На современном этапе развития мирового хозяйства оффшорные зоны приобретают глобальный характер и становятся составной частью национальных экономик не только развитых, но и развивающихся стран. Классические оффшоры в последние 20 лет стали играть огромную роль в движении мировых капиталов и иных активов. К настоящему времени оффшорами пользуется подавляющее большинство крупных компаний во всех странах мира. Так, из 100 компаний, входящих в индекс FTSE 100 (акции которых торгуются на Лондонской бирже и имеют наибольшую капитализацию), только две не имеют оффшорных дочерних компаний [1].
Влияние оффшор на мировую экономику различно (Табл.1).
Таблица 1 Положительные и отрицательные стороны влияние оффшор на глобальную экономику
|
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
|
1 |
2 |
|
активизацию трансграничных финансовых потоков и ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе, содействие развитию финансовых рынков, создание условий для диверсификации инвестиций, расширения доступа к кредитам и лучшей аллокации капитала |
недобросовестную налоговую конкуренцию, отнимающую доходы у оншорных стран |
|
побуждение к снижению общего налогового бремени и на этой основе стимулирование экономической активности в глобальной экономик |
создание элемента нестабильности в мировой экономике и финансах вследствие возможного накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов, прежде всего, спекулятивных |
Продолжение таблицы 1
|
1 |
2 |
|
снижение риска экспроприации и создание условий для защиты прав собственности, что, в свою очередь, может инициировать повышение экономического роста, прежде всего, в странах-донорах |
создание элемента нестабильности в мировой экономике и финансах вследствие возможного накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов |
|
содействие процветанию тех государств, где оффшоры расположены. Это способствует более гармоничному развитию мировой экономики в целом |
содействие оттоку капитала |
|
повышение конкурентоспособности компаний на национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития |
поддержку теневой экономики |
|
|
сокращение занятости в странах-донорах |
|
|
предоставление неоправданных конкурентных преимуществ отдельным компаниям |
|
|
неблагоприятное влияние на социальную ситуацию в странах-донорах, связанное с негативной оценкой ухода от налогов в общественном мнении |
Проанализировав Табл.1, можно сделать вывод о том, что одно и то же свойство оффшоров может трактоваться и как преимущество, и как недостаток в зависимости от конкретных, нередко противоположных, интересов частных инвесторов, национальных властей (прежде всего налоговых органов), международных организаций. К сожалению, в последние годы в мире, в частности и России, вывод капитала в оффшорные зоны принял чрезмерные масштабы и этим обострил именно отрицательные стороны использования налоговых гаваней.
Исследование двух некоммерческих групп показало, что 2/3 фирм из списка 500 крупнейших фирм Америки журнала Fortune основали дочерние компании в таких государствах с низкими налогами (оффшорами), как Бермудские остова, Ирландия, Люксембург и Нидерланды. Например, компания Apple держит за границей $181,1 млрд. Если бы активы находились в Америке, компании пришлось бы заплатить $59,2 млрд. налогов [1]. Из России за последние 20 лет выведено в оффшоры более $1 трлн. Половина средств, которые в 2013 году были выведены из России, это средства, выведенные в оффшоры. По оценкам экспертов, в 2013 году через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны [1].
Все страны мира поддерживают процесс деофшоризации, борьбы с оффшорами, потому что налоги должны уплачиваться там, где зарабатывается прибыль. Не должно быть так, что используются ресурсы страны, используются льготы, которые предоставляет государство при организации производства, используются трудовые ресурсы, а деньги не платятся, на которые граждане могли получать соответствующую отдачу в виде налогов и последующего их использования на повышение заработных плат, пенсий, денежного содержания военнослужащих, повышения обороноспособности или правоохранительной сферы. Борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода офшорными схемами – сегодня мировая тенденция. Эти темы широко обсуждаются в формате и «восьмёрки», и «двадцатки». На современном этапе происходит и серьезный разворот в государственной политике России по отношению к оффшорам.
Приоритетными в современной политике российского правительства, безусловно, являются запретительно- ограничительные меры. Так, Федеральная налоговая служба Российской Федерации планирует планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорными территориями.
Главная антиофшорная новация, которую предложило Министерство финансов Российской Федерации - рассмотрение дохода контролируемой иностранной компании (зарегистрированной в оффшоре «дочки» российской компании) как прибыли российской материнской компании и соответственно обложение ее налогом в России. Чтобы проследить связи российских компаний с оффшорами, было предложено обязать их перечислять в налоговых декларациях данные обо всех аффинированных иностранных фирмах с раскрытием доли владения. Тем самым Министерство финансов Российской Федерации имеет возможность признавать зарегистрированную в оффшорной зоне компанию налоговым резидентом Российской Федерации. В этом случае оффшорная компания доплачивает в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации.
Усилится борьба с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, которые широко используются для вывоза капитала в зарубежные оффшоры и уклонения от уплаты налогов. Частью этой политики является усиление контроля за трансфертными ценами.
Все эти изменения, несомненно, будут способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из России, а также легальным уходом от налогов через оффшоры. Однако реальные результаты от подобных новаций предсказать пока сложно. С одной стороны, капитал очень быстро находит противодействие всяким невыгодным для него новациям. С другой - насколько последовательны будут действия правительства и не сведется ли такая политика к выборочному применению новых законов. Те же законы о доступе иностранных компаний в некоторые секторы российской экономики готовятся почти три года, превратившись в настоящее поле битвы различных групп интересов.
Мировая практика показывает, что оффшорный капитал не исчезнет в обозримой перспективе. Он претерпит существенные изменения, становясь более прозрачным и предсказуемым. Но состояние налоговой конкуренции и инвестиционной привлекательности отдельных юрисдикции будет всегда определять потоки капитала в мировой экономике. Все это требует комплексного подхода к решению данных проблем. Важнейшими его направлениями должны стать совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения предпринимательства в России, альтернативных оффшорным.
Таким образом, для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
1) применение валютного контроля как предварительного, а не последующего вида контроля за вывозом капитала. Поскольку лучше предупредить незаконный вывоз капитала, нежели предлагать способы по его репатриации;
2) создание единой информационной базы для более тесного взаимодействия кредитных организации, таможенных органов и других заинтересованных структур. Это позволит предупреждать возможные нарушения таможенного и валютного законодательства, а также оперативно реагировать на появление незаконопослушных участников внешнеэкономической деятельности;
3) расширения сферы оказываемых услуг коммерческими банками. Большая роль в этом процессе отводится страховым компаниям. Так как основной причиной, по которой иностранные инвесторы опасаются вкладывать деньги, является отсутствие четких гарантий сохранности средств, следовательно, нужно совершенствовать законодательную базу о регулировании иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Вести. Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://www.vesti.ru/