Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕКОР ФАСАДОВ МОСКОВСКИХ ДОХОДНЫХ ДОМОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Самой популярной формой решения квартирного вопроса в дореволюционной Москве были доходные дома, которые занимали до 40% рынка жилья. До 1917 года в городе насчитывалось около 800 доходных домов. Жилье в них предназначалось для людей с уровнем достатка, не позволявшим купить собственное жилье в пределах Садового кольца или неподалеку от него, рядом с местом службы или работы. Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Как тип архитектурного сооружения доходный дом сложился в Европе в 1830 – 1840 гг. и к ХХ в. стал одним из основных типов городского жилья. Здания имели сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группировались вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. В каждом доме был налажен самодостаточный порядок организации предприятия, о содержании которого жильцу не приходилось беспокоиться. Его дело – платить, а владелец нанимал управляющего, дворника, водопроводчика, сантехника. Содержание доходного дома являлось довольно прибыльным предприятием, приносившим до 13% годовых. Важно отметить, что, чем больше был доходный дом, тем дешевле в нем стоили квартиры для аренды.

С точки зрения художественного оформления зданий доходных домов сложились устойчивые тенденции дизайна. Многообразным архитектурным декором, как правило, украшался лишь парадный, уличный фасад. Целью данного исследования стало: анализ и систематизация сложившихся тенденций архитектурно- художественного оформления декоров фасадов доходных домов конца XIX века, начала ХХ века. Для исследования декора фасадов доходных домов были выбраны четыре дома.

Доходный дом П.М. и С.М. Третьяковых (Рисунок 1). Адрес: Кузнецкий Мост, 13/9 – ул. Рождественка, 9/13.

Архитектор: А.С. Каминский. Год постройки: 1891 – 1892 гг.

Архитектор А.С. Каминский применил в оформлении фасада  дома  характерный  для  его творчества псевдорусский стиль. В оформлении фасада архитектор активно использовал кованые элементы декора, большое количество рельефов, медальонов. Окна третьего этажа богато украшены наличниками, которые являются обязательным элементом русского стиля. Однако структура здания, пластический ритм его фасадов позволяют отнести его к периоду заката эклектики. Сейчас, как и до революции, часть здания занимает банк, в другой части – различные офисы.


Доходный дом Ф.И. Афремова (Рисунок 2). Адрес: ул. Садовая-Спасская, д. 19, стр.1.

Архитектор: О.О. Шишковский. Год постройки: 1904 – 1905 гг.

«Дом Афремова» — один из первых московских «небоскрѐбов» начала XX века, в народе здание прозвали «Тучерезом». Фасад здания решен архитектором в стиле модерн: четкая линейная прорисовка карнизов, декоративные детали, витые решетки балконов, металлические кронштейны, суженные дверные проемы – все это визуально делало дом выше. Дом оказался очень популярен и востребован у московской публики. Самые дорогие квартиры были со второго по четвертый этаж. А выше, с панорамным обзором столицы из собственного окна – дешевле. Не остался без дела и боковой фасад, площади которого предприимчивый купец сдал под размещение рекламы.

 

Доходный дом М.Н. Миансаровой – дом с изразцами (Рисунок 3). Адрес: Малая Сухаревская площадь, д. 12.

Архитектор: С.К. Родионов. Год постройки: 1908 – 1912 гг.

К началу XX века стиль «модерн» уже хорошо был известен в России, и дом Миансаровой представлял собой прекрасный образец проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль архитектуры. Вертикальные четко выделенные линии, придающие дому стройность, визуальное деление крыши на отдельные элемент – все это придает дому более легкий, современный облик. При этом сохраняются характерные особенности неорусского стиля – контрастные броские цвета, отделка фасада цветной керамикой, использование изразцовых вставок в облицовке кокошников. Сочетание белых, темно-зеленых и золотых облицовочных керамических плиток в сочетании с однотонным изразцовым фризом создают необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов. Здание известно под названием «Дом с изразцами». До 1917 года это здание использовалось как доходный дом с магазинами в первых этажах. В настоящее время функциональное назначение отреставрированного дома осталось прежним: магазины в первых этажах и жилые квартиры в верхних.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех (Рисунок 4). Адрес: Чистопрудный бульвар, д.14.

