Состояние и перспективы развитие территорий, в том числе и города, в большей степени зависят от того, насколько эффективно организована в нем система управления.
Система городского управления является одной из наиболее сложных систем, что обуславливается наличием большого числа связей и приближенностью к конечному потребителю результатов управленческой деятельности, а именно к населению.
В связи с этим, в настоящее время возникает потребность в формировании городской политики, определении приоритетных направлений развития и рычагов влияния на поведение людей и структур, вовлеченных в социально-экономические перемены, обеспеченных единой системой управления.
Сущность управления социально-экономическим развитием города в современных условиях состоит в управлении функционированием городской системы, позволяющей обеспечить жизнедеятельность города, а также в управлении развитием, направленным на систематическое улучшение таких социально -экономических показателей города как экономический рост и повышение уровня жизни населения.
В быстро меняющихся условиях экономических реформ проблемы управления социально -экономическим развитием городов постоянно усложняются. Чтобы эффективно их решать, а также реализовывать и расширять имеющийся научный, технологический потенциалы, нужна качественно более совершенная и гибкая система управления.
Анализ форм и средств управления местных органов власти показывает, что сложившиеся в настоящее время организационные структуры, не соответствуют новым требованиям, связанным с проведением рыночных реформ, а также появлением нетрадиционных форм хозяйствования и более совершенных социальных технологий[1]. В первую очередь это связано с особенностями управления социально -экономическим развитием городов, которые целесообразно разделить на две группы:
- общие, характерные для всех муниципальных образований;
- специфические, обусловленные типом муниципального образования.
К общим особенностям правомерно относить:
- неадекватность собственных финансовых ресурсов полномочиям местного самоуправления;
- выравнивание бюджетной обеспеченности, которое приводит к снижению роли администрации в формировании бюджета муниципального образования и реализации социально -экономической политики;
- нестабильная социально-экономическая ситуация во всех муниципальных образованиях, независимо от
размера бюджета.
Особенностями социально-экономического развития крупных городов являются:
- высокая концентрация производства и высококвалифицированных кадров;
- активная структурная перестройка экономики;- многоплановая разветвлённая инфраструктура;
- относительно низкие темпы снижения численности и интенсивная адаптация населения к новым условиям.
Для малых городов характерны другие особенности социально-экономического развития:
- градообразующая база представлена одним или несколькими предприятиями аналогичного профиля;
- материальная база социальной сферы и инженерные сети находятся в собственности градообразующего предприятия;
- кризисное состояние отраслей, которые составляют градообразующую основу малых городов[5].
Анализируя виды управления социально-экономическим развитием городом можно выделить несколько концепций (Табл.1).
Таблица 1 Сравнительный анализ концепций социально -экономического развития города[2]
|
Концепция |
Концептуальная рамка |
Цель |
Предмет |
Базовые инструменты |
|
Комплексного социально- экономического развития |
Город является фрагментом государственной машины и не может иметь своих отдельных целей и ресурсов |
Выполнение поставленных государством задач, которые могут быть осмыслены только в рамках комплексного развития государства |
Хозяйственный комплекс города, все системы его жизнеобеспечения |
Планирование внутригородских работ, распределение ресурсов для их выполнения и контроль за выполнением |
|
Пространственного развития |
Город является частью большой пространственно- распределенной системы и должен выполнять свою функцию в рамках пространственного разделения труда и транспортно- логистической инфраструктуры страны и региона |
Снижение транспортно- логистических издержек и повышение экономической эффективности города |
Пространственная инфраструктура города, включая жилищные, промышленные, рекреационные зоны и транспортно- инженерно- коммунальные магистрали |
Генеральный план застройки города, нормативно- правовые документы, по вопросам застройки и иного использования городских земель, социально- экономическое зонирование города, кадастр городских земель, Программы социально- экономического развития города |
|
Территориального стратегического планирования |
Снижение неопределенности «будущего города» в условиях высокой динамики социально- экономических процессов, адекватные ответы на внешние вызовы и внутренние проблемы города |
Разработка и реализация Стратегического плана города как инструмента устойчивого развития, позволяющего эффективно использовать внутренние ресурсы города и внешние «окна возможностей». |
Широкая публичная коммуникация с включением власти, бизнеса и населения по поводу перспектив развития города, формулирование стратегических целей, концентрация ресурсов и создание эффективной стратегии развития. |
Специально организованная коммуникация власти, бизнеса и жителей города; институты стратегического планирования инструменты реализации Стратегического плана |
|
«Хорошего управления» Международная программа HABITAT |
Продвижение демократии в демократических и в большей степени в недемократических |
Создание системы управления городом, основанной на принципах |
Отношения и взаимодействия населения и власти города для решения городских проблем |
Декларация норм «хорошего городского управления»; технологизация |
|
|
страна х; демократизация системы управления и городской жизни в целом. |
субсидиарности, партнерства, прозрачности и партисипации, позволяющее повысить эффективность городского управления. |
|
методов управления; создание международной системы измерения качества городского управления; широкое использование информационно- коммуникативных технологий – «Электронный город». |
Анализируя представленные концепции можно сделать вывод, что в связи с существующими социально - экономическими и культурными особенностями городов не может быть создана единая, универсальная модель управления. В связи с этим наиболее адаптивной в настоящее время является система управления, основанная на индикативном планировании.
Индикативное планирование представляет собой процесс разработки экономических приоритетов с целью оптимизации развития страны и ее субъектов на основе системы показателей, с учетом сложившейся социально - экономической ситуации. При этом эффективность данного механизма во многом определяется способностью учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, проис ходящих как внутри, так и вне социально-экономической системы.
Индикативное планирование представляет собой систему показателей социально -экономического, научно- технического, инвестиционного, экономического и внешнеэкономического характера, на которые должно выйти общество за определенный период времени.
Индикативное планирование предоставляет возможности для обеспечения устойчивого социально - экономического развития, поскольку упорядочивает государственные и частные стратегические и тактические планы на основе долгосрочного баланса внутренних интересов социума, бизнеса, власти и внешних ограничений социально-экономического развития территории в силу ее определенной социально -экономической роли[4].
Исходя из вышесказанного, можно определить, что индикативное планирование включает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой. Инструментами индикативного планирования являются косвенное экономическое регулирование, система госзакупок и система контрактов. Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макро- и микроэкономических уровнях.
Список литературы
1. Елисеев Е.А. О концепции социально-экономического развития миллионного города. Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/1998/ 02/ 06/
2. Ефимов В.С.Стратегическое управление городом. Курс лекций. – Красноярск: РИО СФУ,2007, 243 с.
3. Зерчанинова Т. Е. Социальная эффективность муниципального управления городом. // Вопросы управления. / №3, -2010
4. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. [Электронный ресурс] /- СПб: Знание, 2000. -С. 51-54.
5. Коркина Т.А., Улановский В.М. Особенности социально -экономического развития муниципальных образований на современном этапе. Доступ в Интернет: http://www.lib.csu.ru/vch/7/2005_01/008.pdf