Бюджет необходим государству для выполнения его политических, экономических и социальных задач. Бюджетная система РФ функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ [1] функционирование местного самоуправления гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов РФ. В бюджетной системе страны местные бюджеты самые многочисленные, они и составляют основу финансовых ресурсов муниципальных образований и бюджетной системы в целом.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов. Без должного финансирования не будет и развития местного самоуправления.
На сегодняшний день в связи с кризисными явлениями в экономике России, одной из острых проблем муниципальных образований является дефицит бюджета. Так, например, в Республике Бурятия в 2013 году из 23 муниципальных образований дефицит бюджета имели 10 (43,48%), а именно это: Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Кижингинский, Окинский, Северо-Байкальский, Тункинский, Хоринский районы. А в 2014 году данный показатель увеличился на 34,78% и составил 78,26% (18 районов), к вышеперечисленным районам прибавились Баргузинский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Курумканский, Кяхтинский, Муйский, Мухоршибирский, Прибайкальский, Селенгинский и Тарбагатайский районы, а Кижингинский, Северо-Байкальский и Хоринский районы выполнили свои бюджеты с профицитом [2], [3].
В 2014 году Закаменский, Кабанский и Селенгинский районы имели наибольший дефицит бюджета. Так, в Закаменском районе дефицит составил 245 843 955,77 руб., на 21,52% расходы превысили доходы. В Кабанском районе доходы были меньше расходов на 12,48%, дефицит составил 149 666 211,63 руб. И самый наибольший дефицит имел Селенгинский район - 266 990 978,59 руб., расходы превысили доходы на 33,15%. Таким образом, финансовое состояние местных бюджетов Бурятии остается крайне сложным. Муниципальные образования не способны в полной мере отвечать по своим обязательствам, не имея достаточного количества гарантированно закрепленных финансовых ресурсов. Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования по формированию доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
После принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ наряду с ростом доходов консолидированного бюджета России заметно возросли и общие доходы бюджетов местных органов самоуправления. Как отметил В.В. Путин на заседании совета при Президенте по развитию местного самоуправления, основная часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных проектов и федеральных программ [4]. Именно за счет реализации этих программ органы местного самоуправления смогли решить ряд проблем в таких сферах как, здравоохранение, образование, жилищное строительство, дорожное хозяйство, капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство. Так, например, в муниципальном образовании «Город Гусиноозерск» была отремонтирована часть дорог, в данный момент строится новое жилье для сирот. Однако в связи с этим, проблемой практически всех муниципальных образований является высокая финансовая помощь от вышестоящих органов власти, которая составляет более 70% в бюджетах муниципальных образований Бурятии (Табл.1), что значительно снижает их самостоятельность.
Таблица 1 Структура доходов бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2014 год
|
Муниципальные образования |
Доходы, руб. |
Доля налоговых и неналоговых доходов,% |
Доля безвозмездных поступлений,% |
|
Баргузинский район |
592 507 272,05 |
10,83 |
89,17 |
|
Баунтовский район |
371 322 638,87 |
13,82 |
86,18 |
|
Бичурский район |
444 670 091,67 |
9,32 |
90,68 |
|
Джидинский район |
658 134 699,80 |
21,39 |
78,61 |
|
Еравнинский район |
451 538 977,30 |
27,18 |
72,82 |
|
Заиграевский район |
834 446 630,14 |
31,46 |
68,54 |
|
Закаменский район |
1 142 322 961,51 |
5,14 |
94,86 |
|
Иволгинский район |
744 657 952,92 |
7,10 |
92,90 |
|
Кабанский район |
1 198 941 175,36 |
18,67 |
81,33 |
|
Кижингинский район |
370 776 178,30 |
7,78 |
92,22 |
|
Курумканский район |
411 850 597,05 |
8,26 |
91,74 |
|
Кяхтинский район |
631 706 516,91 |
43,08 |
56,92 |
|
Муйский район |
468 547 104,87 |
43,10 |
56,90 |
|
Мухоршибирский район |
548 015 839,22 |
32,22 |
67,78 |
|
Окинский район |
235 272 453,24 |
51,58 |
48,42 |
|
Прибайкальский район |
517 406 816,56 |