Архитектор: Л.Л. Кравецкий. Год постройки: 1908 – 1909 гг.

Выполненное в стиле модерн здание начала 20-го века приобрело свою известность благодаря уникальным терракотовым барельефам фантастических животных, украшающих плоскости стен третьего и четвѐртого этажей. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы. Барельефы были выполнены художественной артелью "Мурава" по эскизам московского художника Сергея  Вашкова, ученика Васнецова, одного из признанных мастеров  московского модерна. На сегодняшний день здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.


Доходный дом Г.Г. Солодникова – дом дешевых квартир для одиноких. Адрес: ул. Гиляровского, д. 57, 65.

Архитектор: И.И. Риберг и М.М. Перетяткович. Год постройки: 1906 – 1908 гг.

Крупный жилой комплекс состоит из двух корпусов-крыльев. Выполнен в формах неоготического направления стиля модерн, отличается выразительным силуэтом островерхих кровель, контрастным сочетанием красных стен и белого штукатурного декора и общим «нордическим», суровым обликом при обилии мотивов средневековой западной архитектуры – высоких башенок, узких окон-бойниц, декоративных деталей в виде витражей, добавленных позднее.



Доходный дом для малоимущих был построен согласно завещанию Г.Г. Солодникова (купец, чье состояние превосходило состояния Рябушинских, Третьяковых и Морозовых вместе взятых).

Далее были определены виды МДИ: архитектурные элементы, настенная роспись или фреска, мозаика, витраж, рельеф, скульптура, металлическое литье, металлическая ковка, декоративная кладка, деревянная резьба, изразцы, майолика. При анализе фасадов доходных домов была составлена таблица (Табл.1), которая наглядно демонстрирует, какие из видов монументально-декоративного искусства имели больший успех при отделке фасадов зданий.



Таблица 1

 Монументально-декоративное оформление фасадов



 

 

Виды МДИ

Доходный дом П.М. и С.М.

Третьяковых

Доходный дом Ф.И. Афремова

Доходный дом М.Н. Миансаровой

Доходный дом церкви Троицы на Грязех

Доходный дом Г.Г. Солодникова

Архитектурн ые элементы

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Витраж

+

Рельеф

+

+

Скульптура

+

Металлическ ая ковка

+

+

+

+

Декоративная кладка

+

Изразцы, майолика

+

Так как, выбранные нами здания были построены из камня или кирпич, то деревянная резьба не имела здесь места быть. Зато процветали различные архитектурные элементы, такие как  пилястры, эркеры, декоративные наличники и многое другое. Использование рельефов в оформлении фасада также не было редкостью.

Основным стилем доходных домов XX века был модерн, для которого характерны витые решетки, вертикальные, четко выделенные линии, стилизация русского стиля и возрождение его характерных особенностей (псевдорусский стиль). Этим можно объяснить наличие кованых элементов в оформлении фасадов, будь то решетки балконов или украшение крыши, а также форму самой крыши, которая своим видом напоминает кокошник (доходный дом Третьяковых, М.Н. Миансаровой). Присутствие изразцов и майолики ярких, броских цветов, оформление окон наличниками не дают зрителю усомниться в выбранной архитектором стилистике. В данных строениях не использовались:  металлическое литье, мозаика и настенная  роспись, это обусловлено стилем данных строений.

Анализируя монументально-декоративное оформление фасадов, был сделан вывод, что владельцы доходных домов активно стремились не отставать от модных тенденций в архитектуре своего времени, а также делали все, чтобы здание имело привлекательный вид, формы, масштаб и этажность (как в случае с домом Ф.И.Афремова), от чего напрямую зависела коммерческая составляющая доходного дома.