20 ноября 2016г.
Чай является одним из наиболее распространенных напитков, вошедших в обиход нескольких тысячелетий тому назад. Он тонизирует, благотворно воздействует на сердечнососудистую, нервную и пищеварительную системы, снимает усталость, повышает работоспособность. Неверными представлениями потребителей о крепости и цвете чая пользовались, да и по сегодняшнее время пользуются фальсификаторы. Угождая вкусу покупателя, они подкрашивают плохие чаи, добавляя к ним различные примеси, что дает столь ценимую потребителем густую окраску чая.
Цель работы – исследование качества чая.
Задачами работы являются: проведение социологического опроса; изучение видов чая; органолептическая оценка качества чая.
В ходе социологического исследования было опрошено 30 респондентов. Представленные ниже вопросы касались качества чая.
На вопрос: «Какой Вы чай покупаете?», 23 респондента ответили, что пакетированный. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1. Ответы респондентов
на
вопрос: «Какой Вы
чай покупаете?»
Кроме того, респондентам было предложено указать, на что они ориентируются при покупке чая. Выявлено, что в основном, обращают внимание на цену (45%), затем марка,
качество (оба – 25 %). Лишь 14 %
обращают внимание на рекламу.
Большинство покупателей обращают внимание при заваривании чая на вкус и
аромат
(55%), остальные – на цвет
настоя
(45%).
Был задан вопрос: «Просматриваете ли Вы после заваривания чая, качество
чаинок?», большинство респондентов (65%)
не обращают на это внимание.
И еще респондентам предлагалось указать, как они оценивают качество
чая, это можно увидеть на рис.2.
Как видно, у большинства респондентов, основными критериями являются:
упаковка (30%), далее – аромат, цвет. Еще одним критерием оказалось пенообразование (15%). Однако
следует отметить, что
данный
критерий не регламентирован
в стандарте.
Одним из немаловажных вопросов в настоящее время является правильное
распознавание видов
чая.
Вид чая зависит от его технологии производства. Процесс производства чая состоит
из следующих этапов (рис. 3):
·
сбор;
·
транспортировка;
·
завяливание;
·
скручивание листьев;
·
ферментация;
·
сушка.
Ферментация – самый сложный
и важный процесс в технологической схеме. Это
основной этап обработки чайного листа, когда ферменты чая начинают процесс окисления, является кульминацией биохимических процессов, происходящих при завяливании и скручивании, и наиболее важным процессом при производстве чая. Ферментация
состоит из прожарки и окисления воздухом. При ферментации
под воздействием
кислорода
в
чайном листе происходят
сложные
химические преобразования. Окислению и брожению подвергается сок чайных листьев, а сам может
проходить
несколько часов. Именно
на основе ферментации
чай получает свой «цвет».
По степени ферментации различают
следующие чаи:
- неферментированные чаи – белые;
- слабоферментированные – зеленые,
желтые;
- полуферментированные – оолонги (красные, синие, фиолетовые);
- ферментированные – черные.
Чем меньше времени
пройдет между запуском бродильных процессов и их
остановкой, тем менее ферментированным будет
считаться чай.
В товароведении выделяют помимо чая и чайные напитки. Ошибочно большинство потребителей считают
чайные напитки чаем (например, каркаде – «красный чай»). Чайный напиток – это купаж какого-то сорта чая с травами, фруктами или ягодами. Также к чайным напиткам причисляют и
просто смеси сушеных листьев, цветов
и т.д.
Из выше представленного материала можно
сделать следующие выводы:
1)
Информация на упаковке чая должна быть полной. На пачке с импортным чаем ставится английская аббревиатура,
содержащая полную информацию о качестве чая.
К примеру, Р (Pekoe) – крупный чай,
мало
скрученный, с
открытыми пластинами. ОР
(OrangePekoe) – крупный чай,
скрученный, однородный, без
типсов.
2)
Хороший чай упаковывают в фольгу. Однако, следует сказать, что
самый лучший чай – это чай, который
продается на развес. При покупке его надо пощупать, понюхать, встряхнуть, обратить внимание на размеры
и внешний вид чаинок.
3) Цвет должен быть ровным и
однородным. Тусклым обычно
бывает старый чай.
4)
Следует различать чай и чайные напитки. Вид чая зависит от процесса ферментации.
Таким образом, при покупке чая нужно обращать внимание на идентификацию чая по наименованию и показатели его
качества.
Список литературы
1. ГОСТ 32574-2013
Чай зеленый. Технические условия. – Введ. 01.07.2015. – М.:Стандартинформ, 2014
2.
ГОСТ 32573-2013 Чай черный. Технические условия.
– Введ. 01.07.2015. – М.:Стандартинформ, 2014
3.
Куликова, Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе: учебное пособие/ Н.Р.Куликова. –
М.: Дашков
и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010.