Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА НА ВЫБОР ПАРТНЕРА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННОГО БРАКА

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

В современной социологической науке имеется немало исследований, посвященных национально- смешанным бракам, рассматривающих влияние этнических, культурных и др. факторов на взаимоотношения будущих супругов. Что же касается роли факторов конфессиональных, то литература по этому вопросу не столь обширна, хотя отдельные постановки проблем всѐ же имеются.

Социологические исследования показывают, что в России 74% от общего числа верующих являются православными. Жители России также исповедуют ислам (в основном ортодоксальное направление - сунизм), католицизм, буддизм (в основном в Бурятии, Калмыкии, Тыве). Численность верующих составляет около 50% всего населения России. Однако следует отметить, что граждане, относящие себя к неверующим, ведут себя непоследовательно: до 50% из них участвуют в праздновании религиозных праздников, 20% иногда посещают храм, 6% участвуют в религиозных обрядах.

В предшествующие исторические периоды религия играла значительную роль в жизни общества и отдельного человека, у некоторых групп населения религия была основой всей системы жизнедеятельности.

Среди верующего населения браки с иноверцами, как правило, сурово осуждались; при их заключении один из вступающих в брак обычно должен менять вероисповедание. Даже сравнительно либеральная к этнорасовым смешениям мусульманская церковь разрешала своим последователям браки только с христианками и еврейками и только после обращения их в ислам; браки женщин мусульманок с иноверцами были запрещены.

Строго осуждались смешанные браки иудаизмом; еврей или еврейка, отступившие от этого правила, изгонялись из общин, по ним служили поминки как по умершим. Некоторые религиозные установки, например, запрет выдавать женщин мусульманок замуж за иноверцев, могли сохраняться иногда в несколько модифицированном виде, в форме «традиций» и после отхода основной массы населения от религии.

В древней Руси, до Петра I совершенно не допускались браки ни с «латынянами», т. е. католиками, ни с лицами «лютеровой веры», и такое положение считалось чем-то само собой разумеющимся. Единственной возможностью для брака был переход инославного лица в Православие.

Еще в XIV веке святой Симеон Солунский вполне определенно выразил каноническое положение по данному вопросу:

«Брак составляется не словесным соглашением, а священным молитвословием». Отсюда следовало: кто начал супружеское сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в «любодейной связи».

В учебнике церковного права 1913 г. так описывался брак:

«Брак, как образ таинственного союза Христа и Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полого неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати».

Из этого определения следовала обязательная регистрация брака православным священником.

Брак представителя императорского дома, который мог иметь право на наследование престола, с особою другой веры совершался лишь по принятии ею православного исповедания. Многими супругами российских императоров были немецкие принцессы протестантского исповедания, принявшие до венчания с наследниками престола православие. В качестве исключения из правил следует рассматривать сохранение лютеранской веры в недолгом замужестве с сыном Петра I царевичем Алексеем кронпринцессы Шарлотты, принцессы Вольфен- бюттельской.

После Октябрьской революции 1917 г. отмечалось падение социального авторитета религии и ослабление религиозности в обществе. В связи с этим религиозные установки перестали играть прежнюю существенную роль при принятии решения о вступлении в брак.

В законодательстве Российской Федерации нет ограничений для вступления в брак лицам разных национальностей. Современные исследователи отмечают, что процессы глобализации значительно уменьшили влияние религии на поведение и мироощущение людей, тем не менее, религия остается одним из важнейших факторов в национально-смешанном браке.

Отмечено, что у различных групп немецкого населения России был их преимущественно моноконфессиональный характер. Браки с представителями других христианских конфессий допускались, но на определѐнных условиях. И всѐ же, если в среде городского немецкого населения факты межконфессиональных браков немцев разного исповедания имели место (в том числе и браки с православными), то для сельских общин они были редкостью. Вплоть до 40-х гг. в условиях моноконфессионального характера поселений принцип моноконфессиональности браков соблюдался в колонистских общинах с особой строгостью. Даже после массовой депортации, нарушившей моноконфессиональный характер размещения немцев, некоторое время в новых регионах расселения немцы сохраняли моноконфессиональную традицию браков. Применительно к 60-м гг. ХХ в. священник Буковинский отмечает: «Старшие немцы-католики не очень признают немцев-лютеран или баптистов за своих соотечественников. Они предпочитают, чтобы их дети, внуки женились, выходили замуж за поляков, литовцев, лишь бы действительно за верующих католиков, чем за немцев, принадлежащих к другим вероисповеданиям. Почти всегда они против браков с русскими».

Протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия, на одном из интернет-форумов отмечает:

«Межэтническим или смешанным на церковном языке называется такой брак, который заключили между собой супруги разной веры. Диапазон здесь большой – от разных направлений внутри самого христианства до совершено других религий, например, брак между православным и мусульманкой. Вопрос этот не новый и известен в христианстве уже с глубокой древности. Различие религии жениха и невесты считалось недопустимым... и ожидать полного духовного единения супругов разных вероисповеданий просто невозможно..., церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных... т.к. всегда уважала свободный выбор людей. Все остальное зависит от искренности веры и настроения супругов».

Другое высказывание философа Хайдара Шаха Хайяла:

«Красота, это сочетание разных спектров. Ислам приветствует национально-смешанные браки. Сам пророк Мухаммед стал примером для подражания всех народов. Чтобы покончить с национальной ненавистью, он взял в жены дочь царя евреев. А чтобы покончить с апартеидом, он взял в жены представительницу негроидной расы... Брак с целью создания семьи – это не только наш общегражданский долг, но и божественная миссия, целью которой является рождение детей, их духовное и нравственное воспитание и образование.

Если такой союз состоится между представителями двух разных народов, с разными обычаями, разным менталитетом, то в результате таких браков (союзов) между людьми возникает диалог культур и традиций».

Индуизм приветствует ранние и всеобщие браки, порицает родителей имеющих взрослую незамужнюю дочь.

В буддизме нет четкой позиции по отношению к национально-смешанным бракам, однако сказано, что муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить  верность,  не  расточать доходов мужа  и хорошо управляться с  делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок.

Таким образом, будущим супругам разной веры, прежде чем вступать в брак смешанный брак, необходимо изучать каноны и традиции Церкви, а также культуру человека, с которым хотите вступить в брак. Брак – это основа общественных отношений и основатели религий никогда не упускали из виду брачных отношений. Каждая религия стремится по этой причине сообщить те или иные формы браку, ибо от них многое зависит. Каковы идеалы и направления религии, таковы и брачные отношения, установленные ею.

 

Список литературы

1.      Бургарт Л.А. К вопросу о роли конфессионального фактора в Демографических процессах (на примере различных Конфессиональных групп немецкого населения). //Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сборник научных трудов XI Международной научной конференции, Усть-Каменогорск, 28-29 мая, 2010 г. – Усть-Каменогорск: «Либрус», 2010. С. 69 – 78.

2.      Буковинский Владислав. Воспоминания о Казахстане//Шченсный Анджей. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 199-283.

3.      Воробьев Е.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. - М.: Издательство МГИМО, 2099. - 155 с.

4.      Вихнович В.Л. Иудаизм. - М.: Академия исследования культуры, 2010. - 224 с.

5.      Гурьева К.А. Гендерный подход в изучении религиозных аспектов феминизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 24-26.

6.      Домострой / Сост.. В. В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.

7.      Козлов В.И. Национальности СССР: Этнодемографический обзор. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 1982. – с. 261.

8.      Протоирей Владимир Башкиров. О смешанных браках. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://minds.by/article/20.html]

9.      Пичуков В.П. Немецкая женщина-крестьянка белорусского восточного Полесья в условиях трансформации советского политического режима в межвоенный период//Ключевые проблемы истории российских немцев. Материалы 10 международной научной конференции. Москва, 18-21 ноября 2003. С. 522-543

10.   Романова Н.П. Пельменева С.П. Матримониальное поведение молодежи: монография. – Чита: ЧитГУ, 2011. – 233с.

11.   Святитель Симеон. Премудрость нашего спасения. М.: Благовест, 2009. с. 640.

12.   Учебник церковного права / Суворов Н. - 5-е изд. - М.: А.А. Карцев,1913.

13.   Хайдар Шах Хайял. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.afghandiaspora.ru/admin/FCKeditor/userfiles/file/haidar_shah2.pdf]