Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О КУЛЬТАХ XI КЛАВДИЕВА ЛЕГИОНА I-III ВВ.

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Легион XI Клавдиев был одним из позднереспубликанских легионов и происходил либо из легионов Цезаря, либо был создан Октавианом из ветеранов Цезаря в период борьбы с Антонием. Во всяком случае, уже в 41-40 гг. до н. э. легион под номером XI входил в состав армии Октавиана, осаждавшей г.Перузию. Позднее легион отличился храбростью в битве у мыса Акций. В качестве знаменного знака легион имел изображение волчицы с близнецами. По военной реформе Августа легион вошел в состав гарнизона Далмации и до конца Гражданской войны (69-70 гг.) располагался в Буруне. Здесь в 42 году н. э. он получил почетное наименование Claudia pia fidelis. В Гражданской войне легион поддержал Веспасиана, отличился в сражении под Кремоной, участвовал в усмирении восставших легионов Галлии и Германии. После воцарения Веспасиана легион был придан верхнерейнской армии и поставлен в лагерь при Виндониссе, где оставался до начала Дакийских войн Траяна. Отсюда легион в 83 году принял участие в походе Веспасиана на правобережье Рейна против хаттов. В 101 году император Траян перевел легион в Паннонию, а в начале второй Дакийской войны в Нижнюю Мезию в лагерь близ Дуростора. В Дуросторе штаб-квартира легиона находилась до составления Notitia dignitatum. В 114 году вексилляции легиона приняли участие в парфянском походе Траяна, в 132-135 гг. – в Иудейской войне Адриана, затем – в Мавританской экспедиции Антонина Пия. В Гражданских войнах 193-197 гг. вексилляции XI Клавдиева легиона сражались на стороне Септимия Севера. В 296 году отдельные отряды легиона приняли участие в Египетской экспедиции Диоклетиана.

Несмотря на такую длительную и бурную историю легион оставил после себя очень небольшое количество памятников или это дело будущих открытий археологов.

Прежде всего, обнаружены посвящения высшим богам Рима за здравие и благополучие императоров.

В честь Антония Пия и его цезаря Аврелия Вера (будущего императора Марка Аврелия) от ветеранов V Македонского и XI Клавдиева, ветеранов и граждан римских села Квинтион.

За здравие и согласие императоров поставил стелу Анний Сатурнин, центурион XI Клавдиева легиона,

Тиберию Цезарю Августу сыну божественного Августа императору, великому понтифику, облаченному властью народного трибуна 20 раз, консула трижды, легион VII, легион XI. Публий Корнелий Доллабелл, легат, пропретор [по заказу исполнил] [ILS 2280].

Военный трибун легиона XI Клавдиева Луций Лабий из трибы Колина [ILS 1141] входил в коллегию августалов императора Адриана.

Гражданами Рима и союзниками, проживавшими в канабе XI Клавдиева легиона, выстроен храм и воздвигнута статуя Юпитеру за здравие императора Тита Элия Адриана Пия

В Тропеум Трояна Непобедимому богу Митре за здравие императора поставил памятник Анний Сатурнин, центурион XI Клавдиева легиона[CIL III 7483]. Посвящение датируется временем единоличного правления Марка Аврелия (169-180 гг.):

Широкая популярность культа императоров среди гражданского населения и воинов, определялась официальным характером этого аспекта религиозной жизни империи. Воздаяние почестей живым и умершим императорам служило актом проявления лояльности населения в отношении к правящей династии и Римской империи в целом.

Надпись из Виндониссы, датируемая 100 годом, указывает на почитание гения XI Клавдиева легиона накануне передислокации его в Нижнюю Мезию [Speidel M.P., Dimitrova-Milĉeva A. P. 1542-1555].

В Алме, расположенном неподалеку от Монтаны, поставлен помощником центуриона XI Клавдиева легиона алтарь в честь Дианы и Аполлона.[CIL III 12371b]

Ко второму веку относятся посвящения Сильвану от центуриона XI Клавдиева легиона Элия Севера и мраморный жертвенник, воздвигнутый Асклепию и Гигиейе Публием Элием Фронтом, центурионом этого же легиона.

Асклепию также от центуриона XI Клавдиева Рубирия Элия воздвигнут жертвенник в святилище Дианы и Аполлона при Монтане.

И, наконец, Марк Фабий Валериан из трибы Квирина, трибун легиона XI Клавдиева, был Луперком [ILS 1138, 4951].

Остальные памятники посвящены фракийским божествам в период пребывания легиона в Нижней Мѐзии. Мраморная плита с рельефом фракийского всадника из села Черника с посвящением Аполлону

Гикисенскому, воздвигнутая Атилом Валентом, воином VII или XI Клавдиева легиона [IGBulg. III(1) 1466].

На плите с рельефом всадника из Старой Загоры (ант. Августа Траяна), поставленной воином XI Клавдиева легиона Аврелием Валентом, посвятительная формула выглядит так: Θεο έπηκοώ μεγϊστω Αύλαρχήνω. В надписи на подобной же плите, найденной в окрестностях г.Карнобат, поставленной Аврелием Муцианом, воином- фракийцем, представлена та же формула, но без эпитета «великий»: Θεο έπηκοώ Αύλαρχήνω. [ IGBulg. III (2) 1597, 1838].

В надписи на жертвеннике, который поставил богу-всаднику центурион XI Клавдиева легиона Аврелий Матур, Герой-всадник имеет эпитет «Сургетский». Пожалуй это единственный дедикант, занимавший такую высокую должность в войсках. В то же время его имя дает основание считать центуриона фракийцем.

И, наконец, билингва ветерана Клавдиева легиона, обнаруженная близ Филлипополя во Фракии. Дедикант Гай Муниций Лэт в 76 году н. э. поставил жертвенник. По мнению издателей памятника, имя божества (Медюдзис) – фракийского происхождения. Однако в качестве родины ветерана указана Антиохия, сирийский город, расположенный на реке Оронт у подножья горы Дафна.  Жертвенник обнаружен в святилище этого божества. Значение и функции божества не известны. Следует обратить внимание на то, что дедикант, видимо, не смог найти латинского эквивалента имени божества, поэтому в латинском тексте надписи имя бога дано в традиционной для фракийцев греческой транскрипции.

Таким образом, проникновение фракийских культов в среду воинов, несших службу в частях нижнедунайского лимеса, обусловливалось двумя факторами. С одной стороны, присутствием воинов-фракийцев в этих частях и, с другой стороны, обращением воинов нефракийского происхождения к пользовавшимся особым почтением в местах их службы фракийским божествам.

Однако, не смотря на тесную связь религиозной ситуации в армии с религиозной ситуацией в империи и провинциях, в религии воинов сохранялись и определенные особенности, определяемые особенностями их жизни и деятельности. Из всего многообразия функций богов греко-римского пантеона (природных, хозяйственных, семейных, военных, государственных и т. д.) воины отдавали предпочтение богам, обладавшим воительными и государственными функциями. Культы богов-покровителей хозяйственной деятельности, покровители городов и сел, семейные божества не обладали большим влиянием на воинов действительной службы.

 

Список литературы

1.      Corpus Inscriptionum Latinarum. Berolini. – CIL

2.      Dessau H. Inscriptiones latine selecte. Berolini. - ILS (= Dessau)

3.      Michailov G. Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae. Serdicae. - IGBulg.

4.      Speidel M.P., Dimitrova-Milĉeva A. The Cult of the Genii in the Roman Army and a New Military Diety // ANRW. Bd. II. 16.2. 1978. P. 1542-1555.