13,76 |
86,24 |
|
Северо-Байкальский район |
911 546 700,75 |
7,37 |
92,63 |
|
Селенгинский район |
805 433 757,95 |
17,29 |
82,71 |
|
Тарбагатайский район |
283 632 582,67 |
30,90 |
69,10 |
|
Тункинский район |
801 732 513,57 |
16,84 |
83,16 |
|
Хоринский район |
429 670 442,39 |
21,11 |
78,89 |
|
г.Северобайкальск |
1 237 155 929,25 |
19,70 |
80,30 |
|
г.Улан-Удэ |
6 462 070 159,94 |
51,63 |
48,37 |
По данным Табл.1 можно сделать вывод о том, что все районы зависят от безвозмездных перечислений. Так, в 2014 году в Бичурском, Закаменском, Иволгинском, Кижингинском, Курумканском и Северо-Байкальском районах безвозмездные поступления в бюджет составляли более 90%. Все меньшую долю в структуре доходов местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми органы местного самоуправления могут в полной мере распоряжаться самостоятельно, важное место стали занимать дотации, субсидии и субвенции.
Таким образом, для того чтобы органы местного самоуправления стали более самостоятельными, а соответственно и независимыми, необходимо увеличивать долю собственных доходов местных бюджетов. При распределении налогов приоритет должен отдаваться местным бюджетам. Только в этом случае у органов местного самоуправления появятся дополнительные экономические стимулы и реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы. Справедливое распределение налоговых доходов является важнейшим условием обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов.
На сегодняшний день норматив отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местные бюджеты составляет от 5% до 15%. Поскольку налог на доходы физических лиц занимает наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов муниципалитетов, то одним из эффективных способов увеличения собственной доходной базы бюджетов органов местного самоуправления может быть увеличение процента отчисления этого налога в местные бюджеты. Например, Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) предлагает увеличить норматив отчисления налога на доходы физических лиц до 50%, что могло бы существенно улучшить финансовое состояние муниципальных образований. Изменение данного норматива в разы увеличили бы доходную часть местных бюджетов Республики. Но в связи с сегодняшней экономической ситуацией возможность реализации данного предложения крайне сомнительна.
Еще одним повышающим источником доходов может послужить введение прогрессивной шкалы налогообложения. Так, например, в Китае 7-ступенчатая шкала налогообложения. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц там составляет 3%, а максимальная 45%. В РФ последние 2 законопроекта о прогрессивной ставке налогообложения поступили в марте 2015 года, но приняты так и не были.
Как отметил министр финансов А.Г. Силуанов на заседании Правительства РФ от 1 ноября 2012 года, с 1 января 2016 года планируется увеличить нормативы отчислений доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%. По предварительным прогнозам данная мера позволит увеличить доходы местных бюджетов на 3,1 млрд. руб. ежегодно. Что касается Бурятии, отчисления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований то в 2014 году поступили в размере 33 962 734,28 руб., а с учетом увеличения отчислений до 55%, то сумма поступлений увеличилась бы на 12 736 025,36 руб. и составили бы 46 698 759,64 руб., а от акциза на нефтепродукты принесло в местные бюджеты около 42 млрд. руб. в год. Эти изменения значительно подкрепили бы финансовую базу муниципальных образований.
Проблемы местных бюджетов появились не сегодня и касаются большинства муниципальных образований. Органы местного самоуправления лишены возможности эффективно решать вопросы местного значения из-за несоответствия объема доходных источников объему возложенных на них полномочий. Необходимо обеспечить экономический рост местных бюджетов. Все мероприятия должны сопровождаться законодательным закреплением прав, полномочий и обязанностей органов местного самоуправления, чтобы они могли в перспективе самостоятельно решать вопросы местного значения, освобождая органы государственной власти от значительного бремени проблем.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ
2. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2014 год
3. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2013 год