Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ В КАЧЕСТВЕ ФОРПОСТА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ФОРМИРОВАНИЯ НА ЕЕ ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО- РЕКРЕАЦИОННОЙ И ТУРИСТИЧЕКОЙ СИСТЕМЫ ВЛАДИВОСТОКА - КАК ЦЕНТРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

В данной статье рассматриваются основные этапы формирования фортификационных сооружений Владивостокской крепости, а также возможность их использования для культурно-туристических и рекреационных целей.

Владивостокская крепость считается выдающимся произведением военно-оборонительного зодчества своего времени. Особенного ценными являются фортификационные сооружения и постройки 1910-14 г.г. В настоящее время они утратили свое первоначальное значение, как военные укрепления, но приобрели большую историко-культурную ценность, как памятники истории русского государства, архитектуры крепостного строительства и инженерной мысли. Сооружения крепости приняты под государственную охрану, как памятники истории и культуры.

В XVI-XVII веках на берега Тихого океана выходят русские люди. Начинается освоение дальневосточных земель, закрепление на этой территории россиян. Владивосток развивался, постепенно становясь портом (1862), городом (1875) и крепостью (1889) - главной военной базой России на Тихом океане. В 1878 г. заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа П.Ф. Унтербергер, совершил по приказанию командования поездку в важнейшие стратегические пункты российского тихоокеанского побережья - Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Он разработал важнейшие предложения по укреплению этих пунктов и строительству там береговых батарей. Для Владивостока он предложил доставить современные артиллерийские системы, построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города, и сосредоточить в нем достаточное количество войск с соответствующими запасами. Таким образом, именно П.Ф. Унтербергеру принадлежит идея создания во Владивостоке морской крепости. В 1889 г. на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кайзер-флаг, - Владивосток получил статус крепости. С этого года начинается официальная история строительства Владивостокской крепости.

В 1899 г. под руководством известного русского фортификатора, профессора Николаевского из Инженерной Академии и полковника К.И. Величко, был разработан проект первого долговременного сухопутного обвода (вторая линия обороны) Владивостокской крепости. Общее направление линии сухопутной обороны было жестко задано приказанием военного министра, генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина. Она проходила от Амурского до Уссурийского залива, поперек п-ова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 км от бухты Золотой Рог и представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов. Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи. Они были выполнены в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устанавливали убежища для артиллеристов и хранилища припасов.

Укрепления второй линии обороны Владивостокской крепости интересны тем, что при их строительстве был использован опыт обороны Порт-Артура (Люшунь), где в свое время были построены подобные фортификационные укрепления.

22 февраля 1904 г. японская эскадра, под командованием вице-адмирала Камимуры, подошла к Владивостоку и обстреляла город, выпустив около 200 снарядов по жилым постройкам города и оборонительным сооружениям. Эта бомбардировка показала просчеты, которые были допущены при строительстве линии обороны проекта 1899 года, и внесла коррективы в очередность строительных работ.

Строительство главной линии обороны проекта 1910 года шло под руководством генерал-майора А.П. Шошина. Она пролегала в 15-20 км от бухты Золотой Рог и состояла из мощных опорных пунктов - фортов. Форты проекта 1910 года имели много подземных казематированных сооружений, толщина стен достигала 4 метров, что обеспечивало защиту при обстреле 420-мм орудиями. Кроме оборонительных сооружений, к 1916 году Владивостокская крепость имела: большое количество казематированных подземных пороховых погребов, мясохолодильник, разветвленную сеть дорог включая канатную подвесную, аэродром, эллинг для дирижабля, большой казарменный фонд, гарнизонные церкви, штабные помещения и т.д., что позволяло в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника в течение длительного времени.

В 30-х гг. начала создаваться Береговая оборона ТОФ (Тихоокеанский флот). Данные сооружения служили надежным щитом для Дальнего Востока. Часть укреплений Владивостокской крепости вошли в эту систему оборонительных сооружений.

18 августа 1945 г. началась последняя боевая операция Второй мировой войны - Курильская десантная операция. Общее руководство операцией осуществлял командующий ТОФ адмирал И. Юмашев. Курильская десантная операция закончилась 1 сентября 1945 года, а 2 сентября 1945 года японское командование подписало акт о капитуляции – Вторая мировая война официально закончилась.

В конце 1969 г., учитывая политическую нестабильность в отношениях с Китаем, советское правительство приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района (ВЛОР), задачей которого являлась защита города и главной базы ТОФ в случае вероятных боевых действий. В общую систему обороны ВЛОР, как и в годы Второй Мировой войны, были включены и некоторые укрепления Владивостокской крепости. К началу 90-х годов ХХ века ВЛОР имел все необходимое для ведения упорной обороны подступов к Владивостоку. В конце 1993 г. Владивостокский Укрепрайон по решению руководства страны был упразднен. С этого времени начинается процесс постепенной деградации фортификационных сооружений Владивостокской крепости и встает вопрос, что с ней делать дальше.

