Доля затрат на электроэнергию составляет значимую часть себестоимости продукции и услуг, производимой отечественными предприятиями. Неоптимальное потребление энергоносителей - одна из причин снижения конкурентоспособности производителей. Для уменьшения издержек на производство, предприятия реализуют проекты по созданию собственной генерации тепла и электроэнергии.
Безусловно, будущее российской энергетики за большой генерацией, однако в целом ряде случаев применение малых обособленных генерирующих мощностей экономически более эффективно, чем организация энергоснабжения от крупных источников.
Наиболее привлекательной малая генерация становится для удаленных от промышленных центров предприятий с жилой инфраструктурой.
В настоящее время, в средней полосе России, чаще всего для малой генерации используются газопоршневые установки (ГПУ) с утилизацией тепла уходящих газов на подогрев сетевой воды (при графиках теплосети до 95° С).
В статье формулируются условия эффективного использования ветроэнергетических установок (ВЭУ) вместо ГПУ с учетом влияния государственной поддержки.
Рассчитаем окупаемость ветроэнергетической установки и сравним с традиционной ТЭЦ.
Для расчетов используем данные, сданной в эксплуатацию 1 мая 2014 года мини ТЭЦ, мощностью 17200 КВт (4 блока TCG 2032V16, по 4300 КВт каждый, производства MWM, Германия), в поселке Первомайский, Коркинского района, Челябинской области. ВЭУ мегаваттного класса в области нет, поэтому данные берем из заводской документации ВЭУ 17500 КВт (7 блоков Nordex N90 мощностью 2500 КВт каждый, производства Nordex Energy GmbH, Германия, Гамбург). В Табл.1 представлены ключевые, необходимые для расчетов данные.
Таблица 1 Исходные данные
|
Тип станции |
ГПУ |
ВЭУ |
|
Название |
2032V16 4х4300 КВт |
Nordex N90 7х2500 КВт |
|
Мощность, МВт |
17.20 |
17.50 |
|
Кап. вложения в строительство, млн. руб. |
1127,5 |
962,5 |
|
Издержки на ТО, запчасти, персонал, млн. руб. |
16,05 |
6 |
|
Потребление топлива в год (8000 часов), м3 |
35886080* |
0 |
|
Цена топлива, руб./м3 |
3400 |
0 |
|
Годовые затраты на топливо, млн. руб. |
122,01 |
0 |
|
Годовая выработка энергии, ГВт*ч |
112 * |
32,375** |
|
цена электроэнергии, руб./кВт*ч |
2,50 |
2,50 |
|
Средства от продажи энергии, млн. руб. |
280 |
80,937 |
|
Дисконтирование, % |
10 |
10 |
* при среднегодовой загрузке ГПУ 80% (14 МВт) и работе 8000 часов в год
**при средней годовой скорости ветра 6 м\с, работе 8000 часов в год и 85 % реализацией электроэнергии [8].
Для ВЭУ расчетный период возьмем 16 лет, т.к. общепринятый период окупаемости таких объектов в Европе 14-15 лет [2]. Для ГПУ достаточно и 10 лет, т.к. даже без учета продажи тепла и не полной загруженности, заявленный срок окупаемости составляет 6-7 лет. Результаты расчета в Табл.4.
Проект ВЭУ, согласно расчетам, через 16 лет остается убыточным (Рисунок 2).
Проект ГПУ, окупится за 7 лет (Рисунок 1), принесет 300 миллионов прибыли, приведенной к текущему времени и будет безубыточным даже при ставке дисконтирования в 18 %.
На Рисунках 1 и 2 представлена зависимость накопленных затрат С (cost) и накопленных доходов B (benefit) от срока жизни проектов в годах [1].
Основные меры поддержки ВИЭ, прописанные в законе [3] и иных нормативно-правовых актах РФ [4, 5,
6]:
· обязательное возмещение (покупка) сетевыми компаниями потерь электрической энергии в сетях, в
первую очередь, за счет энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах на основе ВИЭ;
· предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов на основе ВИЭ мощностью до 25 МВт и признанных квалифицированными объектами;
· установление надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка, для электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ (утвержденной методом расчета цен на розничном рынке);
· освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, сроком на пять лет;
· предоставление льготного кредита организациям, осуществляющим инвестиции в сооружение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;
· включение ВИЭ в систему рыночного регулирования тарифов;
· возможность включения ВИЭ в договоры поставки мощностей.
· осуществление другой поддержки использования ВИЭ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
Скорректируем начальные данные для расчета ВЭУ, с учетом господдержки:
1. При локализации производства комплектующих ВЭУ, могут быть изготовлены тихоходные установки с большей высотой башни. Получим увеличение выработки энергии на 20%.
2. Локализация производства компонентов ВЭУ обеспечит снижение капитальных затрат на 10 %.
3. Включения в систему рыночного регулирования с наивысшим приоритетом обеспечит увеличение тарифа на 20 %.
4. За счет высшего приоритета покупки энергии ВИЭ, получим увеличение до 100% реализации вырабатываемой электроэнергии.
5. За счет государственных субсидий и льготных кредитов, получим уменьшение на 10 % капитальных затрат.
Рассчитаем основные параметры проекта с учетом этих корректировок.
Таблица 3 Скорректированные начальные данные
|
Тип станции |
ВЭУ |
|
Название |
ВЭУ-2500* 7х2500 КВт |
|
Мощность, МВт |
17.50 |
|
Капитальные вложения в строительство, млн. руб. |
770 |
|
Издержки на ТО, запчасти, персонал, млн. руб. |
6 |
|
Годовая выработка энергии, ГВт*ч |
44,677 |
|
цена электроэнергии, руб./кВт*ч |
3,00 |
|
Средства от продажи энергии, млн. руб. |
134,032 |
|
Дисконтирование, % |
10 |
*Применяем импортные ВЭУ адаптированные под малые среднегодовые скорости ветра или отечественные под условным названием ВЭУ-2500.
Таблица 4 NPV,PI, B\Cratio, IRR для ГПУ, ВЭУ и ВЭУ с гос. поддержкой.
|
|
ГПУ |
ВЭУ |
ВЭУ с Гос.поддерж. |
|
NPV, руб. |
300 904 230 |
-381 652 442 |
135 734 242 |
|
PI |
1,30 |
0,44 |
1,20 |
|
B\Cratio |
1,27 |
0,57 |
1,18 |
|
IRR, % |
18 |
2 |
14 |
С учетом корректировки начальных данных (Табл.3), получаем, что ВЭУ с государственной поддержкой (Табл.4) является безубыточным проектом с периодом окупаемости окло 11 лет (Рисунок 3).
Таким образом, в настоящее время, при текущих ценах на электрическую энергию и топливо, ВЭУ не могут конкурировать с традиционными источниками энергии. Однако меры государственной поддержки позволяют обеспечить рентабельность ВЭУ и в дальнейшем способствовать повышению конкурентоспособности таких проектов.
Список литературы
1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 528 с.
2. Соломин Е.В. Экономические аспекты внедрения ветроэнергетических установок / Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2010. – Вып.14, 20(196). С.32-36.
3. Федеральный закон №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»
4. Постановление правительства РФ №426 от 03.06.2008 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»
5. Распоряжение правительства РФ№1-р от 08.01.2009 «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года»
6. Постановление Правительства РФ №321 от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», приложение N 1, подпрограмма 6«Развитие использования возобновляемых источников энергии»
7. В.Г. Николаев. Оценка ветроэнергетического потенциала России. “Энергетик”, № 9, 2011
8. Nordex-online.com сайт корпорации Nordex Energy GmbH