Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ГОРОДСКАЯ РАЗВЕДКА»: ОСВОЕНИЕ ЗАБРОШЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ И НОВЫЕ ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Понятие «городская разведка» («urbanexploration»; сокращенно:«UE», «urbex») сегодня широко распространено.В английском языке несколько десятилетий назад оно возникло по аналогии со словом «геологоразведка» («geologicexploration», «exploration»), однако «городские разведчики» или «исследователи» не имеют ничего общего с деятельностью профессиональных геологов. У них есть свои «экспедиции», но они проходят в больших городах, часто в непосредственной близости от обычного проживания участников этого движения. «Городские разведчики» «открывают» все то, что давно перестало привлекать внимание обычных горожан. Их интересуют заброшенные городские пространства («заброшки») – территории и объекты военного, промышленного, научного, социального назначения, которых в современной  России, как и  по всему миру, оказалось на удивление много.Участники «городской разведки»проникают в запретный мир подземных тоннелей и старых крыш, заброшенных заводов и бомбоубежищ. Сегодня освоение такого рода «отчужденных» городских зон определяет формирование новых субкультурных неформальных практик, а вместе с тем – новых форм молодежной идентичности, коммуникации и репрезентации.

Весьма любопытным примером предыстории «городской разведки» были «проникновения» в знаменитые катакомбы Парижа. Эти подземные тоннели очень древние, часть из них – античные и средневековые каменоломни, представляющие собой целый подземный город-лабиринт, состоящий из нескольких уровней, при этом они располагаются ниже уровней метро и канализации. В конце XVIII в. в старых карьерах возник оссуарий, вместивший многочисленные костные и черепные человеческие останки, перенесенные со старейших кладбищ Парижа. Сейчас туда водят экскурсии сотрудники Музея катакомб2.Однако сам этот Музей, то есть официально разрешенная для посещения территория некрополя под Парижем, занимает всего 2,5 км., тогда как общая протяженность подземных туннелей и лабиринтов около 300 км. Их «освоение» любителями приключений, невзирая на опасности и введенные еще в 1955 г. штрафы за несанкционированное посещение катакомб, началось в послевоенный период, но особую популярность приобрело в 1980-90-е гг. В этот время «городская разведка» складывается как международное неформальное движение, участники которого отличают себя от представителей возникших тогда же «индустриальных субкультур» («industrialsubculture»), к которым относятся направления«пост-панка»3.

Особенности современных молодежных неформальных практик позволяют судить о появляющихся новых формах идентичности и репрезентации. «Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи»4. Создавая собственные сообщества представители «городской разведки» формируют особые этические нормы, правила поведения и отношения к посещаемым ими «объектам», что способствует осознанию себя частью «сообщества». Мы «не рисуем на стенах, не воруем, не взламываем, не мусорим, даже не курим», – говорится на одном из специализированных сайтов5. «Городские разведчики» «ценят объекты, которые оказались нетронутыми с момента, когда были брошены». Они «подобны сторонникам экологического туризма – минимизируют последствия своего посещения, стремясь оставить территорию в первозданном виде. Поэтому мародеры и вандалы рассматриваются как их главные враги: они не только грабят и разрушают “заброшки”, дискредитируют саму идею освоения этих объектов»6.

 

1  Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект «Про заброшенное (молодежные неформальные практики освоения/присвоения заброшенных городских пространств)» № 14-03-00683a.

2 Официальный сайт Музея катакомб в Париже: http://www.catacombes.paris.fr/fr/home

3 См.напр.: PaytashevaK.Industrialsubculture – themutatedchildofpunk.http://www.fashion-lifestyle.bg/subculture_en_broi1




Благодаря распространению интернет-сообществ происходит «узнавание» различных представителей движения «городской разведки» и, вместе с тем, их поляризация.  Сегодня существует большое количество относительно автономных, хотя и часто пересекающихся групп, которые заняты «городскими исследованиями», «новым городским» или «индустриальным туризмом».

