Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА: УРОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное, взаимоотношения населяющих его народов всегда выступали значимым фактором внутренней и внешней политики. В постсоветский период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Неотложное решение этих проблем стало важнейшим условием существования и целостности Российской Федерации и будущего ее народов. Политический опыт России в минувшее столетие свидетельствует о существенном повышении принципиальной роли этнонациональной составляющей в развитии любой сферы жизнедеятельности общества, эволюции общественного сознания и ментальности, в революционной трансформации типа государственности. Важнейшими вехами этого эволюционного процесса были 1917 и 1991 годы, когда радикально изменялись пространство функционирования и сущность этнополитических и этноконфессиональных факторов развития российского социума, его государственная, социально-экономическая и политическая системы. Во все периоды ослабления страны - политического или экономического - перед Россией неотвратимо вставала угроза распада. И «на всем протяжении нашей истории Россия и ее граждане совершали и совершают поистине исторический подвиг. Подвиг во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильной жизни. Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа. Именно таков тысячелетний исторический путь России. Таков способ воспроизводства ее как сильной страны. И мы не имеем права забывать об этом. Должны это учитывать, оценивая и наши сегодняшние опасности, и наши главные задачи», - подчеркивается в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 года. Всякий раз требовалась выработка новых научных и  политических подходов к  определению и  реализации правовых, политических, экономических и идеологических норм, механизмов развития межнациональных отношений, государственной этнонациональной и конфессиональной политики, в соответствии с требованиями всесторонней модернизации общества и государственного устройства, обеспечения безопасности и повышения международного авторитета России. Развитие демократических процессов в стране со всей глубиной выявило остроту проблем в сфере национальных отношений, потребовало научно обоснованного анализа осуществления национальной политики, аргументированных прогнозов в данной сфере. Характер межнациональных отношений и национальной политики на современном этапе во многом детерминирован историческими особенностями формирования многонациональной России, развития ее народов, учетом этих факторов в политике государства. Лишь понимание исторически обусловленных, глобальных и объективных законов развития многонационального Российского государства поможет определить стратегию  и методологию управления национальными и федеративными отношениями. Исходя из этого, следует, что современные процессы в сфере межнациональных отношений имеют глубокие исторические и социально-политические корни.

Одной из доминант эволюции государственной национальной политики России в долговременном плане выступает доктринальный и политический переход, совершающийся на протяжении последнего столетия. Он означает постепенное, болезненное и противоречивое, но закономерное движение от абсолютизации идеи национальной государственности, политического самоопределения как единственного и главного способа решения этнических проблем к осознанию глубинных основ и принципов развития этничности, форм этноидентификации и механизмов реализации нужд и запросов различных этнических общностей. Не умаляя всей значимости государственных институтов и форм этноидентификации, необходимо отметить, что политические, экономические, социальные, духовные запросы и интересы развития народов реализуются через гораздо более сложные и часто опосредованные связи, взаимовлияния, системные конструкции и способы жизнедеятельности общества как сложно организованной и динамичной системы. Это ставит перед органами власти, наукой, политическими и общественными деятелями и организациями, которые занимаются национальными проблемами, достаточно сложные задачи. Россия имеет многовековой опыт организации сожительства различных по происхождению, культуре и многим другим цивилизационным параметрам этносов. При этом именно в XX веке сформировались и приобрели решающее значение особенно важные составляющие национальной политики, оказавшие ощутимое воздействие на ее состояние в современных условиях. За 100-летие в стране произошли 4 революции, приводившие к радикальной смене государственного устройства. Россия прошла путь от империи к кратковременному опыту демократической буржуазной республики, через распад единого государства на всевозможные унитарные и федеративные образования и союзы к собиранию регионов бывшей монархии в советскую федерацию с внушительным набором черт унитаризма и, наконец, - к созиданию президентской республики федеративного типа.

