Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОРТ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

В современных международных отношениях роль спортивных связей значительно возросла. Это обусловлено увеличением числа спортивных международных соревнований и заинтересованностью политическими силами в их информационном и социальном потенциале. Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу неизменно концентрируют вокруг себя внимание большинства людей в мире. К тому же соревнования подобного масштаба сами по себе подразумевают межгосударственные контакты, поскольку являются интернациональными. Помимо точек соприкосновения в рамках спортивных федераций, спортивных комитетов и даже спортсменов различных стран активизируются и политические взаимодействия. Именно в этой плоскости спорт становится нечто большим, нежели чем просто соревнования атлетов. Международные спортивные соревнования становятся весомым подспорьем для действий политиков. В этой связи спорт и спортивные мероприятия в частности являются некой платформой для взаимодействия различных политических акторов и экономических   субъектов.   Исходя   из   данного   положения,   можно   выделить   ряд   так   называемых «взаимодействий» политических и общественных субъектов в рамках спортивной среды, а так же представить анализ проявление политического компонента в современной спортивной системе на межгосударственном уровне.

Свое распространение спортивное движение получило во всех странах мира. Каждое государство земного шара, так или иначе, участвует в международных спортивных соревнованиях. Миллионы людей вовлечены в этот процесс. Спортсмены и болельщики, организаторы соревнований, спортивные функционеры и журналисты, чиновники государственных ведомств и простые граждане – все без исключения испытывают на себе влияние крупных спортивных мероприятий или имеют касательное отношение к нему. В этой связи, на международном поприще спорт, как значимое мировое явление может выполнять ряд политических задач.

Во-первых, крупное спортивное событие и спортивное сотрудничество в целом актуализирует взаимодействие между государствами. В документе «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» определяет спортивные связи как важное средство укрепления взаимопонимания, выражения доброй воли и развития контактов между людьми. Так же они «должны рассматриваться в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий на международной арене, ибо они способны внести существенный вклад в укрепление межкультурного диалога, содействовать росту международного престижа России» [5].

Российский спорт как часть самобытной культуры российского народа имеет весомое значение для налаживания межгосударственных связей. Проведение общемировых спортивных мероприятий актуализирует международное спортивное взаимодействие и, как следствие, политические связи. Взаимоотношение осуществляется посредством межправительственных договоров о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта. Безусловно, существует и обратная зависимость, когда политическая солидарность и экономические договоренности между странами активизируют сотрудничество в спортивной сфере. Примером могут служить меморандумы о взаимопонимании в области спорта и физической культуры, которые обозначают спорт как фактор интеграционных процессов между государствами. В рамках двухстороннего или много стороннего сотрудничества реализовываются программы развития физической культуры и спорта на взаимовыгодных условиях сторон. В частности, осуществляется обмен тренерами, специалистами и экспертами, документацией, методическими материалами в сфере спорта; участие в совместных спортивных мероприятиях, сборах, симпозиумах; сотрудничество в области формирования и подготовки профессиональных кадров [3]. Работа ведется на различных уровнях: военных союзов, министерств; экономических, политических союзов; отдельных правительственных и частных организаций [2].

Во-вторых, в рамках международного сотрудничества спорт, имея весомый гуманитарный потенциал, выступает в качестве эффективного инструмента борьбы со значимыми социальными проблемами общества. Влияние расизма и дискриминаций в обществе усугубляется объективными мировыми процессами и субъективными политическими интересами. Спорт не стоит в стороне от данных тенденций. Крупные спортивные соревнования и спортивная сфера в целом становятся объектом политического влияния различных радикальных элементов часто правого толка, что в свою очередь активизирует ответную политическую реакцию. Международные спортивные организации, консолидируя материальный и информационный ресурс, предпринимают шаги для искоренения насилия и нетерпимости в мире и спорте в частности. Примером служат многочисленные программы по противодействию расизма, такие как «Say no to Racism» в футболе под эгидой ФИФА и УЕФА, программа Pro Safe Sport for Young Athletes (PSS) в рамках EPAS и т.д. Механизм действия предполагает активную пропаганду толерантности по отношению к людям, независимо от этнической или национальной принадлежности. Активным инструментом являются знаменитые спортсмены, спортивные функционеры, выступающие в роли агитаторов, крупные спортивные мероприятия, неизменно стоящие в центре внимания людей.

