Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Идея бессмертия несет в человеческом родовом существовании полифункциональную нагрузку. Как было показано нами ранее (см.: 4, 5), она служит основой мировоззрения индивидуальной личности и культурной системы в целом. Функции этой идеи во многом сходны с социальными функциями религии. Это вполне закономерно, так как сама религия, в каких бы формах она ни представала в истории человечества, в решающей степени связана с проблемой смерти и бессмертия. Общей для религии и для идеи бессмертия является функция компенсаторная (см.: 3). Суть ее заключается в том, чтобы давать человеку утешение, психологическую поддержку. В решающей мере именно посредством идеи бессмертия религия регулировала и регулирует поведение верующих. Компенсаторная функция проявляется в различных формах в зависимости от субъективных особенностей индивида – психологических и мировоззренческих. Данная функция может осуществляться эффективно лишь в том случае, если ее форма полностью адекватна внутреннему миру личности. Только при этом условии индивид может искренне верить в идею бессмертия, а не просто осознавать ее как некий элемент культуры.

Противоположностью данной функции в определенном отношении можно считать функцию репрессивную или дисциплинарную. Суть ее состоит в обеспечении социально одобряемого поведения, определенных моральных рамок для индивида. В обеспечении этой функции идея бессмертия также играет важную роль. Разные религиозные системы предлагают различные модели или формы посмертного наказания за нарушение социальных норм и правил поведения, но такие модели существуют во всех исторических формах религиозного сознания. Не трудно увидеть, что в совокупности компенсаторная и репрессивная функции представляют собой диалектическое противоречие. Принцип поощрения и наказания можно назвать универсальным принципом социального управления. Он выступает в качестве источника развития индивида и общественного целого, хотя конкретные формы его реализации часто бывают неадекватными этим позитивным целям.

Тесно связаны между собой также две следующие функции идеи бессмертия - мобилизующая и смыслообразующая. Они тоже могут осуществляться как в контексте религиозного мировоззрения, так и вне его. Поскольку данная идея выступает интегрирующим началом для всей системы ценностей индивидуального или коллективного субъекта, она в решающей мере придает смысл человеческому существованию. Религиозные воззрения придают силы искренне и глубоко верующим людям вне зависимости от конкретной формы религиозного сознания. Однако, как показывает история религии, социальное и моральное значение подобного рода веры весьма амбивалентно. Мобилизующая роль идеи бессмертия может выражаться как в альтруистическом поведении, так и в изуверских акциях. В рамках атеистического мировоззрения идея бессмертия вдохновляет людей на научный поиск, заставляет прилагать усилия по пропаганде имморталистской парадигмы миропонимания. Примером такого рода активности может служить деятельность страстных пропагандистов идеи бессмертия И.В. Вишева, Р. Эттингера, а также активистов и энтузиастов современного движения трансгуманизма (см.:1,2,6,7 ).

Чрезвычайно важна для развития культуры функция консолидирующая, которую идея бессмертия реализовала в истории далеко не в полную силу. В дальнейшем, по нашему убеждению, данная функция может и должна наиболее полно проявиться и стать идеологической основой мировоззрения антропокосмизма.

Наконец очевидны и весьма важны прогностическая и проективная функции идеи бессмертия. Они все с большей полнотой обнаруживают себя именно в эпоху, когда наибольший авторитет в обществе приобретает наука. Прогностическая функция реализуется посредством построения идеальных моделей существования человека и общества при достижении ими бессмертия. Попутно с осмыслением самой идеи писатели, фантасты, ученые и философы выходят на другие, более частные, но не менее важные проблемы, касающиеся перспектив человека и социума, науки и практики, морали и религии. Креативный, эвристический потенциал идеи человеческого бессмертия как практической задачи в полной мере проявляется в прогнозировании как неизбежном следствии этой идеи. Как только мы провозглашаем принципиальную возможность достижения реального бессмертия, перед нами с необходимостью встает целый спектр проблем, которые мы должны осмысливать и решать в будущем.

Как видим, идея человеческого бессмертия выполняет (в некоторые эпохи актуально, а в иные лишь потенциально) следующие функции:

1.Функция компенсаторная. В какой бы мировоззренческой парадигме – религиозной, научной - ни существовал субъект, мысль о возможности собственного бессмертия и бессмертия значимых для него людей он психологически воспринимает как повод для надежды и утешения.

2.    Функция дисциплинарная (репрессивная). Данная функция осуществляется преимущественно в рамках религиозного сознания. Она подкрепляет и усиливает идею наказания, воздаяния за неправедные дела и помыслы со стороны сверхъестественных сил.

3.       Функция мобилизующая. Усилия субъекта в любой сфере его деятельности, трудности и лишения, выпадающие на его долю, переносятся легче, если человек видит перед собой столь грандиозную цель.

4.     Функция смыслообразующая. Достижение бессмертия становится верховной ценностью субъекта. В соответствии с ней формируется и вся иерархия ценностей индивида.

5.    Функция консолидирующая. Идеал бессмертия может стать интернациональной, универсальной идеей, поскольку перед лицом смерти люди равны.

6.      Функция прогностическая. Решая столь масштабную «сверхзадачу», попутно люди выходят на проблемы более частные, но также весьма масштабные и существенные для самопознания родового и индивидуального человека.

7.    Функция проективная. Идея бессмертия дает простор воображению и позволяет строить самые смелые научные предположения, пробуждая, тем самым, творческое начало в коллективном или индивидуальном субъекте познания.

Следует подчеркнуть,  что амбивалентный в моральном отношении характер идея человеческого бессмертия носит во всех своих названных функциях. Поэтому все последствия данной идеи для культуры и человеческой истории зависят от морального облика ее носителей.

 

Список литературы

1.      Вишев И.В. Гомо Имморталис – Человек Бессмертный. Челябинск: Издательство ЮурГУ. 1999. – 149

2.      Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М. : МЗ-Пресс. 2002. – 324 с.

3.      Ерофеева К.Л. Традиции и новации в религиозном сознании информационной эпохи.// Сборник научных трудов «Антикризисный потенциал традиции и проблемы имяславия». Иваново-Шуя. 2009. С. 449-458.

4.      Ширяева  Е.В.  САМОТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ   ЧЕЛОВЕКА    КАК   ОСНОВА   СТРЕМЛЕНИЯ   К   БЕССМЕРТИЮ   // ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ. ВЫП.5, 2014. С. 335-339.

5.      Ширяева Е.В. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ИДЕИ БЕССМЕРТИЯ //ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ (ЕСУ) № 7 , 2014 ЧАСТЬ 6, С. 151-154.

6.      Эттингер Р. Перспективы бессмертия. М.: Научный мир. 2003.

7.      http://www.2045.ru/transhumanism