Одновременно масштабные преобразования охватывали экономику и хозяйственное развитие, меняя облик всей многонациональной страны и ее отдельных регионов. Трансформации социальной структуры народов России, сопровождавшие экономические реформы, смену форм собственности и производственных отношений, давали толчок формированию нового типа внутриэтнического  развития, а  также  изменению разнообразных межэтнических взаимосвязей. Столь же серьезные сдвиги характеризовали идеологическую жизнь общества, всякий раз приводя к выдвижению соответствующих определенному направлению развития культурных ценностей и норм. Все это самым непосредственным и серьезным образом влияло на существо национальной политики государства, положение, самочувствие и развитие российских народов. Весьма глубокое воздействие на этнические компоненты жизнедеятельности общества оказали две мировые и Гражданская войны, а также различающиеся по причинам, направленности, составу и последствиям миграционные процессы, связанные с военно-политическими событиями, экономическими реформами и неоднозначными социальными процессами на евразийском пространстве СССР и России. При этом нельзя не учитывать, что каждый российский этнос, участвуя в общегосударственной жизни, прошел весьма непростой собственный путь этнического развития. Часть народов страны имеет продолжительный или кратковременный опыт самостоятельной государственности, другие обрели ее в составе Российского государства, получив ощутимый стимул к всесторонней модернизации общественных форм развития. На протяжении минувшего столетия был создан внушительный потенциал межэтнического сотрудничества и интеграции в самых разных сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни. В то же время между народами страны сохранялись закономерные различия цивилизационного порядка, конфессиональное разнообразие и в целом общее поликультурное пространство, отражавшее реальные особенности и самобытность каждого народа. На каждом историческом этапе они по- разному осознавались и учитывались в деятельности государственных органов власти, общественных и политических сил и организаций. Не менее важными и поучительными являются драматические страницы истории взаимоотношений власти и этносов в России, межэтнических противоречий и конфликтов, истоки и наличие которых нельзя расценивать однозначно, а опыт их развития, разрешения и урегулирования представляет ныне особую ценность. История государственной национальной политики, межнациональных отношений и развития этносов, этнических групп и диаспор в России в XX веке была сложной и противоречивой, а их содержание весьма многообразно.

Подводя итоги, следует отметить, что к важнейшим проблемам современной государственной национальной политики в России относятся дальнейшее совершенствование ее законодательной базы и обеспечение действенности институтов, средств и форм демократического решения различных задач в национальной сфере, повышение эффективности мероприятий органов власти всех уровней в реализации концептуальных основ и конкретных программ этнокультурного развития формирующегося гражданского общества.

 

Список литературы

1.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Применение инновационных технологий в преподавании социально- гуманитарных дисциплин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 327-331.

2.      Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. К проблеме формирования номенклатуры – правящего класса советского государства // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 1. С. 239-242.

3.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.

4.      Кравченко И.Н. Общественно-политическое противостояние в 90-е гг. XX века // Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Санкт- Петербург. 2015. С. 6-8.

5.      Кравченко И.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации в условиях развивающейся демократии // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Новосибирск. 2015. С. 12-14.

6.      Кравченко И.Н. Основы национально-государственного самоопределения // Актуальные вопросы современных общественных наук: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Екатеринбург. 2015. С. 7-9.

7.      Кравченко И.Н. Общественно-политический кризис как военное противостояние // Война, народ, победа в исторической и культурной памяти: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2015. С. 64-70.

8.      Кравченко И.Н.   Исторический аспект национально-государственного   строительства //   Актуальные проблемы и достижения в общественных науках: сб. тр. науч. конф. Самара. 2015. С. 6-8.

9.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Инновационные технологии в методике преподавания истории // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1 (17). С. 208-212.

10.   Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Россия накануне очередного мирового кризиса: учебное пособие. Ставрополь: АГРУС. 2013. 188 с.

11.   .Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Мировой кризис и бизнес-сообщество России: монография. Ставрополь: АГРУС. 2013.80 с.

12.   Асеев Ю. И., Канц Н. А., Кравченко И. Н. Славянский союз : необходимость и возможность : монография.Ставрополь : АГРУС. 2015.  180 с.

13.   Асеев Ю.И., Канц Н.А., Кравченко И.Н. Русский мир: анализ состояния, проблемы : монография.Ставрополь: АГРУС. 2014. 172 с.