В – третьих, спорт и спортивные мероприятия выступают индикатором и в тоже время инструментом выхода страны из политической изоляции. В частности, принятие сборной страны к участию в Олимпийских играх или Чемпионате мира по футболу интерпретируется как обретение страной политической субъектность. Поскольку государство – участник выступает под собственным флагом, гимном, ведет общекомандный зачет как политический актор. Так, на 127 сессии МОК полноправным членом данной международной организации стал национальный олимпийский комитет Косово [4]. По заявлению официальных представителей международного олимпийского комитета «НОК Косова выполнил все условия, необходимые для признания организации. К таковым относятся спортивные и технические требования, а также соответствие определению страны как «независимого государства, признанного международным сообществом» [1]. Это произошло, не смотря на то, что Косово признали только 108 из 193 государств-членов ООН, т.е. считается частично признанным. Тем ни менее, спортсмены республики выступают на международных спортивных соревнованиях под государственным флагом, при исполнении собственного гимна, ведут борьбу за командный зачет как политический и международный актор. Спортсмены Косово получат шанс выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016 году. Следует отметить, что Россия не признает Косово, как суверенный субъект.

Возможность участия спортивной сборной страны на крупном спортивном соревновании является фактором международного признания государства. Неизбежно в обществе актуализируется его субъектность, он начинает быть воспринимаемым в качестве политического актора. Из этого следует, что приведенный механизм стоит воспринимать как политическую технологию.

В – четвертых, проведение крупного, международного спортивного мероприятия может выступать как индикатор политического статуса государства, его проводящего. Таким образом, спорт становится неким инструментом создания политического имиджа. Примером служит проведение в России зимних Олимпийских игр в Сочи. Для России проведения крупных соревнований подобного толка является наиболее актуальным. Поскольку активные действия западных средств пропаганды во время «холодной войны» по дискредитации российского общества, привели к не соответствующему действительности представлению о нем и, как следствие, ложному восприятию. Эффект от данных воздействий и в современности имеет место в западном общественном мнении. Поэтому проведение столь крупного спортивного форума является значимым инструментом, методом презентации Российской Федерации и складывания вокруг нее позитивного политического имиджа, что неизменно способствует достижению поставленных внешнеполитических целей и задач. Разработка имиджевой политики и ее поддержание является ключевой задачей во внешнеполитической деятельности государства. Именно спорт и спортивные мероприятия являются значимым инструментом в этом деле.

Данная статья приводит ключевые аспекты проявления политического компонента в спорте на международном уровне. Увеличение политической заинтересованности в колоссальных ресурсах спортивной среды обусловлены эффективностью их применения в политтехнологиях, в том числе и на международном уровне. Регулярность использования спортивной сферы для политических выгод ставит данную проблематику в ряд актуальных к изучению.

 

Список литературы

1.      IOC grants provisional recognition to Kosovo Olympic Committee [Электронный ресурс] // Olimpic.org [Офиц. сайт] 22.10.2014 г. URL:http://www.olympic.org/news/ioc-grants-provisional-recognition-to-kosovo- olympic-committee/239827 (дата обращения: 04.02.2015).

2.      К примеру, Расширенное Частичное сотрудничество в сфере спорта (EPAS) в рамках культурной конвенции Совета Европы или постоянно проводимые мероприятия в рамках СНГ.

3.      Меморандум о взаимопонимании в области спорта между министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерством народной власти по спорту Боливарианской Республики Венесуэла от 02.04.2010 г. [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт] URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/international/6/1861/ (дата обращения: 21.07.2015).

4.      Национальный олимпийский комитет Косово стал полноправным членом МОК [Электронный ресурс] // Lenta.ru [Офиц. сайт] 09.12.2014 г. URL: http://lenta.ru/news/2014/12/09/nokkosovo/ (дата обращения: 09.02.2015).

5.      Основные  направления  политики  Российской  Федерации  в  сфере  международного  культурно-

гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Офиц. сайт] URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns- osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument        (дата обращения: 21.07.2015)