Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 сентября 2016г.

Само по себе определение национального академического исполнительского искусства на сегодняшний день является достаточно дискуссионным для профессионального сообщества и требует, в целом, аналитического подхода , правильной оценки, для понимания и применения его в контексте интеграции в современное культурное пространство. Для того, чтобы детально разобраться в данном вопросе мы должны обратиться к истокам национального академического исполнительского искусства. Но сначала следовало бы определить, что составляет это понятие. Прежде всего, это сфера исполнительского искусства:

Инструментальное исполнительское искусство, Вокальное исполнительское искусство, Хореографическое исполнительское искусство.

Мне бы хотелось в этой статье заострить внимание именно на инструментальном исполнительском искусстве.

Музыкальные инструменты, которые являются определяющими в национальной культуре России, достаточно известны и даже популярны во всем мире. Прежде всего, здесь нужно назвать балалайку, русскую домру (которую многие, к сожалению, путают с казахской домброй) и, конечно же, гусли – инструмент древний, упоминания о котором существуют даже в Библии. Гусли - основной музыкальный инструмент и в руках нашего предка-    русского сказителя Баяна… Гусли, это, пожалуй, один из самых первых инструментов, который сейчас относится к категории многострунных без грифовых музыкальных инструментов.

Хорошо известен факт, свидетельствующий о том, что во времена правления царя Алексея Михайловича Тишайшего такие музыкальные инструменты, как домры, балалайки, гусли, рожки, гудки, жалейки - были уничтожены. И многие исследователи сегодня ошибочно связывают этот факт, с некоторой неприязнью общественной элиты того времени к этим музыкальным инструментам. Это, безусловно, ошибочная точка зрения. Дело в том, что все эти инструменты являлись неотъемлемым атрибутом скоморошества, а скоморохи, в свою очередь, были приближены к царю. Они фактически являлись придворными, и они же со временем становились орудием придворных интриг. Для того, чтобы положить конец интригам, Алексей Михайлович решил уничтожить скоморошество как класс. Естественно, что именно эти музыкальные инструменты, которые являлись отличительной чертой скоморошества, были уничтожены в первую очередь, подвергшись такому, своего рода, ритуальному сожжению.

Понятно, что страна наша велика и обширна, и что бы ни происходило в то время в Коломенском селе, эти музыкальные инструменты все равно могли сохраниться на большом пространстве России. С той поры все эти инструменты в народе продолжали бытовать. Прежде всего они были атрибутом быта того времени. Под балалайку исполнялись колыбельные песни, на гудке могли играть на свадьбе… Народ сохранял их, и надо сказать не без риска - впасть в немилость государеву.

Всё это я говорю для того, чтобы мы понимали, что как бы далеко не относили нас события древней истории, мы можем смело утверждать, что именно эти музыкальные инструменты бытовали в нашей Российской среде. Все эти достаточно отвлеченные исторические факты, не столь сильно влияют на состояние современного академического исполнительского искусства. И всё- таки даже в таком отвлечённом и порой гипотетическом виде они являются драгоценными фактами-гипотезами общей национальной музыкальной истории.

В конце 19 века, а точнее 20 марта 1888 году прошел первый концерт кружка любителей игры на балалайке. Трудно переоценить значение этого события. Это бесспорно событие цивилизационного значения. Мы считаем эту дату официальной датой рождения оркестра русских народных инструментов. Василий Васильевич Андреев, имя которого я здесь упоминаю впервые, был истинный подвижник, человек, обладающий высокими эстетическими и нравственными принципами. Мы не можем не упомянуть о нем, как о, своего рода, прорицателе, который сумел определить вектор культуры на многие десятилетия вперед. Так же, как и Надежда Плевицкая, несколько ранее определившая на многие годы вперед направление сценического воплощения русской песни. В.В.Андреев всю свою жизнь посвятил пропаганде исполнительства именно на национальных музыкальных инструментах.

Казалось бы, что в этом такого чрезвычайного и любопытного? Ну появились балалаечки, появился кружок… Но давайте внимательно посмотрим, что представлял из себя этот кружок любителей - исполнителей на балалайке, ставший в последствии, первым Великорусским оркестром? Что за музыку они исполняли? Какие задачи перед собой ставили? Вот здесь уже начинается тот самый важный аспект, от которого мы можем отталкиваться в рассмотрении нашей с вами темы. Итак, какая же задача стояла перед В. В. Андреевым и перед его соратниками в момент возникновения первого Великорусского оркестра? Я уже говорил, что в более ранний период своего существования эти музыкальные инструменты имели прикладное значение. Так же как и песни, которые до появления Надежды Плевицкой существовали только в сфере фольклора. А фольклор - это область культурологическая, она не имеет отношения к сценическому исполнительскому искусству. Так вот перед Василием Васильевичем Андреевым, Николаем Петровичем Фоминым, Петром Андреевичем Каркиным, Борисом Сергеевичем Трояновским и многими другими, стояла поистине высокая и нравственная и художественная задача. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в письме Василию Васильевичу Андрееву: « Дорогой мой Василий Васильевич, я очень благодарен тебе за то, что ты одел балалаечку во фрак»

Прежде всего, Андреев со своими соратниками начал создавать музыкально – концертный репертуар для Великорусского оркестра на основе высоко художественных музыкальных образцов. Надо сказать, что великие музыкальные деятели того времени, такие, как Петр Ильич Чайковский, писали для этого оркестра. Профессор Ленинградской консерватории, композитор Александр Константинович Глазунов в 1906 году написал для Великорусского оркестра «Русскую фантазию» - музыкальное произведение, которое мы можем смело назвать своего рода музыкальным паспортом на право существования Великорусского оркестра в пространстве академического профессионального музицирования.

Необходимо отметить, что те музыкальные инструменты, на которых играли в этом оркестре, были воссозданными. Это уже не те аутентичные музыкальные инструменты, о которых мы говорим в контексте фольклора. Это были мастеровые инструменты. Замечательный мастер Пётр Иванович Налимов создал огромное количество разновидностей музыкальных инструментов: балалайка – прима, балалайка – секунда, балалайка – альт, балалайка – контрабас… И такое же разнообразие домр. Эти разновидности инструментов появились не случайно. Такое их разнообразие было обусловлено партитурным мышлением композиторов. Их делали по аналогии,  хотя  и  весьма  условной,  с  инструментами  симфонического оркестра.  Само  развитие  этого  уникального  культурного  явления  - Великорусского оркестра -было весьма стремительным. Появившись в виде кружка любителей игры на балалайке в 1888 году, через два десятилетия, уже Великорусский оркестр Василия Андреева гастролировал в Европе. В связи с этим В. В. Андреев писал своему соратнику Н.П.Фомину о том, что он горд за наше национальное музыкальное искусство. В данной статье я принципиально хочу подчеркнуть эту фразу – гордость за наше национальное искусство. В 1908 году После выступления в Париже в Парижской     консерватории     Василий     Андреев     получает     орден «Академические пальмы» за введение нового элемента в мировую музыкальную культуру. Нельзя не обратить внимания на факт стремительного развития исполнительства на русских национальных инструментах. От бытового обрядового фольклорного аутентичного инструмента наши русские балалайки буквально за двадцать лет своего развития превратились в равноправную часть мировой музыкальной культуры.

По сегодняшним меркам Василий Андреев был успешным продюсером. Он обладал огромной силой убеждения и способностью увлекать. Он сумел увлечь своей идеей практически всю Россию. По образу и подобию Великорусского оркестра было создано несколько десятков Великорусских оркестров. (Великорусскими эти оркестры назывались по одной простой причине, - в те времена территория Российской федерации делилась на три составляющие; Великороссия, Малороссия, и Белая Русь.) Тогда, в своей переписке с В. Андреевым Государь Император Николай II принял решение, о том, что в каждой воинской части должны быть свои любительские оркестры национальных музыкальных инструментов. В этом решении был найден, пожалуй, самый верный способ духовно – нравственного развития и патриотического воспитания военных. «Я вижу за вашим делом - дело государственного значения», - писал В. Андрееву Николай II, понимая это явление как дело государственного значения. И в этом смысле ему удалось достичь    невероятных    результатов   –    мирового    признания    русской национальной музыкальной культуры.

Обратим внимание на то, что все это происходило прежде всего на фоне академического профессионального музицирования. То есть, все балалаечники были, прежде всего, профессиональными музыкантами, владеющими музыкальной грамотой, основами теории музыки, знанием партитуры и так далее…

Так сложилось, что спустя буквально несколько лет вспыхнула Октябрьская революция. Но и в новых условиях талант Андреева находит самое верное решение для сохранения этого уникального явления. Есть протокол заседания художественного совета кружка любителей игры на балалайке, в котором члены совета принимают решение назвать Великорусский оркестр Народным оркестром. Значение слова «Народ» для послереволюционной России сложно переоценить. В этом смысле решение было, пожалуй, конгениальным. Оркестр народных инструментов, как и вся страна, теперь должен принадлежать народу. Решение это, разумеется, было далеко не единодушным. Борис Трояновский, к примеру, к этому решению относился критически, считая, что это пагубный путь для оркестра. И тем не менее, это исторический факт, свидетельствующий о том, что музыкальная национальная культура не только благодаря, но и вопреки способна прорастать в людях, являющихся её носителями.

В 1919 году в Москве Пётр Иванович Алексеев создает по образу оркестра В.В.Андреева Государственный оркестр народных инструментов Союза ССР, который впоследствии получает имя Н.П. Осипова. В наши дни это Национальный академический оркестр народных инструментов России. Таких оркестров было создано немало, и они довольно органично врастали в ту идеологическую атмосферу, которая была доминантой в сознании общества того времени.

В огромной стране, с её великой культурой присутствовала весьма определённая идеологическая направленность, которая, в свою очередь,  оказывала воздействие и на развитие русских народных инструментов. А в ту пору с ними уже довольно тесно сроднились и хоровые коллективы. Все они были крепко привержены патриотической идее. И не секрет, что в Великой Отечественной Войне огромный народ победил не только высокой техникой, но и высоким духом.

Говоря сегодня о феномене русских народных инструментов, мы естественным образом приблизились к теме русской песни. Под понятием «Русская песня» я, в первую очередь, подразумеваю ее сценическое воплощение. То художественное явление, которому, начиная с Надежды Плевицкой – прародительницы этого направления,  свое творчество посвятили такие выдающиеся артисты как Лидия Андреевна Русланова, Ольга Васильевна Ковалева, Людмила Георгиевна Зыкина, Ольга Борисовна Воронец, Александра Ильинична Стрельченко и многие другие. Их искусство развивалось в тесном сплетении с русским инструментальным исполнительским искусством. Наиболее характерным явлением явилось создание Людмилой Георгиевной Зыкиной Ансамбля «Россия» в котором этот симбиоз был воплощён наиболее ярко и по- настоящему стал выдающимся художественным явлением.

Сегодня такие традиционные для 20-го века и перешедшие в век 21-й коллективы, как хор имени Пятницкого, Кубанский казачий хор и многие другие коллективы являются буквально носителями традиционной народной культуры.

Что же касается оркестра русских народных инструментов, то в течение 20-го века он получил колоссальное развитие. И прежде всего, была сохранена начальная традиция – создание репертуара. Выдающиеся композиторы стали писать для оркестра русских народных инструментов. Это явление стало еще более популярным во всем мире. Оркестр стал носителем духовного, нравственного развития общей музыкальной культуры. В 60 е годы говорили, что для дипломатии Советского Союза достаточно Оркестра имени Осипова, певицы Людмилы Зыкиной и совершенно не обязательно иметь ядерные бомбы, чтобы решить мировые проблемы.

Наша современная музыкальная культура, как никогда нуждается именно в национальном исполнительском искусстве, потому, что оно достигло той стадии своего развития, когда не просто может быть признаваемо мировым музыкальным сообществом, но уже способно и само быть законодателем в мировом музыкальном пространстве. Примеров большое множество. Здесь уместно сказать о мировых инструментальных культурах. Одна из наиболее развитых инструментальных культур в области национального инструментализма является, конечно, китайская национальная культура. И здесь эти пути интеграции очень активно развиваются. Не могу не привести в пример очень яркое, плодотворное творческое сотрудничество Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Китайского национального государственного оркестра Запретного города.

Уровень, которого достигло развитие национального академического исполнительского искусства в России, довольно высок. Этому нет аналогов ни в одной другой национальной культуре. Это признается всем мировым музыкальным профессиональным сообществом и, конечно, еще выше поднимает статус нашей самобытной культуры. В связи с этим хочу подчеркнуть важность терминологического определения искусства игры на балалайках, домрах, гуслях, гармониках, баянах…

Все - таки, исходя из тех исторических аспектов, которые мной определены в этой статье, это искусство необходимо считать национальным академическим исполнительским искусством. Его необходимо определить, как НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ и, прежде всего, как область Профессионального академического музыкального искусства. Еще раз хочу обратить внимание на то, что фольклор развивается по другим путям и существует параллельно с академическим искусством. Ни в коем случае не хотелось    бы    спровоцировать   этим    высказыванием    каких    –    либо противоречий или дискуссий в этой области. Поэтому еще раз подчеркну паритетность, равнозначность этих двух направлений в искусстве и, безусловно, их возможное взаимообогащение. Не трудно ведь вспомнить множество ярчайших примеров в музыке: П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова. Множество современных композиторов пишут сейчас интересную музыку, используя русские музыкальные инструменты. В целом интерес современных композиторов к оркестру русских народных инструментов сейчас очень высок. Ведь это по своей сути уникальная творческая лаборатория своего рода, которая способна дать современному обществу эстетические и нравственно полноценные образцы национальной музыкальной культуры.

Сейчас в состав Профессионального сообщества деятелей национального академического исполнительского искусства входит более 75 оркестров, из всей России. Об этих оркестрах, пожалуй , знает только само Профсообщество (Сокращение от «Профессиональное сообщество деятелей национального академического исполнительское искусство» - прим. авт.) и небольшой круг почитателей каждого из оркестров. Все эти оркестры имеют статус государственных коллективов, федерального или муниципального значения! Все это происходит именно потому, что в сознании современного общества нет не только чёткого терминологического определения, но и ясного практического аудио и визуального опыта, а проще – самого знания и знакомства с этим музыкальным направлением.

У слушателей должно быть четкое понимания этих различий. Это не означает, что эти направления не могут пересекаться и взаимодействовать между собой, как раз наоборот, - могут и должны взаимодействовать! Все исторические обоснования у нас для этого есть, мы прекрасно с вами можем сформулировать и теоретически достаточно четко обосновать, почему и когда появилась народно – массовая культура, а в каком направлении развивается и сколько лет формируется уже собственно национальное академическое исполнительское искусство. Более ста лет композиторы пишут для русских музыкальных инструментов музыку, музыканты, имеющие профессиональное образование, исполняют эту музыку. Именно поэтому нам важно этому огромному культурному пласту дать его подлинное определение - Национальный инструментализм.