Освоение городских подземных коммуникаций, таких как подземные туннели, дренажные системы, канализационные коллекторы, старые шахты, бомбоубежища, пустующие станции и даже целые ветки метрополитена в англоязычном мире называется «городской спелеологией» («urbanspelunking»). Во Франции представителей этой субкультуры называют «любителями катакомб» или «катафилами» (франц.неологизм «cataphiles»), а в России «диггерами» (англ. «digger» – «копатель»). Зачастую это небольшие автономные группы, которые есть во многих странах и известны благодаря своим «отчетам» – чаще  всего это фотоматериалы, выкладываемые в сети Интернет. Иногда диггеров сравнивают со спелестолагами-любителями, изучающими каменоломни и катакомбы. Однако речь идет о совершенно определенном, уже сложившемся и самостоятельном явлении, возникшем в больших индустриальных городах.

В одной из публикаций английского социального антрополога Б. Гарретта, изучающего феномен

«городской разведки» и имеющего богатый полевой опыт, описано его участие в походе по парижским катакомбам. Он отмечает, что это была его первая международная полевая экспедиция такого рода, когда он первый раз спал под землей и первый раз ходил по костям мертвецов7. Гарретт уточняет, что речь идет не о туристических катакомбах, которые разрешено посещать. Он пишет: «это “другие” катакомбы, пещерные карьеры, населенные cataphiles, cataflics и художниками подземных ландшафтов»8. При этом «катафилов» Гарретт определяет как «странную категорию (breed) городского разведчика (urbanexplorer), который проводит большую часть своего времени незаконно странствуя по древней сети каменоломен – мы называем их “катакомбы”, или, в качестве условного обозначения, “ktas”. Технически эти карьеры называют “carèriresdeParis”   и есть специальный отдел французской полиции, соответственно названный “cataflics”, главная задача которого состоит в том, чтобы помешать людям идти туда»9.

В России история «городской разведки» имела свою ярко выраженную специфику. В советский период никто не афишировал свои «вылазки», тогда как сегодня каждая «экспедиция» на «объект» предполагает составление «фотоотчета» для интернет-сообществ. В крайне немногочисленных публикациях по этой теме отмечается, в частности, что«помимо стремления к контролируемому риску и жажды острых ощущений общее у этих движений то, что в их деятельность вмонтировано активное использование разнообразных электронных устройств: GPS-навигаторов и раций, профессиональных фотокамер, светотехники и т.п.»10.

Принято считать, что у истоков отечественного диггерского движения стоял москвич В. Михайлов, который сегодня прямо говорит об этом. По его словам, в 1977 г. он впервые совершил свою «экспедицию», с которой все началось. «По-настоящему движение следует называть “Диггеры Планеты Андеграунд“, – заявляет Михайлов. – Потом я философию диггерства довел до совершенства. Ее приняли копатели в других странах. Мы объединились в это движение во многих городах»11..Впрочем, многие считают его одиозной фигурой, играющей на публику и выдумывающей небылицы. Рассказы Михайлова еще в 1990-х гг. были подхвачены и растиражированы СМИ. В них говорилось обесконечных лабиринтах и катакомбах московских подземелий, многие из которых были прорыты еще в XV в., «тайной библиотеке» Ивана Грозного, бесконечных туннелях и станциях-призраках метрополитена, заброшенных бункерах и живущих под землей животных-мутантах. Однако независимо от того, где стирается грань между реальностью и фантазией, диггерское движение существует, и эти люди «не просто изучают подземелье». Они «попутно создают необычные легенды, собственную философию, свой мир, в котором действуют иные законы»12. В одном из интервью Михайлов говорит: «мы – действительно кроты мира, охраняющие его, связующее звено между человечеством и подземельем»13.

     

4 Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. ХХ век: энциклопедия в 2-х томах / Под ред. С.Я. Левита. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 236-237. С. 237.

http://urbex.ru/us.htm

6 Абрамов Р. «Забытые в прошлом»: освоение заброшенных пространств и феномен нового городского туризма // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 231-251. С. 247-248.  7Garrett B. L. Cracking the Paris Сarrières: Corporal Terror and Illicit Encounter // An International E-Journal for Critical Geographies. 2011. № 10 (2). P. 357-371. P. 270-277. P. 271.

8 Ibid.

9 Ibid.

10 Абрамов Р. «Забытые в прошлом»… С. 236.


