зарубежных и отечественных ученых-экономистов: М.Э. Портера, А.А.Томпсона, А.Е. Карлика, Х.А. Фасхиева, А.Н. Петрова, Ю.М. Неруша, В.И. Степанова, О.В Васю хина , Н.К. Моисеевой и Т.Р. Адриановой, Ф. Котлера, Е.Н. Голубкова, Д.Дж. Бауэрсокса, Г.Л. Багиева, Я. Деккера, П. Дойля, Б.Г. Мазмановой, И.Б. Гурковым и др.
Вместе с тем, ряд методологических и практических вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности в условиях глобализации, продолжает оставаться недостаточно исследованным и разработанным: конкурентоспособность предприятия рассматривается с позиций высшего руководства и владельцев предприятия и не учитывается его социально-экономическое значение. Остается недооцененной роль общественных и государственных институтов в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.
Так, Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида иназначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Каплина О., Зайченко Д. основными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, называют качество и цену.
В работе Гарбацевича, конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.
Качество - главная характеристика товара. Это способность товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические и по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.
Становится понятным, что для того чтобы стать конкурентоспособным, товар должен быть, в первую очередь, – качественным, так как качество напрямую определяет его положение на рынках сбыта.
Главной задачей в повышении качества промышленной продукции является снижение издержек производства, так как число снижение числа бракованных изделий снижает потери. К улучшению качества продукции относят такие элементы системы качества, как закупка более качественного сырья, внедрение усовершенствованной технологии производства, тщательный контроль производимой продукции и т.д. Но возникают и такие ситуации, когда товар с более высоким качеством менее конкурентоспособен на рынке, в том случае если его цена значительно повысилась за счет придания ему новых свойств, не предоставляющих существенного интереса для покупателей. Поэтому необходимо, во избежание разногласий между потребителем и продавцом, чтобы затраты росли пропорционально росту уровня качества.
Сегодня роль потребителя при формировании требований к качественным характеристикам товара является основополагающей. Для любой продукции должны быть определены конкретные показатели качества, позволяющие отнести изделие к наивысшему уровню. Всегда существует максимально достижимый уровень качества, который достигается за счет внедрения и использования в производстве всех передовых технологий, новейших разработок в области организации производства.
Также основными элементами системы качества промышленной продукции являются: нормативная документация, персонал, технология и оборудование, сырье, контроль, сертификация. Эти эле менты не обособлены, между ними возникают определенные связи и отношения. Поэтому с целью обеспечения конкурентоспособности в процессе производства промышленной продукции, необ ходимо осуществить:
- формирование и реализацию целей в области конкурентоспособности;
- разработку всех видов документации;
- обеспечение производственной среды;
- поддержание компетенции персонала;
- изучение требований потребителей и др.
В современных условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению конкурентоспособности своих товаров, России необходимо не только правильно организованное производство, но и государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности в условиях жесткой глобальной конкурентной среды.
Низкие места в международном рейтинге России являются следствием низкой конкурентоспособности товаров российской промышленности. В свою очередь, причинами низ кой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.
Серьезными проблемами, снижающими конкурентоспособности промышленных предприятий, являются недостатки функционирования государственных и общественных институтов, формирующих внешнюю среду промышленных предприятий. В результате анализа деловых региональных периодических изданий, а также из бесед с представителями бизнеса выявлены и описаны общие проблемы функционирования предприятий промышленности: несовершенство налоговой системы и налогового механизма, непоследовательность действий органов власти, снижающая эффективность мер экономической политики, отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности, затрудняющая, с одной стороны, развитие предприятий.Каждая из перечисленных проблем повышения конкурентоспособности промышленных предприятий должна быть проанализирована и на основе проведенного исследования приведены рекомендации по формированию региональной промышленной политики, способствующей улучшению институциональной среды функционирования промышленных предприятий.
Изменение конкурентоспособности продукции обусловлено нормальной конкурентной средой. О процессе формирования ее свидетельствует высокий удельный вес промышленных организаций, руководители которых ощущают воздействие конкуренции со стороны отечественных и зарубежных предприятий.
Поэтому, конкурентоспособность товаров промышленных предприятий должна быть ориентирована на:
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- прогнозирование поведения и оценка возможностей конкурентов;
- оценка состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента;
- внедрение зарубежного опыта в различные сферы производства, при учете и сохранении национальных особенностей и самобытности.
Итак, в условиях глобализации достижение высокой конкурентоспособности товаров промышленной продукции возможно лишь когда:
- определены цели и задачи в области управления конкурентоспособностью промышленного предприятия;
- проанализированы ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия и разработана их классификация;
- предложена концептуальная модель анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятия;
- исследованы факторы конкурентоспособности;
- разработаны методические основы анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятия;
- предложен механизм управления сбытовыми затратами, направленный на оперативное обеспечение конкурентоспособности предприятий.
Так же, оценивая экспортный потенциал российских предприятий, необходимо иметь в виду, что еще не преодолен ряд условий, ограничивающих успешное продвижение российских товаров на внешние рынки. Прежде всего это недостаток специальных знаний и опыта в сфере экспорта у части российских предприятий, отсутствие координации в их действиях; со хранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, и в частности применение против них методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения российских компаний на перспективные рынки и ряд других.
Помимо этого, в целях повышения конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей необходимо: создание эффективного механизма перераспределения инвестиционных ресурсов в промышленном секторе в пользу предприятий обрабатывающих отраслей для технологического переоснащения производства и выпуска конкурентоспособной продукции; осуществление мероприятий по защите российского рынка от неорганизованного импорта и недобросовестной конкуренции.
Реализация подобных мер усилит позиции российских промышленных предприятий, как на внутреннем, так и внешнем рынке, будет способствовать росту производства конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.
Список литературы
1. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков. - М.: ТЕИС, 2004, 239 с.
2. Какимжанов З. Качество как фактор конкурентоспособности / З. Какимжанов, А. Аблекенова // Вестник. - 2008. - №12. - С.48-56.
3. Тимофеев М.И. Маркетинг / М.И. Тимофеев. - М.: РИОР, 2006. - 223 с.