Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ ВО ФРАНЦИИ КАК КОНСЕРВАТИВНЫЙ ВАРИАНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Период развития Западной Европы с 1815 по 1848 гг. в исторической науке принято называть «эпохой Реставрации». Крушение наполеоновской империи знаменовало начало общеевропейской реакции против того, что было сделано во время Великой Французской буржуазной революции и господства Наполеона Бонапарта. Происходило восстановление свергнутых династий, как в самой Франции, так и в странах оказавшихся в орбите наполеоновского влияния. При  этом было бы слишком упрощённым полагать, что вместе с возвращением прежних наследственных правителей происходило механическое восстановление норм и принципов Старого порядка. Французская революция не могла пройти бесследно для европейцев ею затронутых. Она существенным образом трансформировала социальную систему, перераспределила собственность, изменила мировоззрение людей.

Монархическая система продолжала традиционно опираться на духовенство, земельную аристократию и армию. Но значение первых двух институтов в условиях формирующегося индустриального общества неуклонно сокращалось, а надёжность армии (прежде всего во Франции) была весьма сомнительной. В этих условиях, ответственные монархические круги прекрасно осознавали, что возврат к прошлому невозможен (причём, чем более та или иная страна была затронута Французской революцией, тем сложнее было вернуться к нормам Старого порядка). Монархия совершенно определённо нуждалась в поддержке буржуазных кругов – той силы, которая стояла у истоков революции и политическое значение которой в ХIХ веке будет постоянно возрастать. Эпоха Реставрации, таким образом, формировалась как своеобразный компромисс старого и нового, монархизма и буржуазного общества, отживавших феодальных институтов и формирующегося индустриального уклада.

Политический режим восстановленной во Франции королевской династии Бурбонов опирался на принятую в 1814 г. Конституционную Хартию, преобразовавшую Францию в конституционную монархию. За королём закреплялись функции главы исполнительной власти – он назначал и смещал правительство, контролировал вопросы внешней политики. Кроме того, король получил право законодательной инициативы и утверждения принятых законопроектов. Особой прерогативой короля стала возможность издавать в обход парламентских учреждений специальных указов прямого действия – ордонансов, при этом оговаривалось, что данное право предоставляется королю в чрезвычайных обстоятельствах в целях обеспечения безопасности государства. При этом  отсутствовали  критерии  определения  «опасности»,  возникающей  для  государства,  что  создавало потенциальную возможность расширительного использования данной статьи Хартии и злоупотреблений со стороны исполнительной власти.

В свою очередь, законодательная власть была представлена в виде двухпалатного Законодательного Собрания, включавшего в себя Палату пэров и Палату депутатов. Верхняя палата формировалась королём на основе пожизненного членства. Её функции были ограничены подтверждением законопроектов, принятых Палатой депутатов, которой отводилась основная роль в законотворчестве. Палата депутатов избиралась населением Франции на основе высокого имущественного ценза, что отсекало из числа избирателей более 95% французов. Задачей цензовой системы выборов являлось предотвращение проникновения в Палату радикально настроенных политиков, которые были бы способны составить реальную оппозицию режиму. Здесь в полной мере проявилась двойственности эпохи Реставрации, при которой возврат к нормам Старого порядка с отсутствием представительных учреждений был невозможен, но при этом создавались условия для того, чтобы исключить распространение радикальных политических идей через парламент.

Конституционная Хартия 1814 г., помимо разделения властей, содержала важнейшие положения о неприкосновенности частной собственности в том виде, как она сложилась в результате революции, отмене сословных привилегий и признанию гражданских свобод. Данные положения были призваны примирить буржуазию с Реставрацией.

Первые выборы в Палату депутатов поставили сложившийся в виде Хартии компромисс под угрозу. Цензовая система привела к тому, что победу на выборах одержала крайне правая партия ультрароялистов во главе с младшим братом короля Людовика XVIII – графом Д’Артуа. Ультрароялисты стояли на защите принципа божественной природы королевской власти, отрицали важность общественного компромисса, и выступали за отмену Конституционной Хартии и возврат к абсолютизму. Неожиданную оппозицию ультрароялисты нашли в лице самого Людовика XVIII, который имел основания опасаться того, что излишне активная деятельность его

«сторонников» спровоцирует в стране новую революцию. Назвав состав Палаты депутатов «бесподобным», король поспешил уравновесить её, назначив главой правительства устойчивого конституционалиста Ришелье. В последовавшей за этим конфронтации между правительством и ультрароялистским большинством Людовик XVIII принял сторону Ришелье и, распустив Палату депутатов, внёс изменения в избирательный закон, несколько снизив имущественный ценз для участия в выборах, что расширило возможности буржуазии для участия в политической жизни. Данный манёвр привёл в Палату депутатов большинство, ориентированное на соблюдение Хартии, что открывало дорогу к конституционному правлению и стабилизации политической системы.

В начале 1820-х гг. политическая ситуация во Франции начала изменяться. Болезнь Людовика XVIII привела к сокращению его участия в политической жизни страны и усилению влияния ультрароялистов. Начала проявляться тенденция, направленная на пересмотр Конституционной Хартии – в первую очередь в вопросах гражданских свобод. Данный подход укрепился в 1824 г., когда после кончины бездетного Людовика XVIII престол Франции занял Д’Артуа, принявший имя Карла Х.

Карл Х относился к ограничениям, накладываемым на него Хартией, с нескрываемым раздражением и считал своим долгом восстановить королевскую власть в её «законных правах». Законодательство и политическая практика второй половины 1820-х гг. свидетельствуют о полном игнорировании властями общественного мнения и исторических реалий. В 1826 г. принимается «Закон о святотатстве», предусматривавший введение смертной казни через четвертование за преступления в отношении предметов религиозного культа. Принятие во Франции в условиях XIX века такого закона не отвечало состоянию общества, прошедшего через Просвещение и революцию. Даже притом, что закон фактически не применялся на практике,  правительство было серьёзно дискредитировано. Следующий удар по политическому престижу Карла Х был связан с его решением компенсировать аристократии имущественные потери,  понесённые ею в период Великой Французской буржуазной революции, для чего выделялась сумма в 1 млрд. франков. В глазах общественного мнения аристократы-эмигранты воспринимались как предатели, воевавшие против наполеоновской Франции в рядах её врагов, и вернувшиеся в страну в обозах союзных армий. Забота об этих, не самых бедных людях во Франции, со стороны короля, в условиях невысокого уровня жизни в стране, подрывала доверие к власти. Последовавшие за этим решения Карла Х о ликвидации ордена Почётного Легиона и замене Национальной гвардии на Королевскую усугубили ситуацию. Теперь ряды оппозиции королю пополнила армия, где названные решения были восприняты как оскорбительные.

Характерно, что недовольство непопулярными решениями короля присутствовали и в Палате депутатов, которая внешне контролировалась роялистами. В конце 1820-х гг. там оформляется группа конституционалистов- доктринеров, возглавляемая П.Ройе-Колларом и Ф.Гизо, выступавшая за защиту Конституционной Хартии, которая, по их мнению, призвана сохранить «идеалы 1789 г.», отделить их от революции   и соотнести с королевской властью. При этом сам король должен сократить своё участие в жизни страны, ограничившись ролью беспристрастного арбитра. Роялисты в свою очередь критиковали короля за непродуманные политические решения и рассматривали возможность замены Карла Х другой фигурой, более отвечавшей требованиям времени.

В ответ на эти действия, в июне 1830 г. король распустил нижнюю палату и назначил новые выборы, рассчитывая избавиться от парламентской оппозиции. Результат же выборов оказался для властей разочаровывающим – новый состав Палаты депутатов оказался ещё более неприемлемым для короля. В этих условиях, Карл Х принял решение воспользоваться конституционной уловкой – объявив положение государства «опасным», он в обход Палаты депутатов выпустил серию ордонансов, фактически упразднявших Хартию и вводящих во Франции прямое королевское правление.

Июльские события 1830 г. наглядно продемонстрировали невозможность функционирования государственной власти методами Старого порядка в условиях формировавшегося во Франции гражданского общества. Демонстративное нарушение королём Конституционной Хартии вызвало немедленный активный протест со стороны различных социальных сил страны, причём у короля не оказалось сколько-нибудь серьёзных защитников. Политическим результатом Июльской революции стало отречение Карла Х - монархическое правление династии Бурбонов было ликвидировано во Франции окончательно.