На формирование отечественной  субкультуры сталкеров, как  часто называют у нас «городских разведчиков»,повлиял фильм выдающегося отечественного режиссера А. Тарковского «Сталкер» (1979). Именно они, еще в советский период, скрытно, по одиночке и небольшими группами, осваивали заброшенные объекты – следы начинавшейся деиндустриализации. Справедливо утверждение, что «отступление советского мира носило не только политический, экономический, культурный и символический характер, но было буквальным – опустевшими, брошенными, сдавшимися на милость природы и мародеров становились тысячи зданий и сооружений по всему бывшему СССР»14.Чернобыльская катастрофа 1986 г., в свою очередь, привела к развитию заложенных еще братьями Стругацкими эсхатологических мотивов («Пикник на обочине», 1972). Их фантастический сюжет «воплотился в реальные апокалиптические пейзажи–сталкерами стали называть небольшую группу ученых и исследователей, рискнувших пробраться в саркофаг четвёртого энергоблока ЧАЭС для выяснения причин аварии и ликвидации ее последствий. Позже так называли уже всех исследователей Чернобыльской Зоны Отчуждения»15.

В перестроечный период новая идентичность – поиск себя в мире разрушения и смерти, а также урбанистическая эстетика заброшенных пространств, входят в моду. «Стакерами» стали называть себя те, кто проникает в запретные «Зоны», от Чернобыля до секретных бомбоубежищ («бомбарей»). При этом они выступают и как «первопроходцы», и как «проводники», «открывая» другимсвоего рода «антимиры». Сталкеры 1980-90-х гг. – это печальные романтики, но идентичность сталкеров современных несколько иная. В большей степени их формирование происходило под влиянием тематических интернет-сообществ и компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» (2007). Именно они, в конечном счете, осознали себя не просто «бродягами», а представителями одной из международных субкультур. Так обстоит делои с некоторыми другими молодежными неформальными сообществами, например с руферами (от англ. roof – крыша), долгое время считавшими себя просто одинокими романтиками городских крыш. Таким образом, движение «городской разведки» определяет новые, специфические формы идентичности среди молодежи больших городов.

   

11 МЫ – “ДИГЕР-СПАС“.“Мэр Москвы подземной“ отвечает на вопросы корреспондентов «Завтра» // Завтра. Выпуск № 35 (562). 1 сентября 2004. 4-я полоса. http://www.zavtra.ru/content/view/2004-09-0141/

12 Малахова Н. Байки и были московских диггеров // Новая газета. № 58. 11 августа 2005. http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/58n/n58n- s30.shtml

13 МЫ – “ДИГЕР-СПАС“…

14 Абрамов Р. «Забытые в прошлом»… С. 232.

15 Боева Г. Трансформация феномена сталкерства в постсоветском культурном пространстве // Стереотипы и национальные системы ценностей в межкультурной коммуникации: Сб. статей. Вып. 1 / Под ред. В. Шайдурова, А. Киклевича. СПб. – Ольштын: Изд-во Невского ин- та языка и культуры, 2009. С. 149-156. С. 151.



Список литературы

1.     Абрамов Р. «Забытые в прошлом»: освоение заброшенных пространств и феномен нового городского туризма // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новоелитературноеобозрение, 2014. С. 231-251.

2.     Боева Г. Трансформация феномена сталкерства в постсоветском культурном пространстве//Стереотипы и национальные системы ценностей в межкультурной коммуникации: Сб. статей.Вып. 1 / Под ред. В. Шайдурова, А. Киклевича.СПб. – Ольштын: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2009. С. 149-156.

3.     Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. ХХ век: энциклопедия в 2-х томах / Под ред. С.Я. Левита. Т.

2. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 236-237.

4.     Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Ин-т социологии РАН», 2000.

5.     Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. М.: ИНФРА-М, 2003.

6.     Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред. В.В. Костюшева. СПб.: Изд-воЦОРМД, 1999.

7.     ШевелевЕ. Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новоелитературноеобозрение, 2014. С. 43-63.

8.     GarrettB. L.CrackingtheParisСarrières: CorporalTerrorandIllicit Encounter // An International E-Journal for Critical Geographies. 2011. № 10 (2). P. 357-371. P. 270-277.