05 марта 2016г.
Сегодня в административных округах все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий формирования, сбора и обработки информации при проведении реформы ЖКХ. Обеспокоенность этим вопросом достаточно легко объяснима, так как без использования технологий формирования, сбора и обработки информации просто невозможно проводить преобразования жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах. Новые технологические разработки должны обеспечить систематический и постоянный процесс сбора и обработки информации о состоянии жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, в том числе проведение диспетчеризации жилого фонда, оформление паспортов на дома и придомовые территории, выполнение расчетов с жильцами, адресную социальную помощь, контроль над расходом тепловых и энергетических ресурсов, переход на автоматизированный сбор, обработку, анализ и передачу информации, информационную поддержку при принятии управленческих решений.
На Рисунке 1 представлена домовая(квартирная) информационная сеть, для упрощенного сбора данных квартирных счетчиков и вывода информации по требованию.
Базовым звеном системы, определяющим во многом ее функциональные возможности и потребительскую ценность, является локальная квартирная информационная сеть, которая строится на основе специализированного квартирного пульта управления.
Квартирный пульт (КП) обеспечивает сбор информации с расходомеров-счетчиков потребления энергоносителей, контроль их нормального функционирования, предварительную обработку данных для формирования ограниченных по объему информационных блоков, передаваемых на домовой контроллер, обмен с домовым контроллером по заданному протоколу с возможностью экстренной передачи сообщения об аварийной ситуации с пульта вызова помощи или по результатам анализа первичных данных.
Расходомеры-счетчики газа, тепла, электроэнергии, холодной и горячей воды должны быть функционально законченными устройствами с унифицированными выходными сигналами. С этой целью каждый расходомер-счетчик имеет свой периферийный контроллер(интерфейс) с минимально необходимыми возможностями, выполняющий задачу приема, обработки первичной информации с датчика и выдачу цифрового хода на входной порт квартирного пульта. Передача информации на квартирный пульт может проходить с помощью радиомодема, либо с помощью проводной связи. Такая структура обеспечивает разгрузку КП, повышает надежность его работы и ремонтопригодность.
Квартирный пульт выводит количество потребляемых энергоносителей на отдельный блок отображения информации, исполняющего роль контрольного прибора для обслуживающего персонала.
Все квартирные пульты соединены с общедомовым контроллером, который собирает данные с каждого квартирного контроллера и отправляет на единый сервер, который должен находится в центральном офисе сбора данных ЖКХ.
Если квартирную информационную сеть проще и удобнее обслуживать беспроводной сетью радиомодемов, то для передачи данных между КП, домовым контроллером и сервером ЖКХ удобнее провести проводную связь (оптоволоконную сеть).
Ограниченность и неравномерность распределения запасов энергоресурсов вызывает
необходимость тщательного их учета, в том числе использовать измерительный контроль
потребления энергоносителей в жилом секторе. Аналогичный
контроль начинает вводиться и в нашем регионе. К сожалению, эта работа проводится (по примеру зарубежных стран) посредством применения
уже устаревших недистанционных счетчиков потребления энергоносителей, не позволяющих использовать большие возможности современных информационных технологий. Такая примитивная информатизация ЖКХ приводит к неоправданной потере времени,
уверенности в положительных результатах информатизации, потере труда и финансовых средств,
которых можно избежать посредством внедрения централизованной автоматизированной системы контроля.
Создание системы
учета и контроля
бытового потребления энергоносителей связано с необходимостью решения нескольких
неразрывно связанных между собой задач. Во-первых, это проблемы научно-технического характера, в том числе опытно-конструкторские, нормативно-правовые, производственно-технологические, организационно-эксплуатационные и другие.
Во-вторых, это задачи социально-экономического характера, которые включают организационно-управленческие, консервативно-психологические, межведомственные и другие аспекты.
В условиях удорожания квартирных услуг все упомянутое осложняет и тормозит
рациональное реформирование ЖКХ.
Для данной системы требуются импульсные счетчики-расходомеры. Вводить систему
контроля и учета потребления энергоносителей ЖКХ в старые
дома не выгодно, т.к. замена
счетчиков требует больших
затрат. Однако
данная система удобна и проста для установки в новых домах,
либо при проведении капитального ремонта.
Внедрение предлагаемой системы
в производство и эксплуатацию будет способствовать:
1.
Повышению безопасности и комфортности проживания граждан в изолированных квартирах;
2.
Повышению помехозащищенности и управляемости в ЖКХ;
3.
Стимуляции бережного
отношения к труду других людей,
к природным благам;
4. Развитию информационных технологий, наукоемких производств, укреплению справедливых нормативно-правовых порядков;
5. Созданию принципиально новых
рабочих мест более высокого уровня квалификации как на промышленных предприятиях, так и в области жилищно-коммунального обслуживания;
6. Обеспечению успешного
проведения жилищно-коммунальной реформы,
укреплению местного (регионального) управления и стабилизации социально-экономического развития.
Список литературы
1.
Технология энергосбережения - Березовский Н.И., издательство: БИП-С Плюс, 2007