Владивосток, после его открытия в 1991 г., постепенно становится важным центром экономического взаимодействия стран АТР, а также международного туризма. Среди его достопримечательностей, особый интерес представляют фортификационные сооружения Владивостокской крепости (1889 - 1923 гг.), возводимой более 40 лет, и являвшейся одной из лучших и мощнейших морских крепостей мира. В настоящее  время становится очевидным, что необходимо активно использовать потерявшие военное значение фортификационные сооружения Владивостокской крепости для культурно-туристических и рекреационных целей, что является общемировой практикой. Сохранившиеся сооружения крепости, расположенные на 400 кв. км полуострова Муравьѐва-Амурского и Русского острова, архитектурно выразительны. Они имеют уникальную ландшафтную организацию, с точки зрения мимикрии, энергосбережения и уникальной связи с природой. Большая часть этих сооружений находится в лесопарковой зоне г.Владивостока, на вершинах гор и прибрежных территориях. Многие из них имеют разветвлѐнные системы подземных ходов и разного рода тоннельные и казематированные убежища. Всѐ это во многом определяет их исключительную ценность для культурно-исторического, туристического и рекреационного использования.

Обратим внимание, что крепость строилась как военный объект. Поэтому большая часть сооружений находится в труднодоступных местах и не все объекты могут быть использованы для туристических маршрутов. В настоящее время задача значительно упростилась, т.к. при подготовке к саммиту АТЭС, появилась развитая транспортная инфраструктура.

На (Рисунок 1) показан ситуационный план с изображением объекта Владивостокской крепости для визуального восприятия.

Экспертному сообществу, еще только предстоит осознать и выработать рекомендации по дальнейшему использованию фортификационных объектов Владивостокской крепости, в том числе и для развития международного туризма. Общеизвестно, что это памятник мирового класса и город Владивосток при соответствующем рекреационном обустройстве его может стать в будущем Центром международного туризма.

Высокий туристический потенциал фортификационных сооружений Владивостокской крепости позволяет утверждать, что они могут стать основным имиджевым элементом развития культурно-рекреационной системы Владивостока, как города с богатой военно-морской историей.

Помимо архитектурно-дизайнерских идей восстановления, нужна программа развития объектов Владивостокской крепости, с учетом их исторической ценности, а также формирование на ее основе современной культурно-рекреационной системы города Владивостока.

Основой данной системы может стать район территорий крупных фортов Владивостокской крепости на Седанкинском перевале – на их основе возможно создание культурно-рекреационного комплекса кратковременного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма.

Территории и акватории острова Русский (кратковременный и длительный отдых). Объекты будущего строительства – комплекс экскурсионно-познавательного туризма на базе фортов и укреплений Владивостокской крепости.

В разрабатываемой рекреационной системе города, предлагается определенный перечень программных объектов, где в основном закладываются предпосылки развития активных, динамичных видов кратковременного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма. Данная система предопределяет прокладку экскурсионно- познавательных и туристических маршрутов в разных направлениях, с интересными сценариями, со сменой рекреационной деятельности, с использованием различных видов транспорта (канатного (канатная дорога), автомобильного, водного, воздушного, конного и др.). На территории города Владивостока с ее пригородными зонами, возможно создание двух планировочных районов, которые сформируются за счет фортификационных сооружений Владивостокской крепости. Причем при малой транспортной доступности, что позволит сформировать туристский историко-культурный пояс на уровне развития кратковременного отдыха. Это весьма важно для приезжих отдыхающих, которые, как правило, за короткий промежуток времени обычно желают познакомиться с максимальным количеством объектов. Программа последовательной интеграции объектов кратковременного отдыха и туризма на базе фортификационных сооружений Владивостокской крепости в городскую  рекреационную  систему,  должна  включать  в  себя  разработку  государственной  программы «Владивосток-центр международного   туризма» и включать в   себя разработку общегородского   проекта «Владивостокская крепость - объект международного туризма» с привлечением зарубежных инвестиций.

Для того, чтобы этого добиться, необходимо провести ряд мероприятий и инфраструктурных изменений. Вот некоторые из них: необходимо подготовить квалифицированный персонал, сотрудников, гидов Владивостокской крепости; дать проектные предложения по созданию рекреационных центров кратковременного отдыха и разработать туристические маршруты, которые их свяжут воедино для всех желающих; провести необходимые мероприятия по консервации, реставрации, реконструкции и ландшафтной организации фортификационных сооружений Владивостокской крепости для культурно-рекреационных и туристических целей; обеспечить объекты Владивостокской крепости необходимыми элементами рекреационной инфраструктуры, с разработкой элементов средового дизайна и ландшафтного архитектуры; разработать программы посещения туристами объектов Владивостокской крепости; разработать рекламную пиар-компанию по продвижению и закреплению объектов Владивостокской крепости, как военно-исторического символа г.Владивостока; привлечь к работе туристические агентства, средства массовой информации, департаменты по туризму и экскурсиям города Владивостока и Приморского края, заинтересовать коммерческие организации.

Таким образом, формирование культурно-рекреационной и туристической системы города Владивостока, на базе существующих фортификационных сооружений Владивостокской крепости, при реализация программы «Большой Владивосток», приведет к увеличению финансовых вливаний городского, краевого и федерального уровня, а также создаст условия для привлечения на Дальний Восток России международных инвестиций. Все это позволит городу Владивостоку стать главным морскими воротами России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Список литературы

1.     «Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Часть I. "Назло надменному соседу". 1860-1905 гг.»

2.     Р.С. Авилов, Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, Владивосток: издательство «Дальнаука», 2013.

3.     Аюшин Н. Б., Калинин В. И., Воробьев С. А., Гаврилкин Н. В. Крепость Владивосток. — СПб.: Остров, 2001. — 264 С.

4.     Касьянов Н.В. Владивостокская крепость. Между прошлым и будущим. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2001.-100 с. Информация в сети интернет: www.port-artur.info, www.kfss.ru, www.vladdig.org, www.fortress.bosfor.ru