Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ОТОБРАЖЕНИЯ ФЕНОМЕНА «БОГАТСТВО» В КИТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Китайская философия с древнейших времен большое внимание уделяла вопросам этики, то есть вопросам нравственности, правилам поведения и нормам жизни, в частности вопросам богатства, способам его получения и мере достатка.

Первым учением, заложившим основы системы ценностей в китайском обществе, стало конфуцианство. Конфуций (551 — 479 до н.э.) создал образ идеального, высоконравственного человека — цзюньцзы, который подчинял выгоду долгу: «君子怀德,小人怀土» («благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде») [3, с. 24]. Истинный «благородный муж» (цзюньцзы) равнодушен к жизненным удобствам и вообще материальной выгоде, он стремится к нравственному совершенствованию и служению обществу. Но вместе с тем цзюньцзы должен избегать нищеты, поскольку она расценивалась, как неумение организовать свою трудовую деятельность, лень и нерасположенность высших сил.

Конфуций также занимался вопросами общественного порядка, и его учение послужило основой строгой социальной стратификации в китайском обществе: деление на низы и верхи. Справедливость в таком обществе существовала, когда каждый соблюдал требования и обычаи, которые установлены для класса, к которому он принадлежал. По этой причине благородный человек должен был быть умерен в удовлетворении материальных потребностей, и не стремиться получить больше, чем подобало его статусу, иными словами, соразмерять свои притязания с потребностями окружающих. Что касается способов достижения материального благополучия, то единственным правильным путем был труд и усилия человека, что включало в себя получение образования, считавшегося неотъемлемым атрибутом «благородного мужа».

Следующей духовно-интеллектуальной силой, повлиявшей на формирование системы ценностей китайского общества, послужил даосизм. По мнению основателя данного учения Лао-цзы материальное благополучие не должно быть целью жизни. Суть жизни состоит в следовании природе и отказа от материальных страстей, что в частности подразумевает ограничение себя в пище и отказе от индивидуального благополучия в пользу общественного, отказ от приумножения частной собственности .

В 4 — 3 вв. до н. э. серьезную конкуренцию конфуцианству составил легизм. Согласно легистам, стремление к материальному обогащению — двигатель исторического развития, общественного прогресса.

Материальное благополучие является основой стабильности государства, поэтому мудрый правитель снабжает население материальными благами в зависимости от количества имеющихся средств. В отличие от конфуцианцев легисты подчиняли моральные принципы материальным интересам.

В Средние века наиболее значительный вклад в осмысление проблем благополучия внес Чэнь Лян (1143 — 1194), который в своем учении пропагандировал прагматизм, считая, что стремление к материальному обогащению представляет собой естественное стремление человека, и не противопоставлял справедливость выгоде.

В начале 20-го века  в Китае  в противовес конфуцианству,  на протяжении веков имеющему сильное влияние на сознание китайской нации, зарождается проевропейское течение прагматизма. Наиболее известным представителем данного течения является Ху Ши  (1891-1962 г.). Подобно легистам, философ полагал, что стремление к материальному благополучию рационально, и видел в этом стремлении путь общественного развития. Он призывал к отказу от духовных ценностей феодального общества, конфуцианских моральных норм, которые, по его мнению, угнетали личность и сдерживали ее развитие, подчеркивал приоритет достижения материальных благ перед абстрактными духовными.

Во второй половине 20 века одним из самых влиятельных политических течений стал маоизм, целью которого провозглашалось достижение материального благополучия народа. И эта цель, по мнению маоистов, оправдывала все применяемые средства, в том числе и репрессивные меры. Однако, так или иначе, последователи этого учения следовали конфуцианским принципам, провозглашая приоритет общественных ценностей над личными.

На протяжении последних десятилетий Китай стремительно развивается в экономическом плане, что не может не сказываться на сознании граждан страны, их системе ценностей и представлениях о мире. Правительством были созданы условия для развития частной и коллективной форм собственности. Производители получили широкую самостоятельность и реальную заинтересованность в достижении более высоких результатов своей деятельности. Оплата труда большого числа рабочих и служащих также была поставлена в зависимость от результатов их работы. Кроме того, была выстроена система премий за успешную работу.

Чен Чжися, профессор психологии, считает, что в современном Китае всѐ больше людей используют дружеские связи как средство получения выгод. Поэтому они стараются наладить «дружеские» связи с чиновниками, бизнесменами и другими «полезными» людьми. Люди стремятся только к обогащению и заботятся лишь о своих нуждах, искренние чувства становятся редким явлением [4].

В связи с этим сегодня нельзя отрицать, что в Китае происходит ломка представлений об отношении и способах достижения материального благополучия. Если конфуцианская этика предписывала строгое следование принципу «золотой середины» и своему положению в социальной иерархии, то теперь следование таким установкам препятствует достижению желаемого уровня благополучия. Материальный успех очень высоко оценивается обществом. Однако отношение к представителям высших слоев общества, крайне быстро заработавшим свое состояние в период реформ негативное. И зачастую распространено мнение, что их богатство — следствие нарушения законов.

Как уже говорилось выше, политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в последние десятилетия в Китае, не могли не повлиять на представления людей о мире, особенно на картину мира молодых людей, и должны были отобразиться в языковой картине мира — культуре, закрепленной в языковых единицах. В связи с этим, видится целесообразным выявить основные репрезентанты феномена богатства в современном китайском языке, который может отобразить изменения в отношении людей к материальному благополучию.

20 китайским респондентам в возрасте 19 — 30 лет был задан ряд вопросов, чтобы выяснить, какие сленговые слова используются для называния детей богатых родителей; богатых людей, а так же выяснить, какую коннотацию имеют данные единицы. Ответы представлены ниже, в Табл.1 и Табл.2.

Вывод.

В Китае материальное благополучие традиционно понималось как составляющая личного благополучия, не мыслимая вне общественного, умеренное стремление к улучшению материального положения посредством труда поддерживалось обществом. Вместе с тем оно было вторично по отношению к моральной стороне поступков: стремлению к духовному совершенству. В последние десятилетия, в эпоху политических, экономических и социальных перемен в китайском обществе происходит ломка представлений об отношении и способах достижения материального благополучия: растет стремление к личному обогащению, стирается понятие меры.

Однако анализ сленга показал, что несмотря на большие перемены, происходящие как в Китае, так и России, появление слов, отражающих новые явления в эпохе, традиционные воззрения в сознании народов сохраняются. Так в китайском сознании сохраняется положительное отношение к тем, кто достиг материального благополучия путем собственных усилий, и отрицательное к те, кто достигает его иными путями.

Происходящие в Китае изменения, опираются на религиозно-нравственный и духовный потенциал с привлечением передового зарубежного опыта, что свидетельствует о сохранении национального своеобразия в условиях интеграции в мировое сообщество.

 

Список литературы

1.     Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого М. : ИФ РАН, 2000. – 208 с.

2.     Доржиева М.Л.. Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Доржиева Мария Лхамажаповна ; Ирк. гос. тех. ун-т. — Иркутск, 2006. — 150 с.

3.     Конфуций. Лунь Юй / Конфуций –М.: Восточная литература, 2001 г. - 168 с.

4.     Лотосов О. Китайцы считают, что дружба не важнее выгоды [Электронный ресурс] // The epoch times: [сайт]. [2011]. URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/42249/4/ (Дата обращения: 17.05.2015)

5.     Прушенова Е.Ц. Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Е.Ц. Прушенова ; Бурят. гос. ун-т.- Улан-Удэ, 2007.- 151 с.: ил.

6.     Середа A.B. Отражение представлений о материальном благополучии в религиозно-обрядовых действиях китайцев / A.B. Середа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 18 (44). — 2007. — С. 232-237.

7.     Середа А.В. Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А.В. Середа ; Бурят. гос. ун-т. —Улан-Удэ, 2010. —185 